apple-1Courtesy of Calypsocrystal.com

Последние 5 лет Apple с завидной регулярностью представляет технические новинки, аналогов которым просто нет. Конкурентом требуются многие месяцы, а иногда и годы, чтобы приблизиться по дизайну и исполнению к Apple.

В качестве примера можно привести выход первого iPhone (конкуренты долгое время не могли выпустить телефон со столько же хорошим сенсорным экраном), Macbook Air (качество исполнения, работа батареи, вес и т.п.). Вспомним и анонс iPad. Спустя год, после выхода планшетного компьютера, ему не было достойной альтернативы. Аналоги были хуже и дороже. iPhone 4, представленный прошлым летом, так и остается одним из немногих телефонов с retina-дисплеем.

Как Apple удается быть впереди конкурентов?

02-iPad_HeroКонкуренты долго не могли представить альтернативу iPad

Ответ можно найти в недавнем обсуждении на сайте Quora. В отличие от конкурентов, Apple имеет на счетах довольно крупную сумму — по разным оценкам от 50 до 70 млрд долларов. Компания редко приобретает стартапы (чем славятся Google и Microsoft). Зачем же тогда такое «накопительство»?

Оказывается, Apple использует имеющиеся запасы для того, чтобы быть впереди конкурентов. Компания пристально следит за передовыми разработками. Когда появляется какой-то прорыв в технологии, ее сложно применить сразу. Для массового производства потребуется строительство новых фабрик, переоборудование новых заводов. Все это требует больших инвестиций. Ведь даже если отстроить заводы и запустить производство, продукция будет стоить очень дорого, немногие клиенты смогут позволить ее себе приобрести. Получается замкнутый круг: требуются солидные инвестиции, а отдача скорее всего будет незначительной. Банки и инвестфонды на такой риск идут неохотно.

И вот тут приходит Apple, которая оплачивает полностью или частично строительство фабрики по производству новых компонентов. В обмен на это, компания получает эксклюзивное право на выкуп продукции в течение первых 6-36 месяцев. Это не единственное условие. Apple по истечению этого срока получает право на скидку.

fabricApple помогает построить завод, обрекая конкурентов на отставание (фото ChrunchGear)

Такой подход дает Apple несколько преимуществ. Во-первых, Купертино первым получает доступ к новых технологиям и более совершенным компонентам. Продукция улучшается качественно и заметно. Техника становится легче, производительней и просто лучше. Это ценят потребители. Конкуренты фактически не могут в короткие сроки скопировать разработки.

Когда цена на выпуск компонентов снижается, они становятся доступными для конкурентов. Вспоминаем то, что Apple получила скидку на выкуп продукции завода. За чей счет завод будет компенсировать «потерю»? Скорее всего эту скидку оплатят конкуренты, которые приобретают компоненты по более высокой цене.

Выкупая эксклюзивные права, Apple обрекает конкурентов на технологическое отставание. Фактически компания действует не как классическая монополия, когда продавец диктует рынку свои условия, а как монопсония (рынком правит покупатель).