Хотя эта статья написана с акцентом на проблеме взаимодействия людей на борту (в продолжение нашей прошлой темы), она будет интересна всем, кто вынужден какое-то время тесно соприкасаться в замкнутом пространстве с другими двуногими.
Если вы планируете путешествие на яхте в компании, не стоит полагаться на «авось» в вопросах взаимоотношений в экипаже. Даже если эти люди ваши лучшие друзья или коллеги, с которыми вы прекрасно ладите. Замкнутое пространство, из которого некуда деться, негде уединиться — это мощное испытание на прочность даже для семейной пары, что уж говорить об остальных. Недаром этот сюжет так популярен в книгах и фильмах.


@photo

Договариваемся на берегу

Итак, правило номер один: договоритесь о некоторых моментах ещё на берегу. Если у вас есть вещи, к которым вы относитесь трепетно и не хотите, чтобы кто-то другой к ним прикасался — скажите об этом заранее. Из-за совместной собственности конфликты разгораются очень легко. Если у вас есть необычные привычки, которые могут затронуть остальных (например, если каждый день в 6 утра вы имеете обыкновение петь гимн России) — опять же не молчите о них, надеясь на чью-то природную склонность к телепатии. И самое главное: решите денежные вопросы заранее. По скольку и на что скидываемся в дороге, у кого какие пожелания по дополнительным развлечениям, кто готов вложиться в то или иное мероприятие. Обязательно обсудите кулинарные моменты: вкусы и потребности у всех разные, у кого-то может быть аллергия на некоторые продукты, кто-то не переносит алкоголь и т.п., а ведь готовить придётся на всех. Не менее важно заранее договориться о некоторых обязанностях: например, уборка, мытьё посуды. Казалось бы, мелочь, но именно с таких мелочей чаще всего начинаются личные обиды и конфликты на бытовой почве. Чем чётче будут обозначены границы, тем меньше проблем вас ждёт во время путешествия. Опытные туристы не дадут соврать.

Зонирование пространства

Ключевой момент для всех, кто вынужден путешествовать, жить или работать в тесных помещениях. У каждого человека должна быть своя территория. На яхте это осуществить не так-то просто: там все со всеми активно взаимодействуют, там тесно и каждый кусочек лодки устроен так, чтобы выполнять как можно больше функций. Тем не менее, ваша койка в каюте — это 100% приватная зона. Даже если вы делите каюту с компаньоном. Никто не входит в чужую каюту без стука. Дайте понять людям, что если вы забились в свой «уголок», то вас не нужно дёргать без серьёзного повода, даже если кто-то вспомнил ну очень смешной анекдот или спешит поделиться чудесной фотографией вида за кормой.

Не переоценивайте свою толерантность

Многие общительные и открытые люди, впервые выходя в плавание (в поход, заселяясь в общагу, устраиваясь работать в крошечный офис, нужное подчеркнуть) уверены, что их-то эти проблемы не коснутся. И очень зря. Даже самым коммуникабельным из нас требуется уединение, требуется побыть собой. Во-первых — не бойтесь потерять имидж «рубахи-парня», который всегда готов балагурить и веселить народ. Или воздушной, очаровательной, вечно улыбающейся девушки. Это порочная тактика, и она часто приводит к тому, что вы решите больше никогда, ни за что в подобные путешествия не отправляться. Или просто тихо возненавидите окружающих. Вы имеете право на перепады настроения, на угрюмое молчание, на недовольство какой-то ситуацией, вы никому ничего не должны (кроме шкипера, разумеется, которого все на борту обязаны слушаться в любом настроении). Во-вторых — заранее настройтесь на трудности и возможные конфликты. В обстановке замкнутого пространства любая недоговорённость, проглоченная обида может через какое-то время разразиться скандалом на ровном месте и испорченными нервами. Если вас что-то всерьёз не устраивает, поговорите об этом с человеком напрямую, не тяните кота за хвост.

Микрогруппы и психологический климат

Арендуемые суда обычно имеют 3-4 каюты, то есть 6-8 коек. Это неспроста. Суть в том, что более 7 человек на борту неизбежно распадаются на две подгруппы, у каждой из которых желания не совпадают. Появляются два лагеря, возникает почва для конфликтов. 7 человек — предел для создания монолитного коллектива в замкнутом пространстве. В предыдущем абзаце мы указали, что проблемы не нужно замалчивать. Теперь вспомним о том, что иногда всё же лучше жевать, чем говорить.

Даже в мирном уютном офисе интриги и разговоры за спиной способны разрушить благоприятный климат. На яхте и вообще в любом походе этот эффект удваивается. Не обсуждайте чей-то нелепый внешний вид или явный ляп — на яхтах звукоизоляция, прямо скажем, слабая, если речь не идёт о катамаране или очень большой лодке. Не высмеивайте товарища, чтобы блеснуть остроумием. Не будьте навязчивы. Не доставайте всех чрезмерной, мелочной опекой — это может невероятно, фантастически бесить людей, даже если вы делаете это от чистого сердца. Не будьте снобом и ханжой («Как вы можете брать еду из тарелки руками?!»). Старайтесь сохранять позитив и поддерживать хороший климат в команде. Если уж совсем тяжко, лучше записывайте свои язвительные мысли на бумагу или в телефон. И самое главное «не» — никогда не пререкайтесь с капитаном (шкипером). Да, это наёмный человек, он будет стараться вежливо и корректно высказывать свои просьбы. Но шкипер не обслуживающий персонал. Он отвечает за вас головой перед всеми судебными и небесными инстанциями. И он точно знает, когда ситуация становится опасной для жизни, даже если вам кажется, что всё в порядке, а капитан страдает паранойей.

Роли в команде

Любой экипаж, любая туристическая группа — это группа временная. Мы вступаем туда добровольно. Нас объединяет лишь общность интересов: в данном случае, совместное проведение досуга. Поэтому внутренняя структура и взаимоотношения здесь определяются только личными качествами и характером каждого из нас. В путешествии группа вбирает в себя множество сторон личной жизни участников, и это не всегда приятно. Не брезгуйте модным термином «психологическая совместимость». Задумайтесь заранее: какова ваша роль? Если вы неформальный лидер, то готовы ли вы к тому, что не все на борту будут вас слушаться? Если вы ярый индивидуалист, спросите себя: готовы ли вы оказаться с этими людьми в столь тесной близости, идти на компромиссы, терпеть чьи-то слабости? Если вы не любите принимать решения и брать на себя лишнюю ответственность, то придётся ли вам по душе ситуация, где от вас будут ждать активных действий? Постарайтесь как можно больше узнать о людях, с которыми идёте в чартер. Опытные яхтсмены говорят: «Нет лучше способа узнать всё о человеке, чем сходить с ним в плавание». И всё же морально готовиться надо начинать заранее, зная свои слабые стороны и прикидывая возможные варианты решения конфликтов.

Если конфликт всё же случился

Замкнутое пространство всё же сыграло с вашей дружной компанией злую шутку. Начинается конфликт. Что ж, постарайтесь вести себя достойно.
1. Побольше юмора и скепсиса. Не берите близко к сердцу чужие слова. Никто не может примерить на себя вашу жизнь, это всего лишь мнение другого человека. Побольше самоиронии и поменьше пафоса.
2. Не становитесь в защитную стойку из-за мелочей. На яхте все одна команда, и никто не стремится сознательно сделать вашу жизнь хуже. Вам незачем обороняться друг от друга. Если кто-то нападает на вас, быть может, он просто сорвался и надо дать ему выговориться, а потом спокойно выяснить, в чём проблема.
3. Умейте извлечь урок из ситуации. Если вас кто-то раздражает, задумайтесь: почему именно он/она? Вас задевают за живое чьи-то слова — почему? Разве вам есть что скрывать? А может, вы сами кого-то спровоцировали на агрессию?
4. Перечитайте предыдущий пункт о ролях в команде. Вся эта ситуация временная, скоро вы вернётесь на твёрдую землю, домой. В конце концов, вы на яхте, под белоснежными парусами, среди синих волн, вас окружают прекрасные пейзажи, которые вы, возможно, никогда больше не увидите в своей жизни. Неужто какая-то дурацкая стычка может стоить этих воспоминаний?


@photo

Разумеется, здесь затронуты далеко не все аспекты взаимоотношений в тесном пространстве. Мы не будем влезать в дебри психологии. Мы не стремились перечислить все возможные неприятные ситуации, а лишь хотели указать общую канву и поделиться опытом, как таких ситуаций избежать и к чему быть готовым.