Алексей Мась, один из самых успешных украинских предпринимателей в интернет-отрасли, поделился с нами своими мыслями о тайм-менеджменте. Текст ниже немного непривычен для этого блога, но в нем собраны годы изысканий Алексея на тему личной продуктивности и методов достижения поставленных целей.

Алексей Мась: Высший тайм-менеджмент

ВРЕМЯ ПРИНАДЛЕЖИТ ВАМ, А НЕ ВЫ ВРЕМЕНИ

Этот текст служит цели оптимизации вашей деятельности. Но не увлекайтесь оптимизацией — делайте дело.

Следствие: Традиционная учеба (стационар, 5 лет) — это опасная вещь. Нужно иметь очень веские основания (конкретную цель), чтобы потратить столь огромный кусок времени на неизвестный результат. К тому же принцип 50-50 (теория-практика) неприменим при учебе, там всё с точностью наоборот, что, на мой взгляд, свидетельствует об ущербности текущих методов обучения.

1. Необходимость времени (причины)

Мы будем понимать под «Эффективным тайм-менеджментом» способ, при котором в вашей жизни выполняется следующие условия:

1. Вы довольны результатами (продвижением к цели);

2. Вы совершенно свободны от срочных и неинтересных дел.

Идеал недостижим, но чем вы более довольны и более свободны — тем лучше тайм-менеджмент.

Следствие: Если у вас нет цели — вам не нужно время.

ПРИМЕНЯТЬ ТАЙМ МЕНЕДЖМЕНТ БЕЗ ЦЕЛИ — ЗАПРЕЩЕНО

Совет: Не укоряйте себя за бездействие! Зачастую лучше ничего не делать, чем делать что-то не то.

Как выработать цель?

Как бы не повернулась судьба, единственная цель, которая вас достойна — изменить мир. Все остальные цели — либо эгоистичны (тогда вы просто ещё не разобрались в себе и ВАМ РАНО ДУМАТЬ О ЦЕЛИ), либо сводятся к «изменить мир».

Следствие: ВАША ЦЕЛЬ формулируется так: Я решил (за период своей жизни) изменить мир, чтобы в нём было больше (перечисление любимых дел и чувств, но не вещей). Вещи — главные враги времени.

2. Принятие времени (аксиомы)

Фраза «время-деньги» не очень верна. Время — многограннее денег.

Время — это всё, что дано нам в этой жизни. Время и жизнь почти синонимы.

Время можно инвестировать. Ничто другое нельзя инвестировать без времени.

Человек нуждался и нуждается в универсальной Валюте, для оценки пути, который он выбирает ежесекундно. Исторически сложилось, что это деньги. Но время — натуральное и намного более универсальное мерило. Поэтому бизнес естественнее строить на временных ресурсах, а не на денежных.

3. Существование над временем (концепции)

Занимайтесь только любимыми делами. Если вы не можете позволить себе это — этот текст не для вас.

Обоснования:

1. Ничего нельзя хорошо делать, если вам это не нравится.

2. Возможность делать неинтересные вещи, приводит к дилемме выбора, которую, на мой взгляд, объективно решить нельзя.

Совет: ДЕЛАТЬ НЕИНТЕРЕСНЫЕ ДЕЛА ЗАПРЕЩЕНО

КАК ВЫБРАТЬ НУЖНЫЕ ДЕЛА

1. Нужные дела интересны.

2. Нужные дела не нужно делать срочно.

3. Нужные дела работают на перспективу.

(ВНИМАНИЕ: ЛЮБЫЕ ДРУГИЕ ДЕЛА ВЫНУЖДЕНЫ И НЕ НУЖНЫ)

Переходя на высшую ступень тайм-менеджмента выбросите ЧАСЫ И ЕЖЕДНЕВНИК — ОНИ ВАМ НЕ НУЖНЫ.

Обоснование:

1. Человек обладает памятью и чувством времени. Обе этих способности — уникальны и совершенно необходимы. Поэтому избавившись от ЧАСОВ и ЕЖЕДНЕВНИКА, ВЫ БУДЕТЕ ТРЕНИРОВАТЬ ПАМЯТЬ.

2. Выбрасывая часы, помните, время — это ваша собственность, оно принадлежит вам, а не вы ему.

Совет не для начинающих!

Если у вас не было часов и ежедневника, ВАМ сначала нужно ПРИОБРЕСТИ и то и другое, понять, зачем они нужны. А лишь потом выбросить. Я думаю, что неэффективно избегать вещей, с которыми не знаком.

Не пытайтесь переубедить людей. Их убеждения — это их личное счастье.

Что делать? Выскажите им собственное мнение, согласитесь с теми пунктами, которые признаете, и не согласитесь с теми, какие не признаете. Закончите разговор. Будьте при этом абсолютно открыты и честны. При этом у ваших собеседников не возникнет вопросов.

Любите людей и себя в первую очередь

1. Любовь к другим позволит вам любить себя и не упасть в эгоизм. К тому же предохранит от конфликтов. Никто не может забрать и дать вам столько времени как другие люди.

2. Любовь к себе позволит вам сохранить собственное время от посягательств.

Следствие: Будьте честным перед собой и другими.

4. Производство времени (основные приемы)

СТРУКТУРИРУЙТЕ ВРЕМЯ

A. ВСЁ НЕЛЬЗЯ УСПЕТЬ — ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ЧУВСТВА ВИНЫ

Вы не сможете одолеть время, если будете считать, что вы перед ним в долгу. Отчитываться перед кем-нибудь в использовании своего времени — вредно. Ведь время — это то, что действительно твое. Тот кто-то может требовать от вас лишь конкретный результат. Но если ваша работа находится где-то на месте и принимать звонки клиентов, то пропущенные звонки — тот негативный результат за который вы легко можете быть в ответе.

B. ДОВЕДИТЕ ДО АВТОМАТИЗМА ТО, ЧТО МОЖНО ДОВЕСТИ ДО АВТОМАТИЗМА. Это позволит вам и вашему разуму не замечать эти дела.

C. ЗАНИМАЙТЕСЬ ТОЛЬКО ОДНИМ ДЕЛОМ В КАЖДЫЙ МОМЕНТ…

+ ОГРАНИЧЬТЕ ЧИСЛО ДЕЛ, ВИСЯЩИХ РЯДОМ (удаляйте вещи)

+ ДЕЛАЙТЕ «ЦЕЛЬ» (помните зачем)

+ ДОВЕРЯЙТЕ СВОЕЙ ИНТУИЦИИ. Она знает больше вас (баланс разум-чувства)

Следствие 1: Идеальный рабочий стол — пустой; Идеальный почтовый ящик — пустой;

Следствие 2: Особенно опасны «висящие» важные дела. Дело отбирает времени примерно 10% от своей важности. Взвалите на себя 10 важных дел и вы вообще не сможете работать.

Следствие 3: Намного проще и эффективнее сказать человеку, что вы займетесь этим делом после того, как пройдет время, и он (заинтересованный) НАПОМНИТ ВАМ САМ ОБ ЭТОМ. В этом случае ваш мозг отдыхает и наслаждается жизнью. Лучше помнить что-то полезное, чем те дела, о которых помнить необязательно. Кстати, подтверждается концепцией про приятные дела. Ему будет приятно напомнить вам, а вам обычно не приятно это помнить самому.

Следствие 4: Создавайте завершенность (каждое завершенное дело растворяется в пространстве и не надоедает).

Следствие 5: Не смешивайте несколько дел вместе. Дела хороши по отдельности. Фраза: «Я займусь вашим делом после того, как сделаю дело другое» — должна уйти из вашего лексикона. Вам ведь совершенно неизвестно, будет ли доделано когда-нибудь это другое дело, и уж точно — эти дела нисколько не связаны.

СПЕШИТЕ МЕДЛЕННО. Поскольку любой цейтнот — неэффективен.

ВСЕГДА ДЕРЖИТЕ 33% ВРЕМЕНИ СВОБОДНЫМ (ПОТОМ 50%)

Обоснование: Невозможно структурировать время, когда оно все занято. Вам нужен простор для маневра.

5. Сохранение времени (предостережения)

Избавляйтесь от вещей. Вещи отбирают время. Есть, несомненно, полезные вещи, но они полезны и вредны одновременно. Чувствуйте баланс, когда вещи становятся вредными — избавляйтесь от них.

Кроме того, будет интересно знать, что 90% вещей — бесполезны по своей природе.

Мои наблюдения: Автомобиль, взятый с собой, отбирает у меня времени на 5 грн в день, приносит выигрыша по времени в зависимости от обстоятельств от 20 (пробки) до 40 (перевозки техники, загородные поездки).

Мобильник отбирает 1 грн и приносит времени на 4 грн.

Наладонник (прим. редактора: статья писалась очень давно) отбирает времени на 4 грн и приносит лишь 1 грн, я не ношу наладонник. Суммы относительны, к тому же у меня его как-то украли, что тоже привело к неким временным потерям (на бесполезные волнения и на восстановление информации, смену паролей).

Следствие: Если вы любите свое время, вы должны избегать:

1. Чтения толстых книг (особенно нелюбимых). В любом случае книги должны читаться запоем или не читатся вовсе.

2. Длительных переговоров с участием большого количества людей. Совершенно очевидно, что половина из присутствующих просто теряет свое время.

Совет: Умейте остановиться и идти назад, не старайтесь оказаться правым.

1. У многих и у себя я замечал предубеждение против того, чтобы 5 метров пройти в обратном направлении, признать свои ошибки и прочее. Избавляйтесь от этого, любые предубеждения можно забыть.

2. Умейте признавать свои ошибки. Тогда то, что вы натворили — сбережет ваше время, а не потратит его.

E. НЕ ВВЯЗЫВАЙТЕСЬ В ДОЛГИЕ ДЕЛА (любите простоту), БЫСТРО (любите время) ВЫПУТЫВАЙТЕСЬ ИЗ НЕПЕРЕСПЕКТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (любите себя) И ПРИ ЭТОМ ДЕРЖИТЕ СВОЕ СЛОВО (любите людей).

Следствие 1: Не разбрасывайтесь своим словом.

Следствие 2: Не занимайтесь сложными делами — либо упростите, либо забудьте.

F. НЕ РАБОТАЙТЕ С ТЕМИ, КТО РАБОТАЕТ ХУЖЕ ВАС. Ничего не забирает так много времени, как нестыковки с безалаберными помощниками.

Следствие: Людям нужно платить высокие зарплаты, ведь специалисты вашего уровня стоят много

G. ДЕЛА НУЖНО:

1. Забыть.

2. Если забыть нельзя, то сделать сразу и правильно.

3. Если сделать нельзя или неинтересно, то отдать делать другому.

Следствия:

1. Забыть — самый эффективный метод. Тут нужна привычка, но большинство дел абсолютно бесполезны.

2. Помните, каждое «сделанное» дело тоже отбирает время (на поддержку, на консультации, на выражение чувств благодарности). Искренние положительные эмоции других людей меж тем сохраняют время.

3. Отдав делать другому, выделите МНОГО ВРЕМЕНИ НА КОНТРОЛЬ, но при этом оставьте его (время) в запасе.

ПостСледствие: ОЧЕНЬ ВАЖНОЕ. ДЕЛАЙТЕ ДЕЛА ПРАВИЛЬНО (правильно — это так, чтобы в результате в сумме вы получили выигрыш во времени, а не проигрыш), неправильно сделанное дело отбирает в 10-20 раз больше времени потом. ДЕЛАТЬ ДЕЛА НЕПРАВИЛЬНО — ЗАПРЕЩЕНО.

ПостПостСледствие:

ПРАВИЛЬНО (со сбережением времени) сделанные дела укрепляют ВАШУ ВЕРУ ВО ВЛАСТЬ НАД ВРЕМЕНЕМ. Это очень полезно.

Совет: Оставьте немного времени на контроль правильности.

Особо вредные вещи: самолюбование, эгоистичность, предвзятость, обижаться на и обижать людей, роскошь, эйфория.

Ваш имидж должен генерировать время, а не пожирать его. Следите за этим. Если у вас возникла эйфория — значит ВЫ ЧТО-ТО ДЕЛАЕТЕ СЛИШКОМ БЫСТРО, притормозите. Сохраняйте баланс между рассудком и чувствами. Не давайте ни тому ни другому одержать Верх.

6. Внедрение (методики)

Примечания:

1. Не пытайтесь излишне форсировать события, сразу ничего не происходит (лучше забраться по ступенькам, чем карабкаться на голую стену).

2. Философию необходимо осознать в целом и внедрять медленно и равномерно (телега на двух колесах /убеждениях/ если и поедет, то криво).

3. Не бойтесь экспериментировать (нет другого истинного опыта, кроме собственного).

4. Там где вам нужно время, а не искусство — придерживайтесь непротиворечивой технологии (не спорьте сами с собой).

5. НЕ ОБОЛЬЩАЙТЕСЬ РЕЗУЛЬТАТАМИ

Приложения (излишнее)

Время натуральнее денег

Почему время более естественное мерило успеха, чем деньги?

Изначально при рождении вам дано лишь время. И целью вашей жизни (на физическом уровне), может быть лишь одна единственная вещь — эффективно использовать отмерянное вам время. Под эффективностью вы можете понимать то, что хотите.

Негативная окраска денег

Деньги — это некая «фиктивная» вещь, которая придумана, а не существовала изначально.
Время — данная нам сущность. Нет ничего плохого в деньгах, но так же, как каждая «фиктивная» (ненатуральная) вещь, деньги имеют свои ограничения. И люди, которые видят эти ограничения, сталкиваются с ними будут осуждать тех, кто избрал мерилом деньги. Было бы нецелесообразно записывать этих людей во враги. Выберите другой ориентир — время.

Пересчет денег во время

Вам хватит 1000 долларов на пару дней? Значит эта сумма может сберечь для вас это время. Вы можете нанять домохозяйку и это тоже сбережет ваше время. К сожалению, деньги не существуют сами по себе. Если вы планируете не только тратить, но и эффективно использовать их (вкладывать) — они уже не только дают, но и забирают у вас время.

Учет во времени

Основные преимущества учета во времени:

1. С ростом доходов деньги теряют свою ценность, а время остается неизменным.

2. Время натуральнее денег (см. *время натуральнее денег).

3. Деньги имеют негативную окраску (см. *негативная окраска денег), а время — нет

Инвестиции

Деньги можно инвестировать только с помощью времени. Вы можете реально быть заняты делами, если дедушка завещает вам несколько миллиардов. Вам понадобится время, на подбор консультантов (как минимум), если вы хотите с толком вложить эти деньги. Знания практически невозможно инвестировать, они не поддаются учету и оценке. Вы можете вложить десятилетия в знания, но если вы не потратите годы на их использование — знания умрут вместе с вами.

Бизнес и время

Сколько бы Вы не платили своим сотрудникам, все, что они могут — это генерировать или пожирать время. Поэтому успешную компанию, от неуспешной отличает именно временной баланс. Успешная компания продуцирует много эффективного времени, а неуспешная его пожирает (как следствие — вместе с деньгами).