DorisДмитрий Лакачаускис — автор нескольких программ для iPhone, которые можно купить или бесплатно скачать в App Store. Тема нашей беседы — проблемы, с которыми сталкиваются разработчики приложений.

Дмитрий, расскажите, пожалуйста, о себе. Как вы пришли в iPhone-разработку? Как появилась идея создания Doris.app и сколько времени потребовалось на реализацию?

Программист. Один из главных разработчиков (вообще-то единственный commit’ер, не считая основателя) некогда популярного Seagull Framework. Живу в Риге, где, собственно, родился и работаю. Люблю смотреть бокс, K-1, бои без правил.

Будучи веб разработчиком (кем до сих пор по большей части и являюсь), любителем продукции Apple (MacBook Pro, iMac, iPod shuffle, iPhone 2G, iPhone 3G, iPod Touch 2G), одним из создателей веб-сервиса Дорис, был очарован iPhone’ом, а также способом доставки приложений на устройство — App Store. Стало понятно, что Дорис без iPhone приложения, — это неполноценный продукт.

6 месяцев я обещал себе завтра начать «изучать» iPhone SDK, Cocoa Touch, objective-c и т.д. Наблюдая, как App Store наполняется потенциальными конкурентами, читая сумасшедшие истории про «разработчиков-миллионеров-с-одной-программой», про легкость освоения SDK, про «build-and-go», я все больше нервничал от своего бессилия.

Однажды, делегировав некоторые свои проекты вновь приобретенному напарнику, у меня, наконец, появилось время сдвинуть дело с мертвой точки.

Через 2-2.5 месяца первая версия Doris.app была готова и загружена на проверку в App Store. За это время мы несколько раз успели перелопатить интерфейс, написать API, убедиться, что все соответствует привычным стандартам, сделать красивый (на мой вкус) дизайн, наконец. Apple поставила необычайно высокую планку для разработчиков, так что самые простые программы доставляют кучу хлопот.

Doris

Помимо Doris вы участвовали в разработке других приложений для iPhone – Read Later и My High Street. Расскажите о них.

С My High Street все просто. Люди в Британии любят бренды. Они не говорят, что хотят сходить в продуктовый магазин, а скажут, что надо сходить в Tesco. Хотите покушать — KFS, Subway и т.д. Магазины в городах построены по принципу copy-paste, так что в любом городе есть стандартный набор брендов. Используя GPS, My High Street позволяет найти близлежащие магазины выбранного бренда. На данный момент программа доступна только в UK App Store.

My High Street

Read Later (ссылка в iTunes) — другой нишевый продукт для фанатов delicious.com. Это может показаться странным, но многие люди используют delicious, как средство для складирования статей, которые однажды следует почитать. К прочим тэгам они добавляют тэг «toread» или «to_read» — у каждого может быть свой. На данный момент тэг «toread» имеют 1068119 ссылок, readme — 42300, to_read — 75080.

Read Later позволяет указать Ваш «toread» тэг, после чего все статьи с данным тэгом будут закачаны на устройство для дальнейшего оффлайн прочтения. Как только Вы прочли статью, выбранный тэг удаляется для соответствующей ссылки. Read Later — это Instapaper для любителей delicious.

Были ли трудности с публикацией приложения в App Store? Не было ли отказов со стороны Apple. Расскажите о своем опыте сабмита в App Store.

Doris и MHS прошли с первого раза. Мы даже поспорили между собой сколько раз Apple откажет Дорис :). Read Later отказали с первого раза, а потом еще 2 или 3 раза. Не знаю как там в Apple работает система одобрения приложений, но Read Later попался очень «жесткий» инспектор. То такой элемент confusing, то это confusing. Конечно, претензии были не беспочвенны, но разница в оценке Дорис и RL была на лицо. Потом был отказ Doris LITE. Странно, но то, что в Doris LITE по мнению специалиста из Apple было confusing, в обычном Doris прошло на ура. По всей видимости законы стали строже.

Опять же, ничего нового не скажу, но проверка теперь идет намного дольше, чем раньше. Если до этого в течении 7-ми дней приходил ответ из Apple, то теперь этот срок непредсказуем.

Некоторые разработчики жалуются на то, что Apple не предоставляет достаточно данных для анализа продаж. Нарекания вызывает и система пользовательских отзывов на приложения. Какие недостатки в App Store вы бы отметили?

iTunes Connect — это еще та головная боль. Я стараюсь туда не ходить без надобности. Для отчетов я использую AppViz. Не супер какое решение, но намного удобнее, чем iTunes Connect. Также использую MajicRank.

С отзывами сложно что-то изменить, я думаю. Всегда найдутся странные люди, готовые написать «bullshit» или «ultimate rubbish». Ценность таких комментариев понятна.

Однако, Apple по силам изменить способ поиска приложений. Если ты не в TOP100 в одной из категорий, то тебя просто не найдут, если не знают, что ищут. Это удручает. Единственный шанс засветиться в TOP100 — это сортировка по release date. Набрав нужное количество скачиваний, можно попасть в обычный TOP100 в категории, а там уже все от Вас зависит.

С Doris был неудачный пример. Программу подали на проверку 18-го числа, одобрили, скажем, 26-го, а в App Store при сортировке по release date было указано 18-ое число и перед Doris уже былa куча приложений. Еще раз. 26-го числа (первый день в App Store) Дорис оказалась уже на черт знает где при сортировке по release date. Теперь мы всегда указываем дату в будущем при подачи приложения.

Сейчас ваши приложения доступны только в App Store. Рассматриваете ли вы возможность портирования на другие платформы и соответственно размещения в других магазинах (Android Market, Windows MarketPlace for Mobile)?

Нет. В этом плане мне нравится движение Opera. На телефон ставится Opera Widgets с помощью которого, Вы можете использовать стандартные веб-технологии для реализации виджетов. Не надо знать как работать с каждой платформой — всем занимается Opera. Этакий Adobe Air для телефонов. Мы уже сделали виджет, который работает с Vodafone Widget Manager (некая оболочка Vodafone для Opera Widgets). Наш виджет занял второе место в соревновании Vodafone.

Какие бы вы дали советы начинающим iPhone-разработчикам, которые готовятся последовать вашему примеру?

Не думаю, что могу дать какие-то ценные советы, 4 следующих пункта — это, скорее, мои собственные ошибки, которые лучше не повторять:

  • Не будьте наивны. Единицы заработали сотни тысяч долларов на своих приложениях.
  • Не будьте идиотами. Возможно, что Вы задумали нужно только Вам.
  • Вы классный программист, у Вас есть друг дизайнер, и Вы выпустили фантастическое приложение. Так вот, это 5% всего дела. Скорее всего про Вашу работу никто никогда не узнает. Если Вы не маркетолог, то советую завести соответствующее знакомство.
  • Не перебарщивайте с чтением всяких там use cases. Сейчас на тему iPhone, App Store и т.д. не пишет только ленивый. Как говорится, use your common sense.