Как разобраться в любой проблеме: техника «5 почему»

Хотите проникнуть в самую суть проблемы и отыскать причины, лежащие не на поверхности? Простота и универсальность техники «5 почему» делают её доступной для каждого.

Как разобраться в любой проблеме: техника «5 почему»

file404/shutterstock.com

Идея исследования причинно-следственных связей была выдвинута ещё Сократом. Но сам метод, получивший название «5 почему», был разработан основателем Toyota Сакити Тоёдой (Sakichi Toyoda). Первоначально техника предназначалась для решения производственных задач компании.

Задавая вопрос «Почему?» пять раз, вы определяете характер проблемы, решение становится понятным.

Тайити Оно (Taiichi Ohno), создатель производственной системы Toyota

Первым делом формулируется исходная проблема. Затем исследователь задаёт вопрос: «Почему это произошло (происходит)?» Получив ответ, он снова спрашивает: «Почему это произошло?» — выясняя таким образом причину причины. В результате выстраивается логическая цепочка, ведущая к первопричине. Предполагается, что именно воздействие на первопричину будет наиболее эффективным для решения исходной проблемы. Проиллюстрируем это на примере.

Исходная проблема: в семье участились конфликты, отношения между супругами напряжённые.

Шаг 1. Почему это происходит? Потому что муж постоянно на работе и совсем не уделяет время семье.

Шаг 2. Почему он так много времени проводит на работе? Из-за множества дел, требующих его внимания.

Шаг 3. Почему так много дел требуют его внимания? Потому что никто не может их сделать.

Шаг 4. Почему никто не может их сделать? Потому что нет сотрудников, которые были бы компетентны в этих вопросах.

Шаг 5. Почему нет таких сотрудников? Их никто не нанимал.

В этом примере мы пришли от неудовлетворённости семейными отношениями к недостаточной численности управленцев среднего звена.

Не обязательно задавать именно пять вопросов. Это число выбрано эмпирически и является средним. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) число шагов. Для лучших результатов рекомендуется записывать все шаги, чтобы не упустить ничего важного. Повышает эффективность групповое обсуждение: группа способна выявить объективно более значимые причины.

Метод «5 почему» обладает рядом несомненных достоинств. Во-первых, простота. Его применение доступно любому. Во-вторых, малые затраты времени по сравнению с большинством других техник. В-третьих, минимальные требования к оборудованию: искать причины можно даже в уме.

Но есть и существенные ограничения. Метод подходит только для простых проблем, когда нужно найти одну, самую существенную причину. Результат сильно зависит от способности исследователя отыскать её. Так, в приведённом примере на третий вопрос правильным мог быть ответ «Потому что он не делегирует полномочия сотрудникам», и первопричина была бы совсем другой. Отчасти эти ограничения можно преодолеть, разрешив называть несколько ответов. Тогда результатом применения техники становится «дерево» причин. Но в этом случае отсутствует способ выделить какую-то одну в качестве ведущей.

Несмотря на эти ограничения, метод «5 почему» с успехом используется во многих концепциях управления производством. Например, в кайдзене, бережливом производстве и других.

Лада Данилова
2016-02-02 22:39:57
И закидайте меня помидорами. во жене-то легче стало после такого вывода. Оо Более бесполезную хреноту сложно найти.
Сергей Ковыршин
2016-02-02 22:51:57
Ей станет легче, когда муж наймёт персонал. Техника не решает проблемы, просто выявляет скрытые причины.
Nick Vitsinsky
2016-02-03 00:18:25
Да нет, при «Потому что он не делегирует полномочия сотрудникам» все осталось бы по прежнему Шаг 4. Почему он не делегирует полномочия сотрудникам? Потому что нет сотрудников, которые были бы компетентны в этих вопросах. Шаг 5. Почему нет таких сотрудников? Их никто не нанимал. Хотя сама техника при этом остается хорошей :)
Сергей Ковыршин
2016-02-03 00:37:13
Здесь приходится быть внимательным. Возможно, что он просто боится и/или не умеет делегировать полномочия. Сотрудники есть, но он всё равно делает всё сам.
Степан Ноянов
2016-02-03 01:23:57
Почему нет продаж Потому, что приходит мало клиентов Почему приходит мало клиентов Потому, что нет денег на рекламу Почему нет денег на рекламу Потому что нет продаж Все, цикл замкнулся на третьем шаге... Матрица разрушена :)
Дарья Авдеева
2016-02-03 09:00:55
Почему на рекламу нужны деньги? Потому, что мы не используем бесплатные и бюджетные методы Почему мы их не используем, чтобы получить первый бюджет на платные методы?...
MsSeptime
2016-02-03 09:57:41
+ )))
Veronika Popova
2016-05-10 22:36:30
- Почему он не нанимал сотрудников? - Потому что занятость на работе давала повод уходить от семейных проблем.
Виталий И. Иванов
2016-05-22 10:49:05
Детская игра «Почемучка» весьма полезна в жизни. Вернулся к ней лет 15 назад и она сильно мне помогает.