Фото: laihiu

Здорово, что Apple судится с Samsung. Если бы не эта тяжба, вряд ли бы мы увидели, например, прототипы iPhone. И с каждым днем число раскрытых секретов становится все больше. Apple пришлось рассказать о многих вещах в суде — и о дизайн-процессе, и об уровне секретности. Появилось даже представление о будущих продуктах компании.

Как создаются продукты в Apple

В первую неделю слушаний показания суду давал ведущий промышленный дизайнер Кристофер Стрингер (Christopher Stringer). По его словам, почти все продукты Apple рождаются в результате мозгового штурма дизайнеров. Обычно за кухонным столом собираются 16 главных дизайнеров компании, которые обсуждают идеи, обмениваются мнениями. Моментально на бумаге рождаются зарисовки и наброски для будущих проектов. «Во время таких встреч рождается жесткая, брутальная, честная критика». И лишь потом появляются компьютерные модели.

Отдельно стоит рассказать о команде дизайнеров. Костяк сформировался 15–20 лет назад. Столько они и работают вместе. Всех дизайнеров Стрингер характеризует как «маньяков», которые одержимы каждой деталью.

Стив Джобс, Фил Шиллер, Джонатан Айв, Джон Рубинштейн. Фото: Time

Творческий процесс в Apple нелинейный. Если в других компаниях следуют маршруту «идея → набросок → модель → демо», в Apple разработанный концепт может отправиться на свалку, если появляется идея лучше. «Мы всегда в сомнениях, всегда задаем вопросы».

Как Apple продвигает свою продукцию

Первую версию iPhone не пришлось рекламировать. Телефон произвел настоящий фурор, пресса и блоги писали о нем невероятно активно. И отзывы на смартфон были в основном положительные. Так что Apple не потратила денег на его продвижение.

В дальнейшем ситуация, конечно, поменялась. Появились конкуренты, сначала слабые, затем вполне серьезные. Всего Apple потратила на рекламу iPhone и iPad более 1 млрд долларов. Продвижение iPad в прошлом году обошлось в $308 млн долларов.

Появление iPad с экраном в 7" не исключено

В 2010-м Стив Джобс объявил все планшеты с экраном меньше 10 дюймов «мертвыми по прибытию» (DOA, dead on arrival). «Их производители, — отмечал Джобс, — получат болезненный урок». Действительно, меньший размер экрана накладывает вполне очевидные ограничения.

Однако уже в 2011-м Стив Джобс не был столь категоричен. В суде продемонстрировали письмо, которое отправил вице-президент Apple по интернет-сервисам Эдди Кью (Eddy Cue), а получателями были Тим Кук (в то время он уже исполнял обязанности главы компании), Скотт Форсталл (вице-президент по iOS-разработке) и Фил Шиллер (вице-президент по маркетингу). В сообщении Эдди Кью писал о своем опыте использования Samsung Galaxy:

Попользовавшись Samsung Galaxy, я склонен согласится со многими суждениями, высказанными в статье (за исключением ухода с iPad). Уверен, рынок для устройств с экраном в 7 дюймов будет, и мы должны сделать свой планшет. Я говорил это Стиву несколько раз после Дня благодарения. И в последний раз, как мне показалось, он отнесся к идее очень благосклонно. На мой взгляд, работа с электронной почтой, чтение книг, Facebook очень убедительны на 7". Самое слабое место — это определенно просмотр страниц в интернете, да и он достаточно приемлем.

Если верить Эдди Кью, позиция Джобса со временем изменилась или, по крайней мере, стала не такой прямолинейной. И сразу исчезает единственный довод против выпуска iPad mini.

Как создавался iPhone

В начале нулевых Apple работала над созданием компьютера с сенсорным экраном, у которого не было бы клавиатуры (позднее разработки легли в основу iPad). В то время в компании все уже пользовались сотовой связью, но никто свои мобильные телефоны не любил. Они были, неудобными, сложными в использовании (про одну из моделей Джобс и вовсе сказал «Ваш телефон — самая тупая и ебанутая идея, о которой я только слышал»). «Мы поняли, что некоторые телефоны плохо справлялись с ролью развлекательного устройства», — отметил в суде Фил Шиллер.

В середине нулевых Apple рассматривала несколько вариантов возможных продуктов, в т.ч. камеру и автомобиль, но выпускать решили именно телефон.

Проект по созданию iPhone получил имя «Пурпур». Это был самый секретный проект в истории Apple.

Команду разработчиков мобильной ОС возглавил Скотт Форсталл, и пришлось ему нелегко. Начать стоит с того, что Джобс запретил нанимать людей со стороны, рассчитывать можно было только на уже имеющихся сотрудников. Последним во время перевода на новый проект не сообщали, чем же они будут заниматься. Зато сразу обещали бессонные ночи и работу по выходным на ближайшие несколько лет. «Мы хотели создать операционную систему, которая выдержала бы следующие 20 лет», — рассказал на суде Форсталл.

Фото: Jon Snyder/Wired

Для работы компания выделила целый этаж в одном из принадлежащих зданий. В помещениях были установлены камеры слежения и кард-ридеры. Порой сотрудникам Apple приходилось доставать свою идентификационную карточку пять-шесть раз, чтобы приступить к работе. В здании даже повесили табличку «Бойцовский клуб» — отсылка к одноименному роману Чака Паланика и фильму Дэвида Финчера («Первое правило бойцовского клуба: никому не рассказывать о бойцовском клубе»).

Samsung как минимум вдохновлялся наработками Apple

Вердикт не вынесен, и мы не можем однозначно сказать, что «Самсунг» скопировал дизайн продуктов Apple. Можно лишь рассуждать, насколько корейцы вдохновлялись работой дизайнеров из Купертино.

В одном из внутренних отчетов на протяжении 132 страниц iPhone сравнивается с Samsung Galaxy S. Сопоставление фич и возможностей оказывается не в пользу корейцев — значительная часть реализована явно хуже. Отчет сводится к тому, что Galaxy S был бы лучше, если бы больше походил на iPhone и предлагал похожий пользовательский интерфейс.

Дж.К. Шин (JK Shin), глава мобильного подразделения Samsung, в одном из отчетов обронил фразу: «Я слышу вещи вроде “Давайте сделаем что-то похожее на iPhone”». Довольно, много говорит о культуре внутри компании, не так ли?

Давайте сделаем что-то похожее на iPhone

***

Интересная деталь — в команде разработчиков iOS 2000 человек. И около тысячи из них готовят отчеты Форсталлу.