Когда Роман Шистеров учился в школе, мудрая учительница по истории любила повторять: «Вы никогда не разбогатеете до тех пор, пока на вас не будет работать хотя бы 1 человек». Сегодня Роман – директор бюро графического дизайна «Red», которое обслуживает порядка 100 клиентов. Но прежде чем стать предпринимателем он успел попробовать себя как минимум в роли сотрудника типографии и фрилансера.

В этом интервью вы узнаете о том, чем живет настоящий русский предприниматель и что изменилось с тех пор, как у него появился свой бизнес.

чем живет настоящий русский предприниматель, агентство red

«Если мою сегодняшнюю ситуацию описывать научным языком, то я в точке безубыточности»

Роман, как, когда и почему решили открыть свой бизнес?

Весной 2009 года Правительство Свердловской области в целях поддержки малого бизнеса запустило проект «Начни свое дело». В рамках него проводились тренинги, по итогам которых можно было получить грант. Давали до 300 000 рублей, но мне досталось несколько меньше. Впрочем, для стартапа как раз хватило. Зарегистрировал ИП, купил оборудование, арендовал офис и начал работать.

Основной причиной создания собственного бизнеса стала, конечно, жадность. Шучу (смеется). На первых порах разница с доходами фрилансера почти неощутимая. Свое дело – это такой же естественный этап в карьере специалиста, как и любая руководящая должность. Просто кому-то это интересно, а кому-то – нет. А термины типа «самореализация» принципиально не люблю, есть в них что-то сектантское.

По деньгам быть предпринимателем и фрилансером – почти одинаково, правильно я понимаю?

Да, если бизнес начинающий. Взять полноценный период моей работы – это год с небольшим. Полученный грант я «отбил» в первые же 6 месяцев. В деньгах не потерял, но и расходы мои выросли. К примеру, за аренду офиса отдаю сейчас 10 тыс. рублей в месяц, за Интернет, как юрлицо – 3 000 рублей, также плачу за телефон и прочие услуги. И помимо прочего на моей совести еще налоги. А когда фрилансером был, 300 рублей в месяц отдавал за Интернет, спокойно работал и в ус не дул.

Если мою сегодняшнюю ситуацию описывать научным языком, то я в точке безубыточности. А в будущем у меня, как у ИП, большие перспективы, потому что есть среди моих клиентов крупные заказчики, которые ни под каким предлогом с фрилансером работать не станут.

Что нравится в бизнесе, а что нет?

Не буду жаловаться на то, что не нравится: взялся за гуж – не говори, что не дюж. Есть прекрасный ролик, иллюстрирующий стандартные сложности дизайн-студий:

Ну и, кроме отношений заказчик–дизайнер, в самом статусе предпринимателя есть определенные минусы. К примеру, нежелание банков давать кредиты, высокая плата за Интернет.

А так все нравится – работы море, хватает всем и можно даже дружить с конкурентами.

На работу без опоздания, не то, что раньше…

В чем разница между тем временем, когда вы были наемным сотрудником, и сегодняшней ситуацией с точки зрения организации рабочего дня?

Свое дело очень дисциплинирует. Когда был наемным работником, позволял себе приходить на работу к обеду. Начальство терпело просто потому, что я хорошие макеты делал. А теперь понимаю, что с моей стороны это было свинство. Ведь сейчас у самого дизайнеры такие же раздолбаи.

Теперь такого себе не позволяю. Дочку провожаю в школу и бегом на работу. Составляю плотный рабочий план для дизайнеров (их у меня двое), чтобы они могли работать, не уставая от безделья.

Сам работаю с 10 утра и до 21 вечера. При этом у меня всего один выходной день – в субботу. Все остальное время жужжу аки пчела.

Как мотивируете себя на работу?

Секрет продуктивности простой: знаешь, за что борешься. Сам мамонта загнал, сам убил, сам съел. Вначале карьеры, когда еще обычным дизайнером был, временами сталкивался с тем, что клиент принимал только один макет из трех. В такие моменты хотелось все бросить. А сейчас, когда уже есть профессиональный опыт, случается разве только физическая усталость, а морально всегда отдыхаю.

Чем-то пришлось пожертвовать ради бизнеса? Стали меньше спать, есть?

Времени стало меньше. Но я теперь просто его рациональнее использую. К примеру, как только начал свое дело, записался в спортзал. Теперь бизнес и спорт для меня взаимосвязанные вещи. Не скажу, что есть стал меньше. Разве только спать. Больше 6 часов в день не получается.

В нашем деле главное не лениться. Одновременно со мной начинали две девчонки. Тоже грант получили. Одной дали на фитнес-зал, второй – на рекламное агентство. У большинства предпринимателей рано или поздно появляется мысль: «Я же хорошо поработал, могу позволить себе съездить в отпуск». Вот через несколько месяцев одна поехала отдыхать куда-то в Европу. Пока ездила, ее зал в аренду сдали. Вторая, пока в Турции расслаблялась, потеряла хорошего клиента. У клиента просто менеджер по рекламе не вовремя сменился, и ему срочно нужно было решить какой-то вопрос. А предпринимательница в этот момент загорала на море. Вернулась – а заказчик уже не заказчик.

Первые 2-3 года вообще нельзя расслабляться. Хотя, вполне возможно, что я слишком серьезно к этому отношусь. Может быть, у кого-то получается вести бизнес играючи, и поэтому они расслабляются уже в начале пути.

Странные клиенты и не менее странные заказы

Вы сказали, что на первых порах клиенты отказывались принимать заказы. Как вы с этим боролись?

Есть такой тип заказчика, которому угодить просто нереально. Не то чтобы он плохой или привередливый, просто это НЕ МОЙ заказчик. После окончания университета часто с такими встречался. Сейчас практически «не видимся», потому что работаю в основном со старыми клиентами. Некоторые из них делают заказы аж с 2004 года. Просто притерлись друг к другу.

Вообще, первыми моими клиентами были те, с кем я работал, еще будучи фрилансером. Они в течение полугода оставались главным источником дохода. Потом запустил сайт, сделал ему раскрутку, и потихоньку начали обращаться новые заказчики. Сарафанное радио хорошо помогает. Иногда звонят и говорят, нам вас посоветовал Виктор (Сергей, Анна, Александр…), я даже не силюсь вспомнить, кто бы это мог быть. Посоветовали — работаем.

Кстати, многих клиентов я никогда не видел, хотя в одном городе живем. Просто по удаленке работаем.

А «интересные» клиенты были в вашей практике?

Безусловно. Заказчик из такой серии возникает с периодичностью раз в полгода. Наверно, чтобы просто поднять настроение. Мы сразу понимаем, такой клиент не настроен на покупку. И берем заказ, только если есть время.

Однажды нам пришло довольно интересное ТЗ на разработку логотипа. Название фирмы «Чип и Дейл». Описание деятельности: служба бытовых услуг. Фирма занимается сантехникой, ремонтом, стройкой, электрикой, перевозками. В общем, всем. Это был их первый логотип, и они хотели с его помощью создать образы надежности, доброты, уюта и добиться запоминаемости. В самом конце задания была пометка – рисовать НЕ диснеевских персонажей (может, Лису и Бобра).

интересные заказы для дизайнеров

Заказ мы не взяли, потому что работы было много. Но и возможности поиграться не упустили.

Другой случай произошел несколько лет назад. Есть бренд детских товаров для творчества «Оранжевый слон». Ребята, которые под этой франшизой работали, начали приторговывать «левой» продукцией. Хозяева франшизы быстро напомнили, что торговать можно только их товарами. Первые разозлились и пришли к нам с заказом. Хотим, говорят, такого же слона, только желтого.

Я пытался «оттащить» рисунок от оригинала. Бились-бились. В итоге они заказ приняли. Но когда пошли регистрировать, им сказали, что «Желтый слон» уже занят. Вот так и я толком ничего не заработал, и они мечту не воплотили. Сам слон, случаем, никому не нужен?

бренд, желтый слон

Для комфортного ведения бизнеса инструментов пока не хватает

Какие инструменты для ведения бизнеса используете?

Есть такой веб-сервис Эльба. О нем знают, наверное, уже практически все предприниматели. Он помогает сдавать отчетность и в целом вести бизнес. Я на первых порах банально счет не мог выставить. Подключился к Эльбе. Сейчас с любого компьютера захожу – все под рукой, включая историю. Элементарно – к заказчику приезжаю и на месте все «закрывашки» (акты) распечатываю.

С помощью Эльбы сейчас еще и отчетность сдаю. Но на всякий случай всегда перепроверяю старым добрым способом – бухгалтером. Ни одной ошибки за время использования не нашли, а я все перестраховываюсь. Привычка.

А что еще помимо интернет-бухгалтерии необходимо для комфортного ведения бизнеса?

Социальная бизнес-сеть, которой в России до сих пор нет. Зарубежный аналог – LinkedIn. Вот я бы прямо в Эльбе и реализовал эту сеть, потому что все, кто пользуется услугами электронного бухгалтера – малый бизнес. И мы можем быть друг для друга как партнерами, так и клиентами. К примеру, я отзыв для их сайта написал и получил переходы на свой сайт.

В идеале должно быть так: зашел в Эльбу, нашел клиента/работника/подрядчика, пообщался, провел все бухгалтерские операции. Все счастливы и довольны.

Роман, спасибо за интервью!

Эльба — партнеры Лайфхакера