Тайм-менеджмент простыми словами. Всегда говори «нет»

Фарид Каримов

Это первая статья серии «Тайм-менеджмент простыми словами».

Всегда говори НЕТ!

Всегда говори «нет». На этом стоит весь тайм-менеджмент.

Знаменитое правило Парето: 20% усилий дают 80% результата. Разве это не про то, чтобы сказать «нет» оставшимся 80% мусорных дел?

Или третий навык Кови: «Важные дела делайте вначале». Разве это не про то, чтобы сказать «нет» второстепенным задачам, которые не ведут к нашим большим целям?

Или инфодиета, когда мы отказываемся от телевизора и социальных сетей. Разве это не про умение сказать «нет» пустым соблазнам, которые окружают нас?

Это первая статья серии «Тайм-менеджмент простыми словами».

Возьмите блокнот. Выпишите все-все свои дела и заботы. Пометьте звёздочкой важные.

Что вы сразу увидите? То, что сделать ВСЕ дела не получится НИКОГДА.

Вот просто тупо — НИКОГДА у вас не будет ноль задач. Вы не сможете запихнуть все свои задачи, мечты, мысли в 24-часовые сутки.

Что делать? Выполнять только важные для вас дела. И пустить под нож всё остальное.

Сказать «нет» непросто

Это вообще не в природе человека — отказываться. Недавно я прочёл книгу Чалдини «Психология влияния». Он говорит, что человек любит оставлять возможности открытыми. Поэтому так много любителей мямлить «не знаю» или «может быть» вместо чётких «да» или «нет».

Но мы живём в XXI веке, где один только Интернет даёт море возможностей для развлечений, работы и поиска информации.

Чем вы успешнее, тем больше на вас сыпется возможностей и предложений. Поэтому важно уметь сказать «нет» с лёгким сердцем.

Но что мы видим? Во многих книгах пропагандируется: «Жди своего шанса», «Будь готов ухватить удачу за хвост», «Не думай — действуй!». Всё это приводит к тому, что мы начинаем хвататься за любое предложение, ходить на все встречи и собрания.

А ещё есть люди, которые патологически не могут сказать «нет». Они всегда соглашаются. Даже если сердце и разум говорят «нет», они говорят «да». А что в итоге? Шизофрения! Когда человек фактически саботирует дело, в которое сам же вписался.

Я сам был таким «да-человеком». Научившись говорить «нет», я уже успел за эти три года услышать, что я:

  • неблагодарный;
  • зазнался;
  • унылый (УГ);
  • пессимист;
  • эгоист.

Ни один тайм-менеджер не избежит этих упрёков.

Но что делать, если я не хочу обидеть других людей отказом?

Не бойтесь обидеть кого-то отказом.

Гораздо хуже, когда вы говорите «да», вписываетесь в дело, но сами при этом не стараетесь, не проявляете интерес. Разве это не есть скрытое предательство? Сначала сказать «да», а потом сделать всё, чтобы завалить затею?

Разве не честнее было сразу отказаться?

Тем более, что ваше «нет» будет не в стиле «Иди к чёрту», а скорее в стиле «Извини, дружище».

Объясните причины. Если у вас большие цели, то с причинами для отказа проблем не возникнет. Адекватный человек поймёт.

Зато в следующий раз, когда вы скажете «да», пусть это и будет один раз из десяти, друг будет знать, что он может на вас рассчитывать по-настоящему! У вас будет репутация человека, которому можно доверять.

Как научиться говорить «нет»?

Первым делом вы должны составить список со своими целями на пять лет, на год, на месяц, на неделю. В электронном формате или в бумажном — не так важно.

Без такого списка сложно определить, чему говорить «нет», а чему говорить «да». Всё-таки не охота «провтыкать» шанс всей жизни))

Свалилась новая возможность? Предложение? Просьба? Просто посмотрите на ваш список с целями и ценностями. Продвинет ли это меня к моим целям?

А как же тогда отдых, друзья, близкие и другие радости жизни?

Да сколько угодно!

Отдых, развлечения, общение очень важны. Они позволяют нам подзарядить свои силы.

Я часто писал об этом:

Речь не о том, чтобы отказаться от веселья и отдыха. Речь о том, что часто мы впрягаемся в какое-то нудное дело, которое никак не продвигает нас к нашим целям. Ни веселья, ни пользы.

Разве вы никогда не участвовали в чём-то подобном?

Итоги

Весь тайм-менеджмент — это одно прокаченное умение говорить «нет».

Мы не всемогущи. У нас есть ограничения: и физические, и эмоциональные, и временные, и любые другие.

Всегда говорите «нет»!

Ну, почти всегда))

Фёдор Ананин
2014-08-19 10:15:42
Согласен. Нужно расставлять приоритеты: или ты сам, или другие. Другим помочь тоже надо, но не в ущерб себе.
Lo Bp
2014-08-19 10:34:58
Не раскрыта тема, как отказываться от неинтересных задач на работе. Предложение начальника обычно не подразумевет ответ "нет" сменить работу и работать на себя не предлагать
wrench10x12
2014-08-19 10:45:04
>Знаменитое правило Парето: 20% усилий дают 80% результата Вот только никому не нужно 80% результата - все почему-то хотят полностью собранный автомобиль, полностью готовый обед, целиком выплаченную зарплату, полный комплект документов к контракту. Странные, странные люди, не понимают ничего в правильной жизни.
Фарид Каримов
Фарид Каримов
2014-08-19 10:45:51
А зачем отказывать от таких задач? Они важные и нужные. Надо думать в сторону как сделать их интереснее. В статье же - про отказ от откровенно мусорных задач.
Sergey Nadolskiy
2014-08-19 11:27:31
"Знаменитое" правило Парето: 20% усилий дают 80% результата - здесь наверное стоит задуматься над тем, какого именно результата? Результат будет в любом случае (отсутствие результата - тоже результат), только вот какой? Чего человек может добиться при таком подходе? После такого начала, любое желание читать дальше отпало.
Владимир Смирнов
Владимир Смирнов
2014-08-19 12:08:07
Правило Парето показывает слабую 20%-ю часть бизнесапроцесса. При сокращении этих 20-ти процентов опять появляются 20% слабых звеньев. Это вечная беготня за уничтожением 20-ти процентов. Лучше фокусироваться на улучшении 80-ти процентной части.
Евгения Абрамова
2014-08-19 12:37:16
С языка сняли. Это замечание про Парето обесценило всю статью, даже дочитывать не стала.
Евгения Абрамова
2014-08-19 12:41:23
Очень поверхностная заметка. Ибо тайм-менеджмент заключается в управлении (менеджмент же!), а не в говорении нет-нет-нет. Мало говорить нет-нет-нет. Нужно понимать, зачем и для чего ты это делаешь, что именно тебе нужно, нужен ли компромисс. И да, также нужно прислушиваться к собственным желаниям. Отрицание и отказ - это не основа. а используемая форма. А статья говорит: "Просто говорите нет всяким вещам".
Максим Косой
2014-08-19 23:51:58
Люблю такие темы :) каждый день жалею, что в сутках всего 24 часа. Что касается того, как говорить "нет" на просьбы людей, то на мой взгляд, всё довольно просто. Если человек тебя о чём-то просит, и ты вынужден ему отказать, то нужно просто объяснить почему, ну или, в крайнем случае, что-нибудь соврать о своей занятости. Если у вас действительно есть дела поважнее, то вы без труда объясните причину человеку, а если нет, то можно и задуматься - может стоит помочь? Если человек игнорирует объяснения и всё равно называет тебя неблагодарным эгоистом, то возможно, что он не вполне адекватно оценивает ситуацию и проблема не в нас. Рассмотрим 3 примера для наглядности: Пример #1 Сосед просит вас в субботу "по-соседски" довезти его до строительного рынка, а вы так устали за рабочую неделю, что мечтаете о том, чтобы провести субботу лежа перед телевизором. Вы взвешиваете все "за" и "против" и принимаете решение о том, что всё таки для вас важнее как следует отдохнуть, чем угодить соседу. Выхода два (зависит от типа личности соседа): 1. Вы открыто объясняете, что хотите поваляться дома, рассказываете, что передвигаетесь с трудом. Можно даже слезу пустить или затронуть близкую соседу тему, вроде "ох уж это начальство, совсем достало". Затем можете предложить отвезти его в другой день и всё! Успех! Сосед вас отлично понял, пожалел вас, сам съездил на рынок, да ещё и дрель вам там в подарок купил. Ему же вас жалко :) 2. Бывают не самые понятливые соседи, которым плевать на подобные объяснения. Таким проще соврать. Например, сказав, что сегодня тебе к врачу, или придумав другую действительно уважительную причину. Пример #2 Ваш друг просит вас помочь ему с ремонтом компьютера, а вы планировали посмотреть новую серию любимого сериала. Вы всё обдумываете и понимаете, что дружба в данном случае важнее сериала и помогаете другу. Если вы примете неверное решение, то вы сразу это поймёте, так как не сможете придумать адекватного объяснения в случае своего отказа. Пример #3 Ваш лучший друг просит вас помочь с переводом документа на другой язык, а вы планировали немного поработать. Просит вас уже в третий раз за неделю и вы знаете, что он может всё сделать сам и без вашей помощи. Исходя из этого вы принимаете решение поработать над своим проектом, так как это для вас важнее и вы уже помогали другу ранее. Вы объясняете всё это другу и, если он мыслит адекватно, то поймёт вас, ну а если нет, то стоит задуматься о его меркантильности и нездоровом взгляде на дружеские отношения. Как-то так. Общая суть в том, что адекватные люди не строят иллюзий и понимают, что наш мир довольно жесток и каждый выживает в нём как может. Так что, если кто-то назовёт вас эгоистом, потому что вы ему отказали, то это абсолютно нормально, так как все мы - эгоисты и стремимся заполучить уютное место под солнцем для себя и своих близких. Если просящий этого не понимает, то проблема не в вас, а в его мировоззрении.
Максим Косой
2014-08-20 00:49:33
Всё зависит от конкретных задач, на мой взгляд, но я бы предложил три варианта: 1. Как верно сказал Фарид, можно попытаться сделать задачу интереснее. Варианты бывают самые разные: а) Если это какая-либо художественная работа, то можно составлять из них своё портфолио. Тут создаётся личный интерес в том, чтобы портфолио было максимально красивым и объёмным. б) Если это какие-то скучные задачи, то можно вести свой дневник выполненных задач, чтобы добавить спортивного интереса. К примеру, вас просят обзвонить клиентов в 7-й раз, вы делаете это и в своём дневнике делаете ещё одну седьмую засечку напротив графы "Обзвон клиентов". Затем вас просят составить договор на продажу какого-либо оборудования уже во 2-й раз, вы составляете его, а потом в дневнике в графе "Составление договора на продажу оборудования" ставите вторую засечку. И так далее. Помимо спортивного интереса, кстати, этот дневник пригодится на собеседовании со следующим работодателем, когда у вас спросят, чем вы занимались на прошлой работе :) в) Можно попробовать полюбить эту неинтересную задачу. Здесь поможет перфекционизм. Мир несовершенен и только все мы можем стремиться к тому, чтобы сделать его более совершенным. Если вас опять просят составить для клиента скучный договор, сделайте это на 101 процент. Составьте идеальный с вашей точки зрения договор, придирайтесь к каждой мелочи, отшлифуйте его до идеального состояния так, чтобы в будущем вы и все люди, которые будут с ним работать вспоминали добрым словом того, кто так бесподобно его составил. И можете поставить себе ещё одну галочку в графе "Сделать мир лучше" :) г) Можно вести интересный блог, в котором вы будете разбирать, описывать и обсуждать различные задачи, которые были вам поручены на работе. Блог, который может помочь выполнить эти скучные задачи другим людям. Опять же - галочка в графе "Сделать мир лучше". и т.д. Могут быть и другие варианты того, как можно выполняемые задачи интереснее. 2. Есть ещё один вариант того, как избавиться от неинтересных задач. Он не всегда возможен, конечно, но его можно испробовать. Делегируйте эти задачи. Это может быть даже прибыльно. Предположим, что вам опять же дали скучное задание - составить пресловутый договор. И дали вам на это один рабочий день. Предположим, что ваша ежемесячная зарплата составляет 30 000 рублей, тогда при делении на 24 рабочих дня ваша дневная зарплата составляет 1250 рублей. Вы находите юриста (это может быть знакомый, фрилансер-юрист или юридическая фирма), которая предоставляет услуги по составлению договоров. Просите его составить договор за вас, предлагая ему сумму в 1000 рублей и отдыхаете весь рабочий день. В конце дня получаете договор, отдаете 1000 рублей и вы ещё и в плюсе! За целый день, что вы сидели и занимались тем, чем хотите вам ещё и заплатили 250 рублей. Начальник доволен - получил договор вовремя, вы довольны - отдыхали и получили деньги, юристы довольны - заработали 1000 рублей. Всё это, как я говорил, не всегда возможно, но можно частенько придумать что-нибудь подобное. :) 3. Иногда можно попробовать убедить начальника или клиента в том, что лучше будет сделать что-либо более интересное, потому что иногда люди сами точно не знают, чего хотят. Например, вас просят составить и отослать по электронной почте письма трём важным поставщикам, что для вас очень скучно и обыденно. Тем не менее, вы бы охотно прогулялись и лично встретились с людьми, с которым планируете списаться. Тогда вы убеждаете начальника в том, что лучше будет, если такие важные вопросы приедете решать вы лично к поставщикам в офис. Он обдумывает это, говорит что вы на 100% правы и, что он доволен вами и вашим предложением, а затем вы уезжаете на встречи к поставщикам, как и хотели. Конечно, тут всё сильно зависит от ситуации, начальника и умения убеждать, но такой вариант есть. В общем, это мои скромные мысли на эту тематику. :)
Роман Панков
2014-08-20 09:22:05
Мистер Кэмп, залогиньтесь! :) Фарид, Вы забыли главное - представить первоисточник: "Сначала скажите "Нет", автор Джим Кэмп.
Фарид Каримов
2014-08-20 09:43:55
Спасибо за ценный комментарий. По-моему достойный кандидат на звание "Комментарий недели", хотя я тут ничего не решаю))
Фарид Каримов
2014-08-20 09:46:24
Я эту книгу не читал, но в этой статье и не претендую открыть Америку. Просто я сел писать курс статей "Тайм-менеджмент простыми словами". И об умении сказать "Нет" нужно было упомянуть в первую очередь))
Alexandra Sitdikova
2014-08-20 13:54:59
Согласна. Говорить нет конечно важно, но куда важнее самому реально оценивать ситуацию. Нужно уметь извлекать и ставить на первое место важные дела, а от остального пожалуй и можно, и нужно отказаться. А главное, говорить нет себе, как часть самодисциплины. Отказываться от всего приятно отвлекающего, что постоянно сжигает наше время.
Роман Панков
2014-08-20 17:34:55
Фарид, ну так теперь обязаны прочитать. :) Во-1, чтобы впоследствии избежать огульных обвинений в плагиате, а во-2 - главное! - удовольствие и польза гарантированы. Ваши мысли неплохо так совпали с одним из настольных учебников всех, кого интересует/касается тема переговоров...