Как буддизм влияет на жизнь

Евгений Кнутов

Всё больше людей начинают постигать премудрости буддизма и менять своё отношение к жизни и к самим себе. В этой статье — о том, как изучение этой восточной религии и всего, что связано с ней, может сделать вашу жизнь лучше.

Как буддизм влияет на жизнь

Pushish Images/shutterstock.com

Буддизм — это, скорее, философия, направленная на работу над собой и своим сознанием, чем религия. Главная отличительная особенность буддизма в том, что он никому не навязывается, не рекламируется — к нему вы должны прийти сами в поисках ответов на свои жизненные вопросы.

Минимализм

С течением времени вы начнёте понимать, что вещи не так важны для счастья, что можно обходиться минимальным набором бытовых предметов для комфортной жизни.

Вы больше не будете гнаться за новыми гаджетами, навязываемыми рекламой, вы поймёте, что и со старым и уже родным смартфоном или ноутбуком вполне комфортно. Это будет проявляться во всём, начиная от походов в ресторан и покупки одежды. Вы избавитесь от этой современной болезни — вещизма.

Придёт понимание, что вы, в принципе, ничем не владеете в этой реальности, а чувство обладания навязано извне.

Терпимость

Вы станете намного терпимее ко всему происходящему в мире, в том числе к людям, не разделяющим ваши взгляды на жизнь.

Каждый раз при взаимодействии с человеком вы будете понимать, что все люди разные и путь к счастью у каждого свой, пусть даже он кажется вам совсем безумным. Ведь все религии говорят об одном и том же, только на разных языках.

В каждом человеке вы будете видеть личность, несмотря на его социальное положение, вероисповедание, эрудированность и внешний вид. У вас не будут появляться мысли вроде: «Какой он дурак», «Что он себе позволяет», «Ненавижу таких».

Здоровый образ жизни

Вследствие изучения философии буддизма вы постепенно поймёте, как хорошо иметь здоровый образ мышления, а без здорового образа жизни это невозможно.

Вы изучите все свои вредные привычки, начнёте от них избавляться, ведь так вы станете свободнее, а значит, гораздо счастливее. Осознаете, что алкоголь и другие одурманивающие вещества пагубно влияют на ваше сознание, оно под их действием становится затуманенным и не принадлежит вам, а это вредит постоянной работе над собой.

Буддизм также даёт возможность задуматься, что мы едим и для чего, как мы это делаем. Он также утверждает, что не надо мучить себя вегетарианством или постоянным мясоедством — во всём нужно найти баланс, а не впадать в крайности. Многие буддисты спокойно едят мясо с осознанием того, как оно появилось у них и для чего оно нужно организму.

Вы начнёте долгий путь работы над собой и своим телом. В здоровом теле — здоровый дух и здоровое сознание. Но вы, опять же, не будете впадать в крайность, ставя спортивные и диетические эксперименты, всё будет происходить постепенно, ведь в этом и есть залог побед на пути к лучшему себе.

Медитация

В буддизме медитация — это один из основных инструментов для поддержания своего сознания в чистоте и поиска своего «я». Вы научитесь медитировать, хотя поначалу это занятие и покажется вам странным. Потом оно станет просто полезной привычкой.

Есть различные виды медитации, начните с самых простых, и через определённое время (от 6 месяцев до 1 года) вы будете медитировать как монах-отшельник.

Медитация полезна, и это уже неоспоримый факт: вы станете спокойным, научитесь наблюдать и концентрировать своё внимание на главном, а не рассеивать свои мысли в никуда. Это просто хороший способ побыть одному среди мирской суеты.

Гибкость

Буддизм учит быть гибким, не доходить до крайностей в своих убеждениях. Все наши представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, рождены субъективным восприятием. Нет чёрного и белого — всё относительно.

Ближе всего к осознанным поступкам приходишь именно тогда, когда отстранён от своих субъективных взглядов и эгоистичных намерений. Решения будут приниматься не под влиянием эмоций, а путём построения логических цепочек. Конечно, и они могут быть неверными, но все мы здесь для учёбы.

Человеколюбие

Помощь можно оказывать не только своим близким, но и чужим людям, тем, кто в ней нуждается. Вы станете больше сочувствовать тем, кого вы раньше не замечали или не хотели замечать.

Доброе отношение к другим — это путь к самому себе, к очищению сознания. Вам не будет нужна благодарность, вы будете помогать другим просто потому, что так надо, никак иначе, «кто, если не я».

Но при этом вы не ударитесь в крайность, не отдадите последние штаны, ведь иначе вы и ваши близкие будут несчастны и толку от вашей помощи будет ноль. Во всём нужна мера.

Спокойствие

Вы станете спокойным как слон, перестанете брюзжать и беспокоиться по пустякам. Некоторых будет напрягать ваше спокойствие, люди привыкли выплёскивать всё наружу, но вам просто нечего будет выплёскивать, ведь вы — «пустота». Вы будете спокойно относиться к другим людям, к себе, к проблемам. Ведь всё относительно, стоит только посмотреть на происходящее под другим углом.

Личная жизнь

В личной жизни тоже будут происходить метаморфозы. Улучшится понимание своего партнёра, вы научитесь лучше заботиться о близком человеке и больше ценить его самого.

Качество секса выйдет на новый уровень, ведь вы не будете думать только о своём наслаждении. Чувство счастья будет наполнять каждое мгновение вместе с любимым человеком.

Бессмысленных ссор станет гораздо меньше: тратить время и энергию на пререкания вам просто не захочется.

Необычные знания

Если раньше вы и знать не знали про реинкарнацию, мантры, сансару, то благодаря буддизму ваши знания и тезаурус расширятся.

Некоторые вещи вы начнёте принимать внутри себя, хотя раньше думали, что всё это ерунда. Особенно вам понравится идея перерождения (реинкарнации) человека: в следующей жизни вы вполне сможете стать космонавтом или баобабом, и это зависит от того, как вы проживёте эту жизнь.

Также вас иногда будет посещать мысль, что весь мир и время — это круг, сансара, по которому вы ходите вновь и вновь, пока не усвоите определённые уроки, а также не освободитесь от потребительского восприятия мира.

Личностный рост

Колесо ваших личных качеств, благодаря буддистскому подходу, начнёт раскручиваться с новой силой: вы станете более дисциплинированным, спокойным, ответственным, наблюдательным. Рост будет происходить равномерно, без явных перекосов.

Вы будете замечать, что становитесь лучше как личность, это отметят и другие люди. Вы станете лучше осознавать себя в реальности и контролировать своё отношение к происходящим событиям. Ваша внутренняя сила и энергия начнут расти день ото дня, а оптимистичный настрой станет лучшим союзником на пути к достижениям.

Буддизм — это древняя философия поиска себя, работы над своим сознанием и отношением к жизни. Она не навязывает своих правил и устоев. Даже если вы примете не всё, чему учит буддизм (вроде веры в реинкарнацию, сансару и карму), а лишь какую-то часть — уже эти знания способны сделать вашу жизнь лучше.

Александр Головизнин
2016-03-28 22:46:44
По поводу личной жизни не согласен. Моя бывшая как раз бесилась от моего спокойствия и умения не разжигать. Некоторым нужно поскандалить, и они считают это проявлением некой любви.
Mikul Jöra
2016-03-28 22:50:12
Кто это пишет? В мире миллионы буддистов и в их обществах процветают все те же пороки. Дело не в буддизме - надо просто работать над собой
Пётр Диденко
Пётр Диденко
2016-03-28 23:01:22
Вы лично сколько буддистов подверженных всё тем же порокам знаете?
Yaroslav Protas
2016-03-29 00:09:52
Почитайте эту подборку http://www.livejournal.com/magazine/1438315.html
Пётр Диденко
Пётр Диденко
2016-03-29 00:29:36
Вы же все источники проследили, чтобы убедиться, что не распространяете китайскую пропаганду, да?
Михаил Солопов
2016-03-29 00:54:45
Можно я вам отвечу? Спасибо! 4 июня 2012, штат Рахин 20 марта 2013, город Мейтхила. Знаете и не говорите или в неведение, тогда гуглите. Кстати, Тибет был отсталой феодальной недостраной до Китайцев, так что им повезло, что Китай их взял под крыло.
Михаил Солопов
2016-03-29 00:58:59
Раньше на лайфхакере Сагала советовали почитать)))) Про Сатанизм статья будет? Антон ЛаВэй круто все рассписал, сатанизм как квинтэссенция рационализма!
Михаил Солопов
2016-03-29 01:05:24
Женщина, это гормональная буря и надо уметь выживать в эту бурю, ты не выжил, поэтому она бывшая!
Mikul Jöra
2016-03-29 07:33:50
18
Mikul Jöra
2016-03-29 07:37:15
вы лично жили когда нибудь среди буддистов? настоящих, а не столичных книжных энтузиастов? езжайте в забайкалье или калмыкию. судя по посту выше там должно было давно благоденствие наступить - а в реальности абсолютно обычные люди со всеми присущими человечеству плюсами и минусами
pl7pl8 pl7pl8
2016-03-29 09:38:48
«Буддизм указывает путь к абсолютной добродетели и мудрости, но без личностного Бога; к высшему познанию, но без „откровения“... к искуплению, но без искупителя, к спасению, но твой спаситель — ты сам» (Bhikkhu S. The Message of Buddhism). Получается, что последователи Будды — атеисты? В книге «Что такое буддизм?», изданной Лондонской буддийской ложей, дается такой ответ на этот вопрос: «Если под атеистами вы разумеете тех, кто отрицает идею Бога как личности, то мы — атеисты». Дальше в этой книге сказано: «Уяснить идею Вселенной, управляемой постоянным Законом, для пытливого ума не труднее, чем вообразить себе некую далекую Личность, которую невозможно увидеть, которая живет неизвестно где и которая некогда из ничего создала Вселенную, где царствует вражда, несправедливость, неравенство, бесконечное страдание и раздор». Выходит, что, по крайней мере, на словах, буддисты не радеют за веру в Бога или Творца. И все же почти во всех странах, где практикуется их религия, в храмах и ступах [буддийских культовых сооружениях] верующие поклоняются, приносят жертвы и молятся изображениям и мощам будд и бодхисатв. Будда, который никогда не претендовал на положение Бога, стал таковым в полном смысле этого слова.
Пётр Диденко
Пётр Диденко
2016-03-29 10:05:53
Ох. Вопросов больше не имею.
NSleep
2016-03-29 10:13:59
Буддизм это не "скорее философия", а религия, со всеми вытекающими последствиями, и в нём, как и во всякой религии, есть философский аспект... Рассказывать о буддизме как о методике личностного тренинга довольно глупо... Это тоже самое как молиться, поститься и слушать радио Радонеж. Буддизм, естественно, не един, в нём сотни направлений... Это вообще западный обобщающий термин, как "христианство", разница между направлениями и течениями внутри буддизма велика... "Даже если вы примете не всё, чему учит буддизм (вроде веры в реинкарнацию, сансару и карму)" - да как так возможно?! Как блжад быть буддистом и не разделять концепцию кармы?! Если вы не примете дхарму во всей её полноте, то вы никакой нахрен не буддист... Госпади, такую дилетантщину даже комментировать непонятно как... Набор дебильных штампов...
Petr Didenko
2016-03-29 10:31:12
В Забайкалье (Бурятия) я был год назад. Прошёл 10-дневный курс випассана. Интересуюсь всем этим около 10 лет. Каждый выбирает для себя сам. Отвлечённый пример. Индуизм в принципе очень поощряет веганство. Индонезия - страна победившего индуизма. На том же Бали 100500 храмов - в каждом доме. Но вы просто посмотрите в их меню... Там кроме мяса ничего нет. Обычные люди остаются обычными людьми. Для них что индуизм, что буддизм - это как для нас крестик надеть - ни к чему не обязывает. Поэтому смотреть надо не на крайние проявления, а на суть. И те буддисты, кто практикует по сути, а не "ну я же крестик ношу", там картина не та, о которой Вы рассказываете. При всём уважении.
Arseny Burekhin
2016-03-29 10:53:19
Спокойствие, человеколюбие и терпение впечатляют.
atomictravelertaco
2016-03-29 12:17:35
Спасибо за тему и статью. Статья немного поверхностная по отношению к буддизму, но это не сильно критично, поскольку сама тема интересная и идеи в целом хорошие. Поверхностная потому, что буддизмы очень разные, и то что в статье - оно ни одному из них напрямую не соответствует, как по мне скорее придумано / надумано "по мотивам", а не взято из чего-то реального, имеющего отношение к буддизму. Но полностью разделяю мысль что идеи буддизма очень интересны в контексте Лайфхакера и улучшения жизни. --- Я сам полный лох в религиях, если так можно сказать. Я начал было изучать и понял что это бесполезно, сил моих чтобы охватить и понять даже малую часть не хватить в принципе :) Вот немного информации, но прямо сильно верить не стоит мне: 1. является ли буддизм религией? да, конечно, но... мне нравится такой ответ: "Буддизм не является религией в обычном понимании этого слова. Существует культ поклонения Будде, существуют церемонии и обряды, воздвигнуты храмы, готовятся монахи и написано много литературы мистического толка. Но основное ядро составляет Учение, которое трансформируется в зависимости от социальной среды в которой оно находится." или еще такая: "Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придают этому понятию многие западные школы религиоведения) — вера в абстрактный идеал: конфуцианство, буддизм, джайнизм" 2. Есть две ветви буддизма (или три? считать ли Ваджраяну отдельно сейчас?): - Тхеравада (южная) - Махаяна (северная) "Южная ветвь представлена, на сегодняшний день, только школой тхеравада, представленной в таких странах как Шри-Ланка, Таиланд, Мьяма (Бирма), Лаос, Камбоджа и немного во Вьетнаме. Традиция тхеравада делится не по доктрине, а по правилам монашеского устава (Виная). Такие группы называются называются никаи. " "Северная ветвь представлена: ваджраяной, распространенной в Тибете, Непале, Монголии и в трех округах России (Тува, Бурятия и Калмыкия) чань (дзен) буддизмом, распространенным в Китае, Японии, Корее и Вьетнаме, амидаизмом (в Китае) и другими небольшими направлениями. Направления в махаяне делятся по доктриным особенностям, иногда очень далеко уходя друг от друг в идеологическом плане. " источник: https://www.proza.ru/2011/12/04/1282 ---- Ветви эти сильно разные, и если мы рассуждаем о том, что полезного для лайфхакинга можно взять из буддизма желательно понять из какого именно. Потому что и минимализм и спокойствие и личностный рост они понимают чуть ли не противоположным образом. Даже в отдельных традициях одной ветви очень много разного. 3. Например, если брать Тибет, где Махаяна, там есть разные традиции: ньингма, кагью, сакья и гелугпа, бон. Что общего: сутры, тантры, медиации, ретриты, ритуалы (подношения, поза со скрещенными ногами, ваджра, колокольчик, дамара, торма и пр.) Отличия по мелочи: у Бонов у монахов насколько я помню обеты намного строже, в том числе они не едят мясо (все остальные - едят); разные практики: Гелугпа выполняют практику Хеваджры, кагьюпа — практику Ваджрабхайравы и т.д. Глобальные отличия: терминология; разные термины и разный смысл одинаковых терминов (это, как я понимаю, особенности именно северной ветви, в южной таких сложностей нет); две цитаты, может не самые интересные, но показательные: "Гелугпа говорят, что ум — понимаемый как осознавание объектов — непостоянен, в то время как кагьюпа и ньингмапа утверждают, что он постоянен. Кажется, что эти две точки зрения противоречат одна другой и взаимоисключающие, однако на самом деле это не так. Говоря о «непостоянстве», гелугпа имеют в виду, что осознавание объектов меняется каждое мгновение, так как осознаваемые объекты сами ежемоментно меняются. Говоря о «постоянстве», кагьюпа и ньингмапа имеют в виду, что осознавание объектов длится вечно; его основная природа не подвергается каким-либо воздействиям и, таким образом, никогда не меняется. [...]" "«взаимозависимое возникновение». Гелугпа говорят, что все существует в рамках взаимозависимого возникновения, имея при этом в виду, что явления существуют в качестве «того» или «этого» в зависимости от слов и концепций, способных достоверно обозначить их как «то» или «это». Познаваемые явления — это основа для обозначения, к которой применяются обозначающие их слова и концепции. В познаваемых явлениях нет ничего такого, что само по себе наделяло бы их существованием и характеристиками. Итак, для гелугпинцев существование в рамках взаимозависимого возникновения равнозначно пустотности — полного отсутствия невозможных способов существования. С другой стороны, кагьюпа говорят, что абсолютная природа пребывает за пределами взаимозависимого возникновения. Звучит так, словно они утверждают независимое бытие этой абсолютной природы, существующей в силу самой себя, а не благодаря взаимозависимому возникновению. Но это не так. [...]" источник: http://dazan.spb.ru/buddhism/schools/520/ это я к чему, в том числе: чтобы говорить о метидациях в том смысле как они есть в буддизме надо хотя бы минимально определиться с терминами, без этого невозможно медитировать; а в разных школах они разные; и это только школы одной ветви 4. Тхеравада еще более сильно отличается от Махаяны и там тоже есть разные традиции; во многих странах Тхеравада сильно преплетена с анимализмом и т.п. 5. Ниже речь была про Забайкалье, видимо, про Бурятов, если не ошибаюсь это Махаяна; но, опять же по моему мнению, она немного другая там, потому что существует частично вместе с шамаизмом и др. есть особенности 6. Какое все это имеет отношение к статье: в буддизме есть медитация, но это не совсем "инструмент для поддержания своего сознания в чистоте и поиска своего «я»"; медитация в буддизме не совсем то, что мы обычно делаем "В буддологической литературе понятие «буддийская медитация» употребляется в двух основных смыслах: широком и узком. В широком смысле данный термин служит синонимом всей совокупности разнообразных методик физического и духовного самосовершенствования, в узком смысле – как обозначение всех методов созерцания (bhavana). Буддийская медитация в узком смысле (бхавана) включает в себя практику «самообладания» (смрити), практику концентрации (самадхи) и практику мудрости (праджня), иначе называемую випассана. Именно випассана представляет собой главную составляющую буддийской медитации. Випассана – это интенсивное понимание, которое даёт проникновение в глубь вещей. Согласно раннему буддизму, истинная природа вещей – это дхармы (простейшие элементы бытия). В буддийской медитации шаматха и випассана дополняют друг друга, но если шаматха нацелена на очищение сознания от всех его прежних объектов, то випассана обеспечивает перекодировку реальности в терминах буддийского учения, то есть вырабатывает привычку видеть и мыслить дискретно (разлагать реальность на дхармы-элементы)." источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D0%B4%D0%B4%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F#.D0.9E.D1.82.D0.BB.D0.B8.D1.87.D0.B8.D1.82.D0.B5.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D1.8B.D0.B5_.D1.87.D0.B5.D1.80.D1.82.D1.8B_.D0.B1.D1.83.D0.B4.D0.B4.D0.B8.D0.B9.D1.81.D0.BA.D0.BE.D0.B9_.D0.BC.D0.B5.D0.B4.D0.B8.D1.82.D0.B0.D1.86.D0.B8.D0.B8 и если про эти детали не говорить, то это "обычная" медитация, буддизм здесь не причем 7. гибкость, здоровый образ жизни, терпимость, минимализм - тоже это все очень условно с буддизмом связано, вся соль в деталях 8. Что касается моих личных впечатлений, то миряне буддисты одни из наиболее комфортных для проживания рядом с ними: позитивные, не парятся лишний раз, спокойно относятся к другим религиям и пр. Не знаю почему так получается и как это связано с учением Будды, самому интересно, но люди приятные :) а если кто-то возьмется продолжить тему о том, что можно полезного взять для саморазвития из учения Будды - я буду очень благодарен :)
Михаил Солопов
2016-03-29 12:55:06
А христиане? Ну если на суть смотреть?
atomictravelertaco
2016-03-29 12:55:34
[зануда мод]Индонезия - мусульмане, там очень мало последователей индуизма[/зануда мод]
atomictravelertaco
2016-03-29 12:59:59
Формально буддизм спокойно относится к вере в Бога, разрешает быть христианином например. Они терпимые к другим религиям, в отличие от других религий. Поклоняются - да, но тут есть нюансы. Считается что "То есть нужно различать слово “поклонение” и такие понятия, как посещение храмов и вознесение молитв вселенскому создателю. Тем, кто ассоциирует религию исключительно с поклонением Богу, легко сделать скоропалительный вывод: если буддисты кому-то поклоняются, то этим объектом поклонения должен быть какой-то бог. Такая путаница возникает из-за ограниченного смысла, в котором сегодня употребляется слово “поклонение”. В Индии, напротив, одно и то же слово обозначает уважение, которое оказывают кому угодно — Будде, родителям, старшим братьям и сестрам, учителям или любому пожилому и почтенному человеку. Когда буддисты склоняются перед образом будды или бодхисаттвы и подносят ему цветы, свечи и благовония, они чтят Будду как просветленное существо, а не поклоняются ему как богу. " источник: http://buddhayana.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5.html на практике не все понимают именно так, но это во всех религиях мало кто понимает правильно суть
Пётр Диденко
Пётр Диденко
2016-03-29 13:49:42
Я про провинцию Бали, конечно :) Сорри. Там всё по-другому.
Пётр Диденко
Пётр Диденко
2016-03-29 13:50:12
Не, а шо христиане?
Михаил Солопов
2016-03-29 14:47:58
Отличный риторический прием, типа ответить нечего, но сделаю вид что оппонент не прав и уйду надув щеки)
amjr
2016-03-29 15:10:13
Кто тот человек, который принимает три свойства бытия, четыре благородные истины и восьмеричный путь, но при этом отрицает теорию дхарм, пяти стихий, буддийскую космологию и т.д? Что важнее: нравственность и осознанность или догма и ритуал?
Пётр Диденко
Пётр Диденко
2016-03-29 20:13:28
Я просто почитал другие Ваши комментарии и решил, что "ох". Извините за.
Евгений Платонов
2016-03-29 21:42:32
Да не навязывается. Так же как и большинство религий. По крайней мере в моей стране. А вот рекламы буддизма просто очень много и даже эта статья является рекламой. Большинство статей о самосовершенствовании делают отсылки к медитации и буддизму.
Кирилл Романовский
2016-03-29 23:19:38
Индонезия страна победившего мусульманства. Бали - маленкий остров исключение. Просто погуглите.
Евгений Кнутов
Евгений Кнутов
2016-03-30 08:21:53
Во всех религиях эта проблема. Мы же говорим про осознанный подход, взять хорошее и применить это к себе. Будут ошибки, но это долгий путь...и работать придётся долго.
Евгений Кнутов
Евгений Кнутов
2016-03-30 08:30:04
Вы правильно подметили, они терпимы ко всем религиям, так как путь познания у каждого свой. Будде поклоняются ни как богу, а как "человеку, который смог". Т.е. он был такой же, как и мы, но он вырвался из оков своего восприятия, значит можем и мы) почему бы его не уважать, и не изучить его мысли.
Евгений Кнутов
Евгений Кнутов
2016-03-30 08:55:19
Здесь ответ очевиден)
Евгений Кнутов
Евгений Кнутов
2016-03-30 09:00:39
Согласен, что поверхностно. Но моя цель не была охватить необъ ятное. Я изучаю буддизм и стал его приверженцем не так давно. Я просто подметил, к каким изменениям в моей жизни привело уже это... Знаю, что ещё разбираться и разбираться,что ещё куча слабостей и ошибок наделаю...но на то мы и здесь, чтобы учиться
Алексей Пономарь
2016-03-30 09:43:09
Кто бы нам заплатил за рекламу медитации.
Пётр Диденко
Пётр Диденко
2016-03-30 11:26:31
Я ж и написал - маленький остров на три миллиона человек, специально чтобы проиллюстрировать идею.
Евгений Кнутов
Евгений Кнутов
2016-04-13 19:43:29
Извините, а что здесь выдаётся за рекламу и чего?