Кто из владельцев смартфонов или планшетов на базе операционной системы Android не встречался с проблемой тормозов и глюков? Боюсь, что никто. Чтобы андроидоманы лучше понимали характер своих устройств и не нервничали понапрасну, мы подготовили этот пост. А также для того, чтобы те же андоидоманы не порочили понапрасну свои смартфоны и планшеты, ругаясь на них, когда виноват на самом деле только Android.

Мы рассматривали вопросы «антиторможения» на двухъядерном смартфоне с двумя симками Highscreen Alpha GTR (тестовый образец) с оперативной памятью 1 Гб (вместо 512 Мб, как у большинства двухсимочных смартфонов) и параллельно на более ранней модели двухсимовика этого же бренда Highscreen Yummy Duo (650 МГц, 1 ядро), о котором, кстати говоря, было очень много отзывов в пользу быстрой работы. Так вот, если про Yummy говорили, что он летает, то Alpha GTR, следуя логике увеличения ОП и мощности процессора, должен, видимо, телепортироваться :)
Ну что ж, проверим.



Основные причины торможения

Чаще всего, причиной торможения является аппаратная часть — слабый процессор или графический чип не могут достаточно быстро производить необходимые вычисления. Или оперативной памяти недостаточно для полноценной работы приложения.

Единственное, что может сделать в таком случае пользователь — оптимизировать использование имеющихся в наличии ресурсов (об этом далее), или использовать более простые приложения. Но заставить устройство работать на качественно ином уровне не удастся.

Сугубо программные причины встречаются реже. Связаны они с ошибками или недостатками, допущенными во время программирования. Это проявляется в случаях, когда без видимых причин приложение «зависает» и перестает отвечать на запросы. С таким подходом к программированию пользователь ничего сделать не сможет.

Другие причины

Иногда причиной «торможения» может быть посторонний фактор. Например, снижение скорости Интернет-соединения. К торможению также приводит перегрев процессора (больше относится к планшетникам). Некоторые устройства начинают безбожно тормозить, когда заполняется карта памяти. Если освободить немного места, работа стабилизируется. Ну и очевидно, что 16 Гб в комплекте Highscreen Alpha GTR приятнее, чем просто описание в характеристиках о «Поддержка microSDHC до 64 Гб» (взять LG, Samsung, Motorola – они редко когда комплектуют картами памяти свои устройства).

Как определить, что медленно работает: процессор или программа?

Очень просто. Например, в устройствах, где установлен Android 4.0, можно включить опцию «Показывать загрузку ЦП». Но для любой версии этой ОС можно скачать приложения, которые поверх изображения на дисплее вводят загруженность процессора в виде графика или процентов.

Такой способ подойдет и для планшетов, и для смартфонов. Если приложение думает, а процессор не напрягается — тормозит программа, а если процессор работает на все 100%, значит — не справляется он.

Не забывайте, что Android является многозадачной ОС — несколько процессов могут выполняться в одно и то же время.

Если вы откроете браузер и начнете загружать веб-страницу, а потом прикоснетесь пальцем к экрану, вы увидите, что страница будет грузиться, при этом будет ответ на ваше прикосновение, то есть Android выполняет две задачи одновременно. В этом случае однозначно можно сказать, что двухъядерный процессор – действительно выход. И он позволяет работать устройству более быстро и «плавно».

Однако каким бы мощным не был планшет или смартфон, найдутся пользователи, которым его возможностей будет мало. Даже двухъядерщики могут тормозить, если в оперативную память загружено очень много свернутых, а не закрытых приложений. И даже устройства с 4-мя ядрами не будут на 100% «плавными», если работают на Android.

Так почему же всё-таки тормозит Android?

Ответ кроется в истории Android.

Все дело в том, что на заре своего развития, ОС Android разрабатывалась как конкурент Blackberry. И должна была работать с аппаратной клавиатурой и трекболом. Появление первого iPhone смешало разработчикам все карты и чтоб составить конкуренцию устройству, завоевавшему огромную популярность, Android был переориентирован на работу с сенсорным экраном.

В іOS обработка прикосновений и прорисовка изображения на экране выполняется в отдельном потоке с высоким приоритетом. То есть во главу угла ставится картинка, поэтому некоторые процессы во время рендеринга пользовательского интерфейса приостанавливаются, чтоб не загружать процессор.

В Android же рендеринг имеет нормальный приоритет, поэтому при прикосновении к экрану он не имеет никакого преимущества и процессор пытается просчитывать обновление экрана одновременно с обработкой данных от других работающих процессов и приложений. Этот технический нюанс и объясняет пользу от двухъядерных процессоров на Android устройствах.

Словом – доживём до Android 5.0 :)

Общие рекомендации: что делать?

Оптимизировать работу. В первую очередь – освобождать память от ненужных фоновых программ. Каждое приложение после работы продолжает занимать в памяти несколько мегабайт, что замедляет работу всей системы. Для чистки этих остатков и предназначены приложения типа Quick System Information, ES Диспетчер, и множество им подобных. Кроме оперативной нужно освобождать и кэш-память.

Как правило, такие программы имеют свои виждеты, которые позволяют выполнить эти действия прямо с рабочего стола.

Экспериментаторам, которые ставят на свой Android приложения пачками, можно посоветовать периодически чистить список автозагружаемых приложений.

Следите за обновлением прошивки на сайте производителя. В новых версиях могут быть значительные улучшения. Главное, чтобы сам производитель в погоне за все новыми и новыми моделями не бросал на произвол судьбы владельцев более ранних версий. Этим грешат крупные бренды, особенно со своими бюджетными устройствами: флагманские модели все-таки стараются поддерживать довольно долго, в то время как в прошивках бюджетных моделей остаются неисправленными заметные баги. В этом плане народные устройства менее раскрученных брендов зачастую оказываются более ответственными. Тот же «препарируемый» Highscreen Yummy Duo уже далеко не новый, но у него впереди ещё как минимум одно обновление прошивки.

Вывод

Не удивительно, что двухъядерный Highscreen Alpha GTR оказался производительнее своего старшего брата Highscreen Yummy Duo с одноядерным «камнем» и меньшим объемом оперативной памяти. Предсказуемо, что четырехъядерные процессоры покажут еще больший прирост в быстродействии, но при выборе возникает закономерный вопрос, сколько пользователь готов заплатить за высокую производительность. Эта таблица сравнения может стать очень наглядным калькулятором (нажмите для увеличения). Далеко не всегда большая стоимость = большая производительность. Переплата за бренд, конечно, здорово путает карты.