Так как эта тема стала мне очень близка, то я решил написать статью, в которой поделюсь практическими советами по созданию креативного резюме (примеры таких резюме можно посмотреть тут).

Хочу уточнить, что это не очередной обзор клевых резюме, а именно советы по их созданию.

Зачем вообще делать своё резюме креативным

Как сделать креативное резюме?

У такого подхода есть много минусов:

  • Не все работодатели это понимают.
  • Уходит время на поиск идеи и разработку.
  • Уходит время (и, возможно, деньги) на последующий PR в интернете.
  • Много переживаний: посчитают ли тебя крутым и нестандартным или же, наоборот, примут за легкомысленного дурачка?
  • Если ты не уверен в себе и боишься активного внимания и критики, то лучше не начинать, её будет много.
  • Оно подходит не для всех специальностей.

Но есть и плюсы:

  • Главный из плюсов — это отсев неподходящих тебе компаний. Если людям не понравилась манера твоего изложения, юмор, картинки с сиськами и они считают это “обожемойнеприемлимо!”, то и сработаешься ты с ними вряд ли. Тем самым, ещё до интервью унылые компании отсеиваются и экономят твоё время. Поэтому, при написании креативного резюме, я рекомендую быть самим собой и не бояться залепить какой-нибудь мем или пару нелепых фоток, если тебя не поймут — значит не поймут.
  • Если у тебя мало опыта и нужно как-то выделиться среди кучи таких же “специалистов”, то это лучший вариант.
  • Увеличивает охват. Если твоё резюме засветится хоть немного в профессиональной среде, то предложения пойдут кучей (в том числе дурацкие) и выбирать будешь уже ты, что, согласись, намного приятней.
  • Новые знакомства в профессиональное среде.
  • Предпочтение работодателей всегда отдается более ярким личностям, все хотят работать с интересными и веселыми людьми, а не с занудами;
  • Отношение на собеседовании лучше, тебя узнают, улыбаются, спрашивают, как успехи, какие компании уже откликнулись и какой ты вообще молодец. Вводная часть всегда начинается с расспросов про твое резюме, и это позволяет немного снизить начальное напряжение.
  • Часто сотрудники тоже смотрят на твое резюме, поэтому отношение коллектива изначально более дружелюбное.
  • Это чертовски весело! К тому же это одна из немногих вещей, которую ты можешь сделать полностью так, как считаешь нужным:)

Как сделать резюме креативным

как написать заметное резюме

  • По поводу самого креатива конечно же сложно дать какие-либо дельные советы. Смотри как можно больше примеров и вдохновляйся.
  • Ищи нестандартные площадки и носители: страница в социальной сети, видеоролик, твиттер, баннер, собственное тело, контекстная реклама, песенка, еда, скриншот рабочего стола/игры, резюме в виде кода на javascript и т.д. К слову, моё первое резюме было сделано, как анкета для знакомств на mamba.ru.
  • Юмор очень желателен, резюме должно быть забавным и интересным. Хорошо, если это какой-нибудь профессиональный юмор. Но только не переборщи, юмор может занимать не больше 10-20% от всей информации.
  • Истории продают. Расскажи что-нибудь о себе, поведай о том, как ты попал в эту специальность или что сделал крутого в жизни. Open Source, конференции, общественная деятельность, помогал детскому саду, можно даже историю из вымышленной реальности.
  • Чтобы резюме стало вирусным, не забывай сделать его немного провокационным. Я, например, специально написал, что уволился с предыдущей работы и улетел отдыхать в Индию на полтора месяца, потому что хотел эмоций от читателя.
 Конечно, это уменьшает шансы найти работу в целом, но зато увеличивает шансы найти крутую компанию.
  • Обязательно нужно прочитать и учитывать общепринятые советы по написанию резюме (например, тут)
  • Ну и последний совет — не особо слушай друзей и маму:) Слушай только себя, потому что ты продаешь именно себя, а не их. Ко всему, они не являются целевой аудиторией твоего резюме. Постоянно держи в голове образ человека, для которого ты создаешь резюме, представляй себе его мысли при просмотре твоего резюме. Просто представь, что ты немного телепат:)
 У читающего должно создаваться четкое ощущение, что твоя цель не “устроиться на работу”, а “работать в его компании, работать вместе с ним”, устройство на работу — это не конечная цель, а только начало всего действа.

Советы по разработке

  • Резюме на английском смотрится стильнее, плюс на собеседовании английским вообще никто не мучает, заочно зачитается. Если же в компании никто не понимает по-английски, то она сама по себе отсеивается. 
Это очень спорный момент, но скажем так — всё зависит от специальности.
  • Если это сайт, то подбери интересный домен, если есть конкретная компания, в которую ты метишь, то не пожалей пару баксов и зарегистрируй для неё домен, например: hochuvgoogle.ru или если ты знаешь имя человека, принимающего решение, то можно что-нибудь в духе: виталянаймименя.рф. Тогда целевая аудитория точно посмотрит твоё резюме, если увидит конечно.
  • Не делай его большим: время, проведённое с резюме, должно быть не более 2-3 минут — это максимум! Если это презентация, то ограничь её 10-13 слайдами. 
Не нужно тянуть сопли, сразу переходи к делу: люди, открывшие твое резюме, обычно уже в курсе того, что ты ищешь работу.
  • В конце обязательно укажи ссылку на обычное, формально написанное резюме. Так же ссылки на профили в профессиональных соцсетях (LinkedIn, Мой круг)
  • Указывать ли ссылки на профили в обычных соцсетях? Вопрос тоже спорный и каждый решает его для себя сам. Сейчас все нормальные компании просматривают профили в соцсетях своих кандидатов, поэтому следует навести там порядок, так же важно просто посмотреть поисковую выдачу по своему имени. 
В своем резюме я указывал Facebook и Twitter, но не указывал ВКонтакте.
  • Если это сайт, то само собой ставьте социальные кнопки (Like, +1, “Мне нравится” и т.д.) 
В тексте попроси людей нажать на эти кнопки, придумай что-нибудь веселое, почему они должны это сделать.
 Так же учитывай, что 80% нажавших на Tweet будут оставлять текст без изменений, поэтому заранее подумай над ним.
  • Очень важны теги Title и Decription, большинство соцсетей будет подтягивать именно эту информацию в описание поста.
  • Если ваша работа как-то связана с веб-разработкой, то не забывайте про код сайта, заинтересовавшиеся люди будут туда заглядывать. Код должен быть не только красивым и грамотным, но так же туда можно влепить пару шуток или ASCII-арт;

Советы по продвижению

  • Креативное резюме живет 2-3 дня, поэтому все ваши ресурсы по продвижению должны выстрелить одним залпом. 
Если люди видят, что одно и то же резюме вяло пиарится то тут, то там, на протяжении 3-х недель, создается впечатление, что человек никому не нужен. Поэтому это зло. Ваша цель — это яркая вспышка и надежда на вирусный эффект.
  • Заранее составьте список людей, к кому вы могли бы обратиться с просьбой оценить ваше резюме (не нужно просить “напишите об мне”, просите оценить резюме, оценить нестандартный подход)
Это должны быть заметные люди в вашей сфере, хорошо если вы будете хоть немного с ними знакомы. Напишите 1-2 людям из списка, и если ваше резюме им понравилось, попросите сделать Share или Твитнуть. Если не понравилось, то переделываем его или вообще забиваем на всю эту ерунду и идем дальше играть в Diablo III :)
  • Берите качеством, а не количеством. Социальные сети не любят спам, поэтому старайтесь писать каждому человеку индивидуально, а не тупо копипастить одно и то же, за это вас могут заблокировать.
  • Если у вас есть друзья (это уже хорошо) и среди них есть владельцы или авторы каких-нибудь тематических ресурсов, попросите их написать о вашем резюме.
  • У себя на страничках так же опубликуйте новость о том, что вы ищите работу, со ссылкой на своё резюме и попросите всех своих друзей поставить лайки.
  • Напишите лидирующим сайтам в своей сфере и в сфере поиска работы. Если к этому времени кто-нибудь из заметных персон/сайтов о вас уже написал, то не стесняйтесь указывать на это.
  • Напишите зарубежным сайтам (если ваше резюме на английском), это даст огромный толчок его продвижению. Наши сайты очень охотно пишут про что угодно, если об этом написали их зарубежные коллеги.
  • Если у вас есть немного денег, закажите контекстную рекламу в поисковиках по именам директоров или названиям организации, в которые вы хотите попасть.
  • Не забывайте про Twitter, это отличный источник трафика. Напишите забавные Public Reply нескольким тематическим аккаунтам, но опять-таки не вздумайте спамить! 1-3 точечных удара в день, не больше.
  • Внимательно отнеситесь к выбору времени для публикации своего резюме (вот тут есть хорошая инфографика на эту тему)

Заключение

Эх, а столько ещё хотелось написать, но размеры статьи и так уже критические, так что если будут вопросы — я с удовольствием на них отвечу.

Ещё хотел бы показать резюме, которое в итоге получилось у меня — 14zy.ru. Резюме я опубликовал 7 июня, в первый день оно набрало 1000 просмотров, меня твитнул HeadHunter, написали разные люди и в итоге я получил кучу интересных собеседований на целую неделю вперед. В данный момент работа мечты уже найдена, осталось согласовать некоторые детали:)

Успехов!