Новое исследование изучает связь между отказом в работе и креативностью человека. Руководителям стоит прочитать этот текст внимательнее, может быть, вы слишком часто признаете негодными к работе творческих людей, которые на самом деле вам нужны?

Кто вы: неудачник или очень творческая личность?

В школе вы всегда слыли гиком, у которого до сих пор нет девушки (парня)? Если ваш класс разбивался на две команды для какой-то игры, то вас всегда брали в команду последним, и то только потому, что больше никого не оставалось? Когда вы смотрите фильм Office Space, вы ассоциируете себя с Милтоном Вадамсом? Даже если вы ответили утвердительно на все эти вопросы, то не торопитесь отчаиваться. Последние исследования говорят о том, что наименее адаптированные к обществу люди являются наиболее сильными творческими личностями.

Результаты исследования были опубликованы в журнале «Экспериментальная психология», статья называется «Может ли социальное отстранение стать топливом для творческого мышления?» В ней рассказывается о людях с «внутренним стержнем», со своим независимым характером, которые стали более творческими в условиях отказа от них общества. Вот что говорит ведущий автор исследования Шарон Ким (профессор университета Hopkins): «На наше исследование мы были вдохновлены такими невероятно творческими людьми, как Стив Джобс или Леди Гага. Мы хотели доказать, что нет худа без добра. И есть преимущества в том, чтобы быть не как все, чтобы быть разными».

В исследовании приняли участие 200 студентов из университета Cornell. Целью исследования было — выявить связь между силой личности и уровнем творчества. Во-первых, Шарон Ким тестировала силу личности студентов, оценивала их потребность в уникальности. Другими словами, насколько важно для этого человека чувствовать себя вне толпы. А потом части студентов сказали, что они приняты в фокус-группу исследования, а другой части сказали, что они не будут принимать участие в исследовании. После этого все они получили, казалось бы, простое, а на деле — очень сложное задание: нарисовать инопланетянина.

Если вам интересно узнать о собственном уровне творческого развития (в рамках исследования Ким), то вперёд — рисовать инопланетянина. А потом посмотрите на расшифровку результатов, которая представлена ниже:

Итак, смотрим на свой рисунок. Вам нужно присвоить себе одно очко за каждую «нечеловеческую» деталь, которая на нём присутствует. Так, например, если у вашего инопланетянина два глаза между носом и лбом, то вы не получаете ни одного очка, если у вашего инопланетянина два глаза, но расположены они около рта, или три глаза, извергающие огонь, вы получаете одно очко. Если у вашего инопланетянина нет глаз или рта, можно присвоить себе кучу очков. В итоге, чем более не похож инопланетянин на человека, тем больше «очков креативности» вы можете себе присвоить.

Вернемся к исследованию Шарон Ким. Вот что интересно, студенты с сильной личностью, которые были как бы исключены из фокус-группы рисовали более креативные вещи, чем те студенты, которые официально были «включены» в фокус-группу. Профессор Ким объясняет это так: «Когда людям всё равно, что подумают окружающие об их творениях и о них самих, они открыты для идей, которые отвергаются теми, кто очень беспокоится о мнении окружающих».

Но, к сожалению, люди, независимые от стороннего мнения чаще всего не могут устроиться на престижную работу, так как большие компании не поощряют свободу и слишком развитое собственное мнение. Так, казалось бы, преимущество: сильная личность и высокий уровень творчества, становится поводом для отказа в работе.

Ким сделала и ещё одно неожиданное открытие. На людей со слабым характером можно влиять, укрепляя их личность. Часть исследования заключалась в том, что студентам давали прочитать короткий рассказ, в котором все местоимения были первого лица: я, меня, мы, нас. После прочтения они должны были кружками выделить местоимения. Затем их «приняли» или «не приняли» в фокус-группу и попросили нарисовать инопланетян.

Так вот студенты, которые сначала прочитали рассказ, а потом были «отклонены» от участия в исследовании, рисовали более креативных инопланетян. Это касалось даже тех студентов, у которых изначально была слабая личность. После прочтения прозы с множеством личных местоимений, они стали больше индивидуализировать себя, и это сделало их более творческими.

Это не значит, что можно сделать кого-то сильной личностью, но это значит, что можно создать рабочую среду, которая будет способствовать самостоятельности и развитию творческого мышления.

Но вот что интересно, несмотря на то, что компании указывают в объявлениях по поиску сотрудников, что им нужны «творческие личности», на деле они предпочитают выпускников типичных школ, с достаточно обычным прошлым и опытом.

Ким надеется, что её исследование повлияет на политику найма в компаниях, а также на отношения к сотрудникам, чтобы они смогли сохранить наиболее творческих личностей, также Ким рекомендует менять корпоративную политику компаний, чтобы стимулировать творческое развитие сотрудников. Помочь в этом могут совсем маленькие изменения, например, менее строгий дресс-код.

Конечно, профессор Шарон Ким не избежала ироничных вопросов, таких, например: если креативность развивается именно тогда, когда общество против тебя, значит руководителям компании нужно наоборот ужесточать меры и не поощрять индивидуальность? Но у Ким есть ответ на этот вопрос: «Даже если в компании вы чувствуете себя комфортно, всё равно случаются моменты, когда вас отвергают. Например, вы идёте к боссу с гениальной идеей, а он просто хмыкает в ответ и отвечает “нет”».