В течение многих лет Virgin начинала бизнес в различных областях, потому что руководителям компании не нравилось то, как организовано это дело другими. Были ли это авиалинии, мобильные телефоны или финансовые сервисы, Virgin старалась сфокусироваться на том, чтобы действительно улучшить жизнь людей при помощи лучшего сервиса и различных нововведений.

По словам Ричарда, такие маленькие детали, как прозрачное ценообразование и дружелюбный персонал, уже давали им преимущество. Их юмор и тон общения также помогали привлечь и удержать клиентов. Брэнсон старается свести к минимуму бюрократию и постоянно напоминает своей команде, что бизнес, как и жизнь, должен быть весёлым.

Когда вы начинаете маленький бизнес с командой энтузиастов, сравнительно легко фокусироваться на деталях высоком качестве сервиса. Но как сохранить изначальную страсть и внимание к мелочам, когда бизнес развивается, становится успешнее и больше?

По мере роста звукозаписывающей империи Virgin, Брэнсон разбивал компанию на более мелкие лейблы, чтобы сохранить атмосферу маленького предприятия. Между этими маленькими компаниями развивалась здоровая конкуренция за новые группы.

Но этот подход не мог работать с некоторыми другими бизнесами Virgin, которым требовался большой масштаб и размер, чтобы бороться с конкурентами. И им пришлось немного адаптировать эти большие компании, чтобы сохранить дух Virgin, особенно, когда они разрослись за счёт слияний и выхода на международный рынок.

Недавно Брэнсон посетил конференцию, в которой приняли участие несколько быстро развивающихся компаний. Одним из спикеров был Ричард Рид, основатель компании Innocent, которая занимается изготовлением смузи и других безалкогольных напитков. Рид основал бизнес с двумя друзьями в 1998 году. С тех пор компания сильно выросла (ежегодный доход с продаж — 315 миллионов долларов), и Coca-Cola стала держателем большинства их акций. И при этом они сохранили дух инноваторства и веселья, который был у них с самого начала. Именно на их опыте Ричард Брэнсон предлагает учиться другим компаниям. Вот что они сделали:

1. Четко осознавайте свою миссию

Для Virgin — это часто встряска устоявшегося рынка, предоставление клиентам чего-то большего в плане ценности и сервиса. В случае с Innocent — это предоставление покупателям великолепных соков, которые должны помочь им вести здоровый образ жизни, причем компания делает это веселой форме.

2. У вас должна быть правильно организована фундаментальная структура

Нужно укреплять отношения с теми поставщиками и партнерами, которые могут поставить вам сырье без предварительной оплаты или сдать помещение, не взимая арендную плату сразу. В этом случае вы будете свободны: вы сможете начать масштабную кампанию без крупных капиталовложений.

3. На «верхушке» должна быть правильная команда

Менеджеры, достигшие верхушки, часто перестают ощущать себя частью команды. И иногда необходимо расставаться с такими сотрудниками, это болезненно, но нужно.

4. Четко определенная цель и чувство этики дают компании прочную основу

Innocent фокусируется на том, чтобы сделать планету чуть лучше, чем она была до тех пор, пока они не появились. И это простой, но эффективный посыл вызывает эмоции и у персонала, и у покупателей, будь их 10 человек или 500.

5. Неважно, насколько вырос ваш бизнес, детали всё равно важны

Ричард Брэнсон регулярно посещает локации своих бизнесов, смотрит, как обстоят дела на месте, разговаривает с персоналом. И Ричард Рид делает то же самое. Он проверяет всё, от крышечки на бутылке, на которой, кстати, в строке срока годности написано не «использовать до…», а «наслаждаться до…», и до ковров в офисах, которые все исключительного качества.

6. Слушайте своих клиентов и действуйте в соответствии с услышанным

Говорите с персоналом, читайте отзывы в социальных сетях и на форумах, всегда прислушивайтесь, что говорят о вашем бизнесе и бренде. Фидбек — это то, что удержит ваш бизнес на плаву.

Все эти шаги вполне можно принять к исполнению, это не так уж сложно. И именно они помогут вашему бизнесу расти гармонично и легко.