Рабочие места: Игорь Манн, соучредитель издательства «Манн, Иванов и Фербер», автор популярных книг по маркетингу

Фарид Каримов

Сегодня в гостях у Лайфхакера побывал Игорь Манн – соучредитель издательства максимально полезных книг «Манн, Иванов и Фербер», автор популярных книг по маркетингу, опытный маркетер и спикер.

Итак, как же работает Игорь Манн?

Игорь Манн

Сегодня в гостях у Лайфхакера побывал Игорь Манн  соучредитель издательства максимально полезных книг «Манн, Иванов и Фербер», автор популярных книг по маркетингу, опытный маркетер и спикер.

Не так давно я делал обзор его новой книги «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь». В этом интервью я задал ему все вопросы, которые скопились у меня после прочтения книги.

Итак, как же работает Игорь Манн?

— Здравствуйте, Игорь. Начать интервью я хочу с большого СПАСИБО от себя лично и от читателей Лайфхакера за те книги, которые вы издаёте. Вы как свет, на который слетаются все деловые активные люди.

— Здравствуйте, Фарид. Спасибо. Приятно это слышать. Искренне говорю.

— Вы и сами написали много книг. Для вас написание книг  это почти уже система. Расскажите, как вы пишете? В каком-то особенном режиме?

— Удивительно, но каждая книжка писалась по-разному.

Первая  «Маркетинг на 100%»  писалась долго. Практически восемь месяцев. «Маркетинг без бюджета» писалась две недели. «Возвращенцы»  буквально за четыре дня. Книжка «Номер 1» пару лет вымучивалась.

Система системой, но не получается писать в каком-то одном особом режиме. Но мой подход к работе над новой книгой прост. Я нахожу тему, которая будет интересна читателю. И для меня принципиально, чтобы никто никогда на эту тему ещё не писал  я не хочу писать книги на темы, которые уже есть, что-то переписывать, что-то адаптировать.

Потом я ищу для неё какое-то яркое рабочее название.

Потом делаю достаточно детальный план, расписываю главы.

Дальше работа идёт чисто механическая. Я просто должен в день или в неделю написать какое-то количество глав. Написал  молодец. Не написал  значит, надо ускориться в другой день или на следующей неделе.

Но в некоторых случаях такой подход не работает.

Тот же самый «Номер 1» писался тяжело. Было огромное количество литературы на эту тему, которую нужно было изучить… Я хотел что-то своё нащупать. Поэтому план был, название было, содержание было… а вот работать в режиме, о котором я рассказывал, не удавалось.

— Как вы накапливаете идеи для будущих книг?

— У менеджеров по продажам и маркетеров есть такой термин  воронка. В моей воронке новых книг сейчас семь позиций. Теоретически в этом году я могу написать ещё семь книг.

Но я смотрю, к какой у меня душа лежит, с той и начну. Необязательно это должна быть самая востребованная рынком книга. Та, к которой у меня душа лежит, которую хочется написать, за неё первой и возьмусь.

Сейчас параллельно в работе три книги.

Дописывается книга «Прибавить оборотов! 45 маркетинговых технологий для увеличения продаж”. Точнее, она уже у редактора.

Растянулась  уже на полгода!  книжка об обратной связи, как её получать и как с ней работать  «Фидбэк».

Ещё сейчас мы с Алексом Левитасом начали писать книжку, которая называется «Быстрый маркетинг».

Плюс я начинаю на этой неделе ещё одну книгу. Она называется «Другой маркетинг». В её основе — очень хорошая идея. Все делают маркетинг традиционными способами. Традиционно делается позиционирование, традиционно  ценообразование, традиционно ведется поиск каналов продаж и так далее.

Вот можно ли что-то сделать по-другому, и как это делают другие компании? Какие есть алгоритмы?

Фактически это продолжение моего семинара, который называется «Вау-маркетинг». Во время этого семинара я как раз учу слушателей делать маркетинг по-другому.

Есть в планах ещё одна книга, которая очень-очень мне близка. Она называется «КлиентоМанния без бюджета». Есть желание повторить успех книги «Маркетинг без бюджета», но написать о том, как компания может стать клиентоориентированной.

Как это сделать быстро, просто и, самое главное, без бюджета, чтобы руководители и предприниматели в нашей стране не боялись становиться клиентоорентированными.

Очень много ожиданий от этой книги… Говорят, что самые важные вещи, которые случились в твоей жизни, вспомнишь перед смертью.

Вот я очень хочу, чтобы эта книга  «КлиентоМанния» — была именно среди тех вещей, которые я вспомню. Только хочу, чтобы случилось это как можно позднее.

Я вот сейчас считаю, сколько же я книг написал. Если посчитать ключевые, то десять. Десять книг уже. Да, немало…

— Вы упомянули, что готовите книгу с Алексом Левитасом. А как вы работаете с соавторами? Какова специфика такой работы?

— Когда пишешь один  всё сам, всё сам… Самому писать сложнее и дольше.

Писать с соавтором проще и быстрее.

Ты делишь книгу пополам, и каждый пишет те главы, в содержании которых он более силён.

Естественно, поначалу мы стараемся выработать единый определённый стиль написания книги.

Я сейчас перечитал книжку Алекса «Больше денег от вашего бизнеса» и понимаю, что у нас с ним немножко разный стиль, поэтому сейчас будем писать по главам. Он написал главу. Я написал главу. Мы обменялись. И так будем притираться по стилю друг к другу.

Но ещё раз скажу: здесь ничего сложного нет. Ровно то же самое, о чём я рассказывал ранее.

Название, с которым согласны оба автора; содержание, с которым согласны оба автора; распределение глав — и вперёд!  пишем, пишем, пишем.

Потом компонуем и причёсываем с помощью редактора под единый стиль.

— Знаю, многие молодые российские авторы мечтают издаваться именно в «Манн, Иванов и Фербер». Это серьёзное достижение. Издаться, наверное, не проблема сейчас, но вот где издаться  это ведь тоже важно?

— Да, факт.

— А каким требованиям должны отвечать книга и автор, чтобы это произошло? Вот с западными книгами понятно: вы берёте какой-то бестселлер, и с той или иной поправкой можно сказать, что и здесь он тоже пойдёт. В случае с российскими авторами издательство идёт на больший риск?

— Да, мы рискуем сильно.

Чего мы ждем от наших авторов?

Во-первых, мы ждём книгу, которая будет продана большим количеством экземпляров. Всё-таки мы коммерческая компания  нам выгодно издавать книжки популярные и продавать их в большом количестве.

Второе: тема должна быть «горячей». То, что сейчас интересует и волнует «всех и каждого». Например, сейчас кризис наступает, и если кто-то напишет книжку, подобную «Маркетинг без бюджета», мы будем этому очень рады.

И третье: книга должна быть максимально полезная. Там не должно быть «воды». Там должно быть много, очень много полезных советов для читателя.

Для того чтобы подстраховаться и не ошибиться с тем, что мы книгу напечатали, а она не продаётся, мы смотрим на «племя», на  сообщество, которое клубится вокруг нашего автора. Многие авторы российских книг  известные блогеры.

И ты прикидываешь: если есть у него сообщество в 50 тысяч человек и если 10% из них купят книгу, то можно смело печатать тираж. 3-4 тысячи экземпляров должно уйти. 10% — это, наверное, чересчур оптимистичный вариант, но в 2% от базы фанатов, которые после выхода книжки её купят, заложиться можно смело.

— Я ещё читал совет, что сначала, мол, издайте книгу в электронной версии. Если она пойдёт  попробуйте её напечатать. Или это будет мешать будущим продажам?

— Нет, не будет.

Мы просто сделаем перезапуск книги.

Мы переиздавали ранее выходившие немалыми тиражами книги Александра Деревицкого, Алекса Левитаса, Радислава Гандапаса. И продавали их ещё большими тиражами. Мы это умеем.

Поэтому я не исключаю, что для начала можно сделать электронную книгу, посмотреть на продажи, на реакцию читателей, а потом напечатать её в бумаге.

Но правильнее было бы, конечно, дебютировать у нас сразу.

— Должна ли хорошая бизнес-книга мотивировать на действие? Какую роль мотивации вы отводите в своих книгах? Я читал ваши интервью, где вы часто говорите, что материал отличный, инструменты хорошие… А потом так вздыхаете и говорите, что всё равно никто ничего делать не будет.

— К сожалению, ни книга, ни даже лекция, когда ты смотришь в глаза человеку, не могут замотивировать кого-то на какое-то действие.

Замотивировать могут какие-то жизненные обстоятельства.

Даже очень-очень хорошая бизнес-книга не может замотивировать на действия. Даже книжка «К черту всё! Берись и делай!» не замотивирует вас бросить всё к черту и взять и сделать. Увы.

Вот сейчас у нас вышла книга  «12 недель в году»  классная книжка, которая заставляет человека ускориться.

Я думаю, даже несмотря на то, что тираж был 4 тысячи экземпляров, только три-четыре читателя этой книги начали жить быстрее (я, например, не стал).

Или «Номер 1»: книга вышла тиражом 4 тысячи экземпляров, и только два человека мне написали: «Игорь, помогите мне стать номером один».

Вот это реально читатели были замотивированы на действия.

Они заплатили мне деньги, я их проконсультировал, и у меня есть глубокое убеждение, что эти люди будут номером один в том, что они для себя наметили.

В теории хорошая книжка должна мотивировать на действия. На практике так не происходит. Очень маленький процент людей, прочитавших книги, на действия мотивируются.

Книга + ситуация = мотивация.

— Сначала вы писали книги по маркетингу, но книга «Номер 1»  это обращение к гораздо более широкой аудитории. Как вы к этому пришли?

— Всё правильно, аудитория гораздо шире.

Номер 1

Когда я писал «Маркетинг на 100%», честно говоря, я не думал, что стану таким большим писателем. Даже мысли не было такой. Ну, написал книжку и всё. Знаете, бывает, автор одной книги.

И потом как-то пошло-поехало… Ещё опыт, ещё опыт, ещё опыт, ещё книга, ещё книга…

«Номер 1» действительно не про маркетинг. Это абсолютно новая для меня тема. Можно сказать, что я ступил с земли маркетинга на территорию тренеров по личностному росту, самомаркетингу и лидерству.

На сегодняшний момент у меня уже были два корпоративных заказа на эту тему. Мало.

Получается, что тему «Номер 1» руководители компаний немножко боятся. Не знаю, почему, ведь учат же они сотрудников лидерству и личностному росту?

Грань тонка. Я не могу объяснить, что такое лидерство. Мало кто может. А вот что такое «номер один» я постарался объяснить. И понять это просто.

Мне казалось, что лидерство  это какая-то абстрактная материя, а номер один  это абсолютно конкретное действо.

Как я и написал, ты проходишь через несколько этапов: аудит, развитие, продвижение, результаты.

— Ещё рано подводить итоги по «Номеру 1»? Пошла книга?

— Я ещё долго буду ассоциироваться со словом «маркетинг».

Но мне очень приятно, что я написал что-то очень полезное не о маркетинге. Я уверен, что «Номер 1» будет очень-очень популярной и очень-очень долго. Это будет точно бестселлер, лонгселлер, вау-проект нашего издательства.

Чем больше «номеров один» в стране, тем лучше страна. Это однозначно.

И когда министерство экономического развития Самарской области сказало, что они очень заинтересованы в этой книжке и даже хотят дарить её своим воспитанникам  тем, кого они учат, воспитывают, — я очень порадовался за Самарскую область. Побольше бы таких министерств.

— Мне лично книга понравилась и запомнилась своим форматом  этакий конспект для деловых людей. Как вам это пришло в голову?

— Я очень долго искал вот этот формат. Я его нащупывал долго…

Помню, что вначале получилась карта. Потом она обросла другими ветками и деталями. И получился вот такой формат.

Уже даже и вспомнить не могу, как это точно случилось.

Количество мыслей переросло в качество  в модель понятную и простую.

Еще раз повторюсь: два года я над ней работал. Писал, переписывал, возвращался к написанному и снова переписывал. Но результатом я доволен.

— Вы пропагандируете чтение, я знаю. Я хочу поделиться историей своей семьи. Примерно год назад в семье появилась электронная книга, и моя жена стала просто запойно читать.

— А что она стала читать?

— В основном фантастику, художественную литературу. Вам не кажется, что электронные ридеры подхлестнули популярность чтения? Но в то же время я прочитал, что вы сами предпочитаете бумажную книгу. Вам этот формат не понравился? Чего вам не хватает?

— Тактильных ощущений и записей на бумаге.

Я понимаю, конечно, что записи можно делать в iPad. И удобно, что кусок текста можно отправлять себе на почту или в Dropbox и потом с ним работать. Но вот я больше люблю читать книги по старинке.

Я читаю, ставлю пометки, потом книгу ещё раз прорабатываю, в ней появляются вертикальные и горизонтальные закладки… Я писал об этом в «Номер 1».

Вот сейчас передо мной лежит книжка «Гений продаж» Тони Бьюзена. И я вижу  вертикально торчат четыре закладки-идеи. Это же идеи, на которых я денег заработаю! Ну как же не начать их внедрять немедленно?

А что будет видно в электронной книге? Поэтому пока бумажные.

Но нужно признать, что iPad сильно выручает, когда ты едешь надолго, далеко и по нескольким городам. С учётом того, как я быстро читаю, три-четыре книжки я возьму. Больше уже тяжело тащить, поэтому мой план Б — «заряженный» электронными книгами нашего издательства iPad.

— А какое у вас отношение к электронным ридерам?

— Не прижились. В ридере комфортнее читать, признаю. Даже вот сегодня ехал в метро и через плечо увидел женщину, читающую что-то в Kindle. Подумал: надо всё-таки купить Kindle. Записал себе в задачи.

Но не уверен, что куплю. Это было спонтанное желание.

Пока могу, пока есть выбор — куплю бумажную. Я завтра получаю очередную посылку с деловыми бумажными книгами из Ozon.ru на 5 150 рублей.

А ещё книжки я могу брать из нашего издательства.

Меня часто спрашивают, почему я создал издательство? Я люблю шутить в ответ, что очень много читаю и можно здорово сэкономить, когда у тебя своё издательство.

Короче, бумажные книги для меня предпочтительнее. Думаю, это навсегда.

— Опишите свои устройства, которые вы используете постоянно. Ноутбук, смартфон… Диктофон, я видел, вы где-то упоминали.

— Нет. Диктофон уже умер. Смартфон стал таким умным, что…

Вот сейчас передо мной шесть девайсов: iPad Mini, iPhone 5S, MacBook Air 13, диск… Даже модель не знаю, мне его подарили. Но красивый, Porsche-дизайн.

iPhone

— Что за диск?

— Ну, просто выносной диск на терабайт.

— А, понял — внешний диск.

— Внешний диск, да. Просто очень симпатичный — дизайн от Porsche. Просто глаз радует.

И мини-колонка Bose Soundlink Mini. Я люблю под музыку работать.

Плюс наушники  вот я сейчас с вами по ним разговариваю.

Ну и мышка эппловская ещё, вот это всё.

Всё, что лежит у меня на столе. Я стараюсь больше ничего на столе не держать.

Даже вот ручки нет… Я полностью перешел на todo в электронном виде. Программа Any.do оказалась настолько удобной, что теперь мне блокнот, бумага не нужны.

— Вы мой вопрос опережаете, мы к нему вернёмся ещё.

— Хорошо.

— Значит, а какие задачи распределяются по вашим этим устройствам? Что на ноутбук приходится, что на смартфон?

— Ноутбук: работа с почтой и подготовка презентаций. Две основные задачи.

Macbook Air

Я сегодня много передвигался по городу, и сейчас у меня во входящих 31 неоткрытое письмо. На большинство писем ответил на ходу через смартфон.

А есть письма, которые требуют «аттачить» что-то, много текста написать. Пальчиками в iPhone  это неудобно. Оставляю их на вечер, на потом.

iPhone просто для всего  почта, телефон, соцсети, мессенджеры, фото, диктофон…

iPad Mini для двух вещей. Первое  кино смотреть. Когда я фитнесом занимаюсь, 60 минут стараюсь на тренажёрах стоять. Эллиптический или беговая дорожка.

Кино на iPad очень помогает достоять до конца.

Вторая его задача  это помогать читать книжки.

Если вдруг у меня закончится бумажная книга, я достану iPad. Там огромное количество программ. Но признаюсь: больше ни для чего, кроме просмотра фильмов и чтения книг, iPad Mini мной не используется.

— Почему отказались от диктофона?

— iPhone заменил его полностью.

— И ещё один девайс вы не упомянули, но я его у вас заметил в одном из интервью. На вас были такие часы инновационные с диодами.

— Nike+ Fuelband. Я торжественно «похоронил» их три дня назад.

Nike+ Fuelband - The Pug Father/Flickr.com

Nike+ Fuelband – The Pug Father/Flickr.com

Им на смену пришёл новый девайс, от которого я в полном восторге,  это пояс, который называется LUMOback. Не слышали про него?

— Слышал, да. Поддерживает осанку и пищит, когда начинаешь горбиться.

— Да-да. Он вибрирует вообще-то. Я его только что снял. Ходил целый день с ним. Он показывает, что я большой молодец. Я сегодня 87% дня ходил с прямой спиной. Единственный его недостаток  это когда куда-нибудь приходишь (в гости, в кафе…), хочешь его наконец-то снять, начинаешь его расстёгивать, и все думают, что ты ремень расстёгиваешь и вот-вот начнёшь джинсы снимать.

LUMOback

Но вот чем мне не нравился Nike+  он убил ношение часов.

А для меня часы  один из любимых аксессуаров, при помощи которых можно самовыражаться.

Поэтому вот сейчас я ношу оранжевые Tissot, спортивные. Кстати, они одни из первых сделали такие тактильные часы. Они у меня с 2002 года. Очень классные, с оранжевым ремешком.

А Nike свою задачу выполнил, я сделал 2 миллиона найк-движений. В принципе, что я и хотел.

И понятно, что в целом, когда ты 40-60 минут занимаешься на беговой дорожке, цель выполняется — делать минимум 3 тысячи найк-движений. Так что Nike+  прошлое, и я теперь жду Apple Watch. Предвкушаю.

— А как часто вы меняете электронных помощников?

— Пока LUMOback пришёл на смену Nike+.

Всё-таки носить LUMOback и Nike+ одновременно смысла нет. У Nike была задача — двигаться. И я привык двигаться.

А LUMOback должен распрямить меня. И я думаю, что он это сделает.

И как раз подоспеет Apple Watch. И что там будет  посмотрим.

А так, в принципе, я достаточно консервативен. Если не ломается, я ничего не меняю. Единственное, так получилось, что мне всё время дарят новые iPhone. Думаю, что я бы с обычной пятёркой ходил бы. Но подарили 5S. И я хожу с 5S.

Но сам себе я бы апгрейдить телефон не стал. Ничего нового, кроме открывания отпечатком пальца, я не вижу.

Недавно я для себя открыл внешний динамик Bose Soundlink. Он очень маленький, а звук в нём просто потрясный. Я его обожаю. И в подарок уже три купил.

Когда в комнате нет никого, кроме меня, я просто врублю его на максимум и звуком наслаждаюсь. Очень люблю музыку: либо наушники либо Bose у меня работает. С музыкой я почти всегда вместе.

— Я прочитал, что вы используете бизнес-рюкзак.

— Tumi!

C рюкзаком

— Как вы пришли к этому решению? Логика подсказывает, что рюкзак  это удобно. Ведь он распределяет нагрузку более равномерно. Но что делать, если нужно что-то достать на ходу?

— Снимаешь рюкзак с плеча, ставишь на ногу и достаёшь, что нужно. В Tumi много отделений. Одно — для компьютера. Второе  большое отделение для всего. Много навесных карманов. Ну просто шикарный рюкзак.

А сегодня целый день я промотался по городу с рюкзаком спортивным Dakine. Тоже кучa карманов. Тоже его уважаю. Это мой второй, спортивно-городской рюкзак.

А Tumi — мой бизнес-рюкзак, и он у меня уже третий. У моего папы Tumi (мой первый). У моего сына Tumi (мой второй). И когда мы все встречаемся, у нас такая семейка Tumi получается из рюкзаков. Стоят три рюкзака, и сразу видно, что чем дольше служат, тем более «убиты». Но в целом вид держат отлично.

Рюкзаки

Я подумываю перейти на сумки. Дело в том, что я часто выступаю в костюмах, и в хорошем пиджаке бросать на плечо рюкзак не хочется.

Костюмы и пиджаки я шью на заказ в Indever  они начали делать и хорошие сумки… Поглядываю на них…

Поэтому я ношу Tumi в руке. Не очень удобно. Я, может, вернусь к портфелям. У меня есть три классных портфеля со времён, когда я был наёмным директором по маркетингу.

Может быть, я к ним вернусь.

Но пока для меня рюкзак  это символ свободы, работы на самого себя. Набил и поехал. У меня часто спрашивают: “Может быть у вас такой рюкзак, как у Клуни, который играл в Мне бы в небо“? Потому что я его точно так же ставлю на стол и начинаю доставать из него кучу всего: компьютер, провода, переходники и так далее.

Tumi люблю. Очень.

— Но вы видите, что корпоративная среда пока ещё не принимает рюкзаки?

— Там есть мода на портфели, на сумки. На рюкзаки? Помню, я работал в компании Alcatel в 2004 году. К нам прилетели CEO и СOO Alcatel из Франции.

CEO  настоящий француз. Костюм пошит на заказ. Одет с иголочки. Маленький портфельчик. Естественно, он не таскал с собой никаких компьютеров. Помощник всё носил.

А вот СOO, второй человек в компании, был с рюкзаком. Компьютер и всё-всё-всё у него было в рюкзаке. Меня это очень сильно поразило. И я тогда понял, что это допустимо. А второй человек в компании — практически предприниматель.

— Расскажите о вашем рабочем режиме. Суточном и календарном.

— Есть два режима. Первый — “я на выезде”. Второй режим  “я дома”.

Если мы говорим про режим «я дома», то я встаю в 6:55. Это на 15 минут раньше, чем вся моя семья. А семья встаёт в 7:10.

Потом почётная обязанность, которую я с удовольствие выполняю: веду ребёнка в школу. Возвращаюсь и сразу же иду на завтраки. У меня завтраки начинаются с 8:30. Вот завтра у меня три завтрака подряд: 8:30, 9:30, 10:30 и ещё один человек вклинивается между завтраками на 10 минут, чтобы со мной поговорить.

Потом домой. Дома работаю — почта, чтение, презентации, Skype. Есть возможность  фитнес.

Потом обед дома либо обеденные встречи на выходе.

Возвращаюсь домой и снова начинаю работать: почта, книга, очередная презентация…

И до 22 часов в таком режиме с небольшими перерывами.

Если я на выезде, то план обычно такой: семинар или консалтинг начинается в 10 часов, поэтому встаёшь обычно за 2 или 2,5 часа. И то же самое: завтрак, зарядка, если есть возможность  фитнесс. И пошёл на работу. И там  будь то консалтинг, будь то лекция  всё расписано по часам. В 18-19 часов заканчиваю и, как правило, полёт назад.

Всё однотипно, если ты на выезде. И также однотипно, если я в Москве.

Ложусь я поздно, но люблю принцип «лечь сегодня, проснуться завтра». Поэтому я стараюсь хотя бы формально в 23:45 заснуть. Всё отключить и постараться заснуть.

Но, конечно, когда ты в командировках с часовыми поясами и с джетлагом, это не всегда получается. Но я стараюсь.

— А творческую деятельность вы просто вписываете в свой график? Есть у вас длительные творческие отгулы?

— Да, стараюсь вписывать. Но лучше пишется именно в творческих отгулах. Я писал так «Маркетинг без бюджета». Некоторые смеялись. Говорили, что так книги писать нельзя. Но мне кажется, что это самый правильный способ написания.

Я с семьёй уехал на дачу на выходные. В воскресенье вечером семья уехала назад в Москву. А я остался на даче. Практически приковал себя к батарее. Я жил по такому принципу: вставал в 7:00, делал зарядку, завтракал и в 9:00 садился за книгу. Я писал, писал, писал. Потом я час обедал. Потом я час спал. Потом снова писал, писал, писал и в 19:30 заканчивал работу. Далее вставал на беговую дорожку. Легко ужинал. И в 23:00 ложился спать, и снова по графику.

Вот так вот за две недели была написана книга «Маркетинг без бюджета», которая, на мой взгляд, удалась.

И я бы с удовольствием это всё повторил. Но тогда ещё период был  2009 год. Кризис. И у меня был только один бизнес на тот момент. А сейчас много бизнесов, много обязательств, много проектов, и вот так вот вырваться книгу писать целую неделю  я могу себе представить только в мечтах.

Вот на следующей неделе у меня есть три абсолютно свободных дня. И я прямо предвкушаю, что я допишу книгу, которая называется «Фидбэк». Потому что я пишу её уже год, и всё никак не могу добить. Вот собираюсь это сделать за три дня. По такой же модели, о которой я вам сейчас рассказывал, Фарид.

— Расскажите, как вы отдыхаете.

В уикенд полноценного отдыха у меня не получается, потому что то же самое, что и в рабочие дни,  компьютер, компьютер…  Поэтому моя супруга пытается оторвать меня от него.

Занимаюсь ребенком: погуляем, в футбол погоняем или в какие-то другие игры поиграем на улице. А потом  хоп!  и снова к компьютеру.

А полноценный отдых у нас, как правило, в августе. На две-три недели мы всей семьёй куда-нибудь едем. И обязательно на две недели куда-нибудь едем на Новый год. Получается, четыре-пять недель вот такого полноценного отдыха. А всё остальное  это просто урывками, микроуикендами.

Кто-то из читателей сейчас скажет: «Вау, круто! Пять недель отпуска!». Но просто у меня нет выходных. В эту субботу я в Самаре. В воскресенье  в Сургуте. То есть выходные  мимо. И на прошлых выходных так же было. Графика наёмного менеджера  с 9:00 до 18:00 пять дней в неделю — у меня уже нет давно. Даже завидую тут «белым воротничкам»…

— А вот когда вы в отпуск уезжаете, вас ни для кого нет или всё-таки какие-то оперативные вопросы решаете?

— Я всегда для всех открыт. Всегда почту проверяю, вот так взять и полностью оторваться не могу.

Хотя на майские праздники я провел эксперимент: мы поехали в Турцию, и на пять дней я не взял с собой компьютер. На второй день я уже с ума сходил, потому что руки нечем было занять. Но зато кучу книг прочитал.

Всё-таки компьютер  страшная вещь. Открыл, зацепился глазами за какой-то файл, за какую-то презентацию… Всё всегда можно улучшить: у меня 19 разных мастер-классов, и их постоянно нужно переделывать и чем-то пополнять.

Поэтому я понял, что смогу без компьютера. После небольшой ломки, но я смогу.

В этот летний отпуск собираюсь не брать компьютер на три недели. Посмотрим, чем это закончится.

— Вы поддерживаете какую-либо инфодиету? Как вообще вы за новостями следите? Сейчас мы живём в такую бурную эпоху… Сами знаете, новостей много, многие нервничают, постоянно у мониторов сидят и следят.

— Да, у меня два источника информации. Это “Яндекс”, если я случайно зашёл на стартовую страницу и увидел пять новостей дня.

— Да, в левом верхнем углу.

— Да. Сегодня вот я заходил, но ни одной новости не запомнил. Что-то там с поездами было.

Второе: если что-то произойдёт, мне моя мама расскажет, папа расскажет или моя супруга.

Поэтому я считаю, если что-то важное и срочное случится, то я об этом узнаю.

А так голову забивать чем-то… С учётом того, что у меня и так она забита и маркетингом, и интернет-маркетингом,  и «Номером 1», и клиентоориентированностью, а сейчас ещё и продажами… Я думаю, в моей голове и так перебор с информацией… Меня хватает только на чтение художественной литературы и на просмотр фильмов.

— Я прочитал, что вы не любите суету, нервотрёпки, дедлайны, но при этом по натуре вы человек беспокойный. Как совместить всё это с вашим бешеным ритмом жизни, с сотней перелётов в год, с постоянными публичными выступлениями? Расскажите. Наверняка у вас серьёзный опыт в деле борьбы со стрессом.

— У меня были эти страшные моменты стресса  “Новопассит” пил и прочие лекарства.

А потом я понял, что самый простой способ  это не париться по возможности. И это действительно сейчас получается.

Просто надо, наверное, пройти через определённые вещи, тот же “Новопассит”, например.

И второе  это спорт.

Например, если совсем-совсем плохо, ты погонял в футбол, побоксировал, встал на беговую дорожку или пошёл железо потягал, пресс нагрузил — и всё, голова свободна!

Поэтому я бы сказал, что решение проблемы стресса  это такое пофигистское отношение к жизни и проблемам: что будет, то будет. И спорт.

А в командировках, предположим, после консалтинга или после лекции пришел  обязательно душ, чтобы смыть накопившуюся усталость, эмоции… И либо прогулка, если климат позволяет, либо просто в кроватку и начинаешь какое-то кино смотреть, пока глаза не закрываются…

Пересматриваю старые фильмы.

Как здорово, что есть милые фильмы, которые можно смотреть бесконечно по несколько раз. Например, «День сурка» или «Реальная любовь». Ну вот просто приятно, мило, успокаивает, расслабляет, жизнь продолжается…

Поэтому, наверное, правильным будет буддистский совет: не париться.

Легко сказать, но как не париться? Я думаю, что надо просто своё отнервничать, какое-то количество нервных клеток потерять.

Либо таким спокойным родиться. Есть такие люди — абсолютные буддисты.

Я беспокойный, раньше был очень беспокойный… Но сейчас я спокойнее.

— У вас это не резко произошло? Вы это постепенно преодолели, да?

— Да.

— Просто это личный вопрос. Я тоже беспокойный и тоже часто подвержен стрессам. У «Манн, Иванов и Фербер» есть книги про стресс. Я читал. Но читать  это одно, а в жизни всё равно сложно. Это приходит с опытом?

— Попробуйте спорт. Вы знаете такое упражнение «табата»?

— Нет.

— Табата скачайте себе. У вас iPhone?

— Нет, у меня Android.

— Ну, я думаю, что там тоже есть все равно. Табата  это упражнение, которые вы делаете 20 секунд по восемь подходов.

У меня вот лежат рядышком трехкилограммовые гантельки. Ты берёшь и делаешь вот эти восемь подходов. Скажем, боксируешь, потом нагружаешь плечи, затем бицепс.

Голова проясняется моментально, расслабляешься тут же.  Забил мышцы  освободил голову.

— Спасибо. Гляну.

Давайте поговорим про тайм-менеджмент. Вы его уже затронули немножко, когда говорили про Any.do. А как вы вообще планируете свои дела? Я прочитал в книге «Номер 1», что вы используете систему GTD.

— Я долго экспериментировал, и мне очень нравился блокнот. Принцип был такой. Ты выписываешь кучу дел, которые тебе нужно сделать, на правой стороне блокнота. А на левой ты записываешь три самых важных дела.

И ты не начинаешь делать вещи с правой стороны, пока не сделал вещи с левой стороны. Вот эти три самые главные.

А потом я понял, что могу сделать то же самое в Any.do. И это гораздо удобнее.

И всё, блокнот умер. Я вот смотрю, он у меня в шкафу лежит. И я им пару недель уже не пользуюсь.

Поэтому нужно поискать свою систему, свой подход. Я знаю, что есть огромное количество еженедельников, огромное количество планировщиков. Я перепробовал многое, но остановился на Any.do.

— Почему Any.do?

— Простое управление движением пальца. Вот я сейчас смотрю задачу «интервью». Раз — и я её просто стёр. Она уходит вниз. Потом я просто смотрю, сколько я сегодня сделал. Поднимаюсь наверх и смотрю: «прочитать черновик», «посмотреть сайт», «поменять лампочку в спальне», «снять видеоролики». Но это уже на завтра уползёт.

В общем, всё, что мне в голову пришло, я легко сюда записал. И пальцем всё это структурировал и приоритезировал.

А самое важное дело — либо наверху в списке, либо я выделяю его красным цветом.

Не могу это объяснить. Это надо попробовать.

Я, кстати, к этому долго шёл… Any.do у меня давно был, мой партнёр по консалтингу Виталий Мышляев мне его ещё пару лет назад посоветовал, а полюбил я его только сейчас.

— Он у вас получается только на смартфоне или ещё…

— Мне смартфона достаточно. Да, есть ещё календарь в MacAir.

И если на него посмотрю, то на завтрашний день есть жёсткая привязка: три завтрака плюс маленькая встреча, фитнес, обед, ещё одна встреча и ещё одна встреча, потом вечером ещё деловая тусовка.

И я понимаю, что все свои «мелкие делишки» из Any.do я должен вписать между этими большими встречами. Потому что на встречах я не могу делать эти дела… На встречах я должен встречаться.

— Это ведь простые дела. А как быть со сложными делами? Наверное, неудобно на смартфоне их расписывать.

— Для этого, конечно, я делаю отдельный план.

Например, для книги или презентации это содержание.

Но обычно у меня нет таких проектов.

Я просто вовлечён в них, или, скорее, я их инициирую. Там, где я могу помочь с экспертизой, советами, шлифовкой того, что не сделали, я помогаю, но сам я таких вещей уже не делаю. Когда-то я планировал всё в Microsoft Project и вёл все эти длинные «портянки», но вот сейчас уже нет.

— Есть ли у вас персональный помощник?

— Я загорелся им два года назад. Меня пытались убедить, что без персонального помощника  никак. Но я обхожусь без помощников в силу того, что я очень организован, плюс всё автоматизировал и упростил.

У многих моих коллег большой штат помощников. Некоторые помощники даже летают со спикером, его сопровождают, решают какие-то бытовые проблемы, заказывают билеты.

Но два года службы в армии научили меня не бояться бытовых проблем.

Я сделал райдер, который отвечает на 99% вопросов организаторов. Он такой… удобный, дружественный.  Никаких «фрукты в номер» или ещё чего-то экзотического.

Я просто максимально облегчил себе и им (организаторам) жизнь. Прошу организаторов покупать мне билеты, заказывать гостиницы, правильно подготовить зал…

Поэтому мне помощник в принципе не нужен. Подобрать где-то что-то через “Яндекс”  это минутное дело.

Я сделал список того, что я могу просить у помощника. Посмотрел на него. И понял, что я это сделаю сам.

И мне не нужно будет тратить время, чтобы помощнику это объяснять и всё контролировать.

Поэтому у меня нет помощника. Ни в лекциях, ни в консалтинге.

Я сам договариваюсь. Я приезжаю. Я встречаюсь. Я сам делаю протокол встречи и отчёты.

С какой-то стороны это неправильно. Я думаю, что консультанты из компании McKinsey покрутили бы пальцем у виска и сказали, что для таких вещей есть помощники, ассистенты, секретари.

Но зато я так максимально близко нахожусь к клиентам. Ничего не пропускаю.

Может быть, так все деньги не заработаешь. Но все деньги мне и не нужны.

— Неожиданные для меня ответы))

— Они для многих неожиданные. Я просто смотрю, что у многих моих коллег есть помощники, есть администраторы, но я всё делаю сам. Так мне комфортнее.

Что говорить, у меня нет ни то что водителя, у меня даже машины своей нет! Нет, в семье, конечно, машина есть, но у меня лично — нет.

Вот сегодня я передвигался по городу с утра  я ездил на машине. Взял у супруги, помучился в пробках.

А потом целый день я мотался либо пешком на своих двоих, либо на метро ездил.

И завтра будет то же самое. Вот завтра будет тусовка, до которой надо будет идти 35 минут. И я пойду пешком. Погода хорошая, прогуляюсь.

Поэтому там, где можно пройти, я иду. Там, где можно проехать на метро, я еду на метро. А иногда бывает удобнее на своей машине добраться. А иногда  удобнее на такси.

Я всегда выбираю удобство.

— В книге «Номер 1» вы упомянули про нетворкинг как про один из ключевых навыков. Я хочу узнать, как вы работаете со своей сетью знакомств. Уверен, их куча. Вы используете какую-то специальную программу, базу данных для хранения контактов?

— Нет-нет. У меня всё в смартфоне. Ну, там есть ближний круг, средний круг. Иногда люди из дальнего круга попадают в ближний или средний круги. Но так, чтобы специально расширять круг своих знакомств, – нет! Я бы с удовольствием сократил круг своих знакомых…

Вот сегодня я получил пять писем типа «Игорь, спасибо за книгу, помогите». Я отвечаю каждому, но это пять минут. Как минимум пять минут на то, чтобы ответить этим людям. Что-то посоветовать. Дать какой-то совет. С их стороны  нетворкинг, а с моей стороны… Не могу сказать, что меня это раздражает, но эти пять минут я мог бы читать книгу…

Поэтому я уже от нетворкинга устаю. Да, он мне помог в своё время. Я и сейчас его не отрицаю как способ помочь другим. Но сам над созданием сети знакомств я уже не работаю.

Пару лет назад я познакомился с Филипом Котлером. И он пригласил меня на первый международный маркетинговый саммит в Бангладеш, куда он собрал 94 самых крутых спикеров по маркетингу. И я попал в их число.

С Филипом Котлером

Это была потрясающая возможность для нетворкинга, которой я абсолютно не воспользовался.

Десяток контактов для себя установил. И всё.

Другой бы из этого что-нибудь значительное сделал. Но не я.

Поэтому нетворкинг  правильный инструмент, но когда-то ты понимаешь, что пора с ним притормозить.

— То есть качество, а не количество?

— Верно. Поддерживать связи с теми людьми, которые для тебя важны. И новых уже принимать очень аккуратно. Очень аккуратно.

— Какой-то системы, когда и кому написать и напомнить о себе, нет?

— Нет. Так, «напоминалки» календаря. Знаю, что на следующей неделе у Филипа Котлера день рождения. И я его обязательно поздравлю. Но и всё на этом.

Возможно, это неправильно, но мне, наверное, уже нетворкинг не нужен. Чтобы стать номером один он нужен. А номеру один достаточно просто поддерживать свои контакты в надлежащем виде. И расширять их особой нужды уже нет.

— Учитывая вашу известность, сколько в день писем вы получаете? От простых людей.

— Вообще или от читателей? От читателей — три-пять писем в день.

— Всего лишь, да? Я почему-то думал, что несколько десятков.

— Нет-нет. Три-пять, не больше. Но если умножить это на 30 дней в месяц, то уже приличное количество получается.

Но есть ещё потенциальные клиенты, есть слушатели семинаров. И вот так вот набегает. Если в день я получу меньше 100 писем  это очень хороший день.

Вот сегодня я смотрю  92 письма во входящих. Это с учётом того, что в течение дня я двигался и на ходу ответил на часть писем. Это много.

— А как вы отвечаете на эти письма? Некоторые отвечают на письма блоками. Допустим, утром и вечером.

— Нет, я с удовольствием слушаю советы людей объединять письма в блоки или вообще целый день или днями не отвечать. Но у меня так не получается.

Это ещё один недостаток, который я должен победить.

— Но вот это идёт от клиентоориентированности? Важно ответить человеку быстро?

— Ну, давайте это так назовём))

А если серьёзно, то думаю, это как раз недостатки моего излишнего беспокойства.

Но клиентам это очень нравится. Когда они делают запрос на консалтинг или семинар, а я отвечаю прямо с лёту. Конечно, это их поражает. Они говорят, что некоторые люди могут неделю не отвечать.

Я отвечаю день в день. И если я не отвечаю быстро, то те люди, которые меня знают, наверное, удивляются. Что со мной случилось? Не заболел ли я?

— Расскажите о своих ближайших планах.

— Про книги я уже говорил… Теперь о проектах.

10 лет назад я с партнёрами создал консалтинговую компанию «Маркетинг машина». Мы занимались и занимаемся строго офлайн-маркетингом  позиционирование, вывод новых продуктов, улучшение работы отдела маркетинга…

Четыре года назад появилась ещё одна компания — «ЛидМашина», и она занимается онлайн-маркетингом  повышение конверсии сайтов, социальные сети, email-маркетинг…

А пару лет назад я понял, что клиентам не нужно улучшение онлайн- или офлайн-маркетинга  им нужно просто улучшение маркетинга, им нужны результаты через все возможные рычаги роста.

Так появилась идея группы компаний «Сила ума», куда сначала вошли «Маркетинг машина» (с девизом «Делаем маркетинг лучше») и «ЛидМашина» (с девизом «100% увеличиваем продажи»), а некоторое время назад и компания Oy-li.

Oy-li занимается построением отделов продаж и модернизацией отделов продаж. У этой компании фантастическое УТП (уникальное торговое предложение): “Увеличиваем продажи в три раза или больше за пять месяцев или меньше”. И то, что делает генеральный директор и основатель этой компании Катя Уколова, мне очень по духу близко.

И теперь мы можем помогать нашим клиентам и через маркетинг (онлайн и/или офлайн) и через продажи. По-настоящему комплексно.

На очереди ещё две компании, которые должны войти в этот пул: рекламное агентство и компания, которая будет заниматься сервисом, клиентоориентированностью.

Рекламное агентство будет необычным  голубым океаном. Это будет первое в России агентство высококонверсионной рекламы.

“Я знаю точно, что половина рекламного бюджета потрачена впустую, но не знаю, какая именно,”  так в конце 19 века говорил магнат Джон Уонамейкер. Прошло больше ста лет, и ситуация стала только хуже. По мнению Американской ассоциации маркетинга, на b2c рынках 65% маркетинговых активностей не дают никакого эффекта. На рынках b2b ситуации ещё хуже.

Так вот, в нашем агентстве рекламный бюджет клиента будет работать практически на 100%.

Таким образом, я сформирую полный пул, в котором будет почти всё необходимое, чтобы помочь нашим клиентам улучшать свой бизнес.

Я думаю, что буквально два-три квартала, и я эту задачу «допилю» окончательно.

— Спасибо, что нашли время ответить на мои вопросы. Удачи вам в делах!

— Спасибо, Фарид, за вопросы. Удачи!

Пишите в комментариях!

Вам интересно, как работает тот или иной успешный человек?

Пишите в комментариях, интервью с каким собеседником вы бы хотели увидеть. И мы сделаем всё возможное, чтобы сделать это!

Владислав Рид
2014-06-24 11:40:19
Не в тему, за что извиняюсь, но все равно все ждем не дождемся приложения лайфхакера! Есть ли резон ждать, кстати?)
Сергей Колоцей
2014-06-24 13:04:35
Спасибо, хорошее интервью с интересным человеком.
Слава Баранский
Слава Баранский
2014-06-24 13:23:25
Да, дизайн готов. Ищем нормального исполнителя, коих почти нет.
Sergey Kudryavtsev
2014-06-24 14:11:20
Один из лучших разговоров с Игорем Манном за последние несколько лет. Спасибо!
Фарид Каримов
2014-06-24 14:21:49
Спасибо. Я прочел десяток его старых интервью и ее 3 книги, чтобы не повторяться. Его ведь спрашивают об одном и том же))
Sveikas
2014-06-24 20:32:05
Молодец. Спасибо за интересное интервью с интересным человеком.
Artem Bondar
2014-06-25 01:07:49
Мне кажется, что это чуть ли не лучшее интервью на Лайфхакере!
Olga Kozlovska
2014-06-25 01:48:46
Начинала читать интервью сонной, теперь - ни в одном глазу :) Вдохновляюще, очень интересно... и буду его еще перечитывать. Отличная работа с прекрасным собеседником!
Юра Фреш
2014-06-25 02:13:52
Пример грамотного интервью. Одно из немногих, когда читаешь от начала до конца без перерыва!Спасибо!
Фарид Каримов
2014-06-25 06:52:06
Спасибо. Грустно только, что так мало прочтений. Людям не интересно? Эх...
Николай Лебедев
2014-06-25 10:13:24
Фарид, посмотри на топ и узнаешь, что интересно людям: алкоголь, еда, отношения и как-то затесался Эйнштейн )) А интервью очень большое и очень интересное, прочитал от и до. Спасибо!
Роман Сафонов
2014-06-25 11:46:37
спасибо за интервью!
Валерия
Валерия
2014-06-25 16:15:33
Соглашусь с другими читателями, интервью невероятно интересно. Обычно читаю урывками и прыгаю по тексту с мыслями "А, ну это мне не интересно". Эту же статью читала не отрываясь, очень понравились и вопросы, и ответы, работа отличная. По поводу просмотров, мне кажется, людей либо название не привлекло, либо они просто не знают, от какой интересной информации отказываются!
Роман Перевозчиков
2014-06-26 13:33:22
Очень интересное интервью, с удовольствием прочитал. Спасибо!
f.d.k
2014-07-08 10:54:43
Странное интервью для раздела Рабочие места, длиннее чем обычно. Да и фоточек рабочего места нет >_< Хотя обзор используемых программ есть =)
Vadim Vasiliev
2014-07-23 00:33:51
Вот так и надо всегда делать статьи в рубрику "Рабочие места", а не у кого какой айфон на столе.
vilgun
2014-08-04 19:42:00
Меня часто спрашивают, почему я создал издательство? Я люблю шутить в ответ, что очень много читаю и можно здорово сэкономить, когда у тебя своё издательств класс! ))