В школе всегда есть кто-то, кого обижают, и тот, кто обижает. Учителя и воспитатели всячески стараются сгладить атмосферу в своем классе и проводят воспитательные беседы с хулиганами. Иногда у них получается, иногда — нет. И в случае неудачи тот, кого обижают, обычно меняет школу и начинает все с чистого листа.


©photo

И если вы думаете, что в подобные мучения заканчиваются одновременно с получением диплома, то вы глубоко ошибаетесь. В офисах сидят те же хулиганы, которые закончили школу и которых не удалось перевоспитать. Только методы у них уже немного другие: вместо того, чтобы выбрасывать рюкзак с учебниками в мусорник или унитаз, они всеми доступными им способами стараются сделать так, что вы не справлялись со своей работой. Сплетни, мелкое вредительство, умалчивание важных для работы фактов, жалобы — это лишь самый простой набор (походная аптечка) офисного задиры. Естественно, подобное поведение не лучшим образом сказывается на производительности компании. И если в школе разговор с хулиганами — это работа учителя, то в офисе «учитель» — это босс. И если руководитель — это вы, вам будет полезно знать 4 правила, которые помогут предотвратить эти «офисные терки» еще до их начала.

Выделите тот тип поведения, которые вы хотели бы видеть в своем офисе

Для предотвращения офисных издевательств вы должны четко очертить правила поведения в офисе в позитивном тоне. То есть ваши подчиненные должны знать, что уместно, а чего вы не потерпите. Но при этом политика запугивания не работает. Вы должны больше сосредоточиться на том, что вы хотите чтоб происходило в вашем офисе, чем на том, чего не хотите.

Поощряйте тех, кто старается решить конфликты мирным путем

Если вы услышали, как один из ваших сотрудников старается решить конфликт без ссор и взаимных пинаний, поддержите его. А после разрешения конфликта поговорите с ним, спросите, как именно он искал варианты выхода из сложившейся ситуации? Чем именно руководствовался? Если вы знаете, как лучше поступить в следующий раз при повторении проблемы, поделитесь своим опытом.

А еще лучше сразу во время собеседования узнать, насколько конфликтен человек и как он реагирует в стрессовым или нестандартных ситуациях. Когда я приходила на собеседование в интернет-магазин, меня активно расспрашивали о том, как я реагирую на грубость клиентов, как буду отвечать в случае определенных ситуация и так далее. Если вы знаете, на почве чего чаще всего возникают конфликты, вы можете составить список вопросов для новых кандидатов и проводить опрос уже на собеседовании, чтоб в дальнейшем не было неприятным неожиданностей как для вас, так и для новых сотрудников.

Четко пропишите роли и обязанности

Когда у каждого сотрудника есть должностная инструкция, в которой четко прописано все, что входит в его обязанности, проблем становится гораздо меньше. И не очень приятное поручение не будет отфутболиваться по кругу, в то время как каждый сотрудник будет писать жпп, в котором будет объяснять, что это не входит в его обязанности.

Но иногда бывает так, что обязанности постоянно меняются и расширяются. Особенно часто это происходит в стартапах, потому что еще нет четких границ и модель постоянно меняется. В таких случаях лучше проводить небольшие собрания, на которых будут оглашены изменения и распределены новые обязанности.

Будьте открыты для обратной связи

В одной из компаний возникли проблемы из-за постоянных сплетен и слухов. В итоге CEO это компании решил открыть e-mail, который сотрудники могли бы использоваться для проверки слухов. Он отвечал на каждый запрос и таким образом успокаивал сотрудников.

Конечно, если сотрудников много, вас может засыпать подобной почтой, но вы можете выделить для проверки этой почты пару часов в неделю и сказать об это коллегам.

Вы должны дать понять вашим сотрудникам, что они всегда могут спросить вас о том, что их волнует. Другими словами ваша дверь всегда должна быть открыта, а вы — готовы не только услышать, но и ответить на вопросы.

И коротенькая ремарка от меня. Будучи студенткой, я работала в Областном Управлении Статистики, в котором 99,9% сотрудников составляли женщины среднего и предпеснионного возраста. Как вы понимаете, более подходящего места для сплетен и интриг сложно найти. Главные замы начальника Управления всячески старались подпортить жизнь своим подопечным — начальникам отделов, а те в свою очередь пили кровушку у своих подчиненных. В итоге производительность страдала, страдали сотрудники и показатели, за которые в государственных структурах по голове не погладят и премию не выпишут. Но, слава богу, начальница Управления была мудрой женщиной и спокойно реагировала на происходящее, отсеивала ложные слухи, проверяла те, которые она считала правдой и, что самое главное, она всегда была готова выслушать рядового сотрудника. Времени на это, конечно, уходило много. Но если бы она не пыталась разобраться в происходящем, работать с таким количеством палок в колесах было бы практически невозможно.