Как два разработчика прошли путь от создания клона игры в мафию до самого горячего приложения для любителей мобильной фотографии?

insta-founders
Основатели Instagram: Кевин Сайстром (слева) и Майк Кригер (справа). Фото © Кевин Сайстром (Kevin Systrom). Source: Inc.

Instagram сейчас — это одна из самых быстро растущих социальных сетей. Несмотря на то, что приложение доступно только владельцам iPhone, уже сейчас в этой сети зарегистрировано более 5 млн фотолюбителей. Причем темпы роста просто феноменальные: за 9 месяцев пользователи загрузили 95 млн фотографий (Фликеру на то, чтобы взять планку в 100 млн потребовалось два года).

А началось все с идеи, которая была далека от фотоискусства. Со-основатель «Инстаграм» Кевин Сайстром (Kevin Systrom) учился в Стэнфорде — одном из главных университетов Кремниевой долины. Выпускники этого университета часто начинают собственные IT-компании. Google, Yahoo, Sun Microsystems, Logitech и многие другие компании были основаны именно студентами Стэнфорда. Сайстром, однако, учился не на программиста, а менеджера со специализацией в финансовом анализе. После учебы он работал маркетологом в Google.

Однако Кевину по-настоящему хотелось научиться программированию. Поэтому вечерами, по его собственному признанию, он занимался изучением языков программирования. Сайстром работал в основном над небольшими проектами, которые помогают быстро освоить технологию, понять принципы работы. В какой-то момент к нему пришла идея создать мобильную игру, которая бы объединила черты Mafia Wars (популярная социальная игра, где игроки соревнуются друг с другом, выполняя задания) и Foursquare (социальная сеть, пользователи которой поощряются за «чек-ины» в клубах, барах, кинотеатрах и т.п.). Проект получил имя Burbn, а прототип приложения был написан на HTML5. Новый сервис предлагал пользователям баллы за то, что те отмечаются на различных объектах, встречаются со своими друзьями, публикуют фото и т.п.

insta-1
Сейчас над развитием Instagram работают всего четыре человека

Кевин Сайстром посчитал идею перспективной, буквально загорелся ей. В одиночку поднять такой проект очень не просто, поэтому он занялся поисками инвесторов, которые готовы были бы профинансировать новый сервис. На одной из стартаперских встреч Сайстром показал прототип представителям двух венчурных фондов. Они заинтересовались проектом и предложили Кевину встретиться позже, чтобы обговорить детали сотрудничества. Вскоре Сайстром ушел с основной работы, затем спустя две недели договорился о финансировании своего проекта.

insta-icon-mockup
Эскиз логотипа

Кевин рассказал о своей идее приятелю Майку Кригеру (Mike Krieger). Вдвоем они начали разработку следующей версии Burbn. При этом они решили отказаться от большей части веб-приложения, сконцентрировавшись только на мобильной фотографии: в этом они увидели новую возможность. На создание прототипа, который позволял бы работать с фото, была потрачена неделя. Ничего не получалось, приложение выглядело просто ужасно. Стало ясно, что нужно создавать нативное для iPhone приложение. Тогда Сайстром и Кригер воссоздали оригинальную версию Burbn, но уже в виде программы для iPhone. Предпринимателей снова ждала неудача. Оказалось, что в приложении слишком много фич, интерфейс выглядел перегруженным. Было мало шансов, что пользователям понравится такая программа. Как позднее вспоминал Сайстром, очень тяжело решиться на то, чтобы начать с чистого листа. Но иного выбора уже не оставалось. Так что Кевин и Майк начали методично убирать из программы одну фичу за другой. В результате остались только три возможности: сделать снимок и отредактировать его, прокомментировать, отметить как понравившийся (like). Основатели решили также сменить имя компании. Так Burbn превратился в Instagram.

Спустя 8 недель разработки и тестирования приложение увидело свет. Несмотря на позитивные отклики журналистов и блоггеров, в успех мало кто верил. Комментаторы на Техкранче и мак-блогах, например, писали, что программа — всего лишь набор фильтров, что нет нужды в еще одном фотоприложении и т.п. Однако как показало время, все они здорово ошибались. Интерес к Инстаграм проявляют как обычные пользователи (только за выходные социальная сеть увеличилась на 100 тыс новых участников), так и звезды (Джэми Оливер регулярно публикует фотографии новых блюд), а также СМИ (аккаунт в Инстаграме есть даже у Playboy!) и крупные компании (Starbucks, Gucci).

insta-2
В числе первых пользователей — крупные бренды

И похоже, что все только начинается…