К сожалению, возможности написать и выложить сразу большой материал у меня просто нет, т.к. на его создание уходит уйма времени, которое приходится отбирать у сна, да и проверка фактов требует огромных затрат того же самого времени. Тем не менее, я постараюсь закончить всю историю, выкладывая материал сюда по мере возможности. 

Пользователей не волнует, что внутри коробки до тех пор, пока коробка делает то, что им требуется.
Джеф Раскин, один из создателей Mac.


Сначала был PARC… Не тот парк, в котором вы привыкли гулять с друзьями, а Palo Alto Research Center, легендарный исследовательский центр Xerox, ставший сердцем разработки того, что явилось прародителем современных GUI систем. Фактически в далекие 70е XEROX не интересовался компьютерами, однако денег, выделяемых PARC хватало на то, чтобы вести множество исследований, не касающихся напрямую интересов компании, в том числе и эксперименты с графическим интерфейсом.
alto.jpg
Так появился на свет Alto, первый компьютер с GUI. Это был медленный, невероятно дорогой (более 30 000 долларов) компьютер, легко узнаваемый по портретной ориентации дисплея. Но самое интересное — это возможность Alto работать в двухцветном графическом режиме. Каждый пиксел на экране мог принимать один из двух цветов, черный или белый, что позволяло выводить несложные изображения или отрисовывать несложные элементы интерфейса. Управлялся Alto при помощи клавиатуры, мыши (еще одного гениального изобретения, вышедшего из недр исследовательского центра Пало Альто) и опциональной «аккордной» пятиклавишной клавиатуры, позволявшей вводить команды, используя комбинации нажатых клавиш.
star.png

1981 год. Последовавший за Alto XEROX Star, хоть и провалился в продажах, однако наглядно демонстрировал тогдашние достижения «интерфейсостроения», часть которых можно было найти у его предшественника: перекрывающиеся окна, иконки, полосы прокрутки и сохранившуюся до наших дней метафору рабочего стола. Прототипом компьютерного десктопа послужил обычный офисный стол с часами, календарем и кучей бумаг (файлов), разложенных по ящикам (папки)…

К концу 70х PARC становился все менее привлекателен для исследователей. XEROX сосредотачивает основные усилия на копировальных аппаратах, уделяя меньше внимания сторонним разработкам, а Силиконовой Долине появлялись компании, в которых можно было найти применение разработкам, носившим до этого теоретический характер. Так PARC лишился Ларри Теслера (Larry Tesler), Алана Кея (Alan Key) и других специалистов, ставших впоследствие легендарными.

Одной из компаний, в которых оседали бывшие сотрудники PARC была Apple. И если PARC можно считать прародителем GUI, то первой компанией, сумевшей довести графический интерфейс до ума, воплотив его в коммерческом продукте является именно Apple со своей «лизой», а впоследствие и «мак». Интерфейс Apple не был калькой Alto и уж тем более ни коим образом не пересекались их имплементации. Хотя часть сотрудников Apple действительно имела опыт общения с Alto, интерфейс Lisa и более поздних машин Apple разрабатывался компанией самостоятельно:

Мы никогда не сообщали им что-либо, являющееся секретом Xerox <…> Но мы позволяли дискуссии продолжиться и поддерживали определенные направления, не одобряя другие. Мы просто помогли им не тратить много времени на тупиковые решения, вдохновляя их на исследование чего-то хорошего.
Ларри Теслер.

lisa.jpg
У компьютеров Apple было немало отличий от своих предшественников. Например, трехкнопочная мышь Alto была заменена на однокнопочную, т.к. по мнению разработчиков последняя была легче в освоении (По иронии судьбы первая мышь, созданная Дугом Энгельбартом (Doug Engelbart) также имела лишь одну единственную кнопку, впрочем, количество кнопок на манипуляторе — тема отдельной беседы). Также интерфейс Apple содержал меню (пользователям Alto приходилось держать необходимые сочетания клавиш в голове) и имел гораздо более широкие возможности по работе с графикой за счет применения QuickDraw, дальнего предка нынешнего «кварца». Полоска меню Lisa располагалась вверху экрана, что согласно закону Фитса значительно облегчало ее использование (по сравнению с меню, располагающимся вне краев)  за счет «бесконечной» высоты…

Продолжение следует…