Ни для кого не секрет, что «юзабельность» Passbook на просторах СНГ пока что под вопросом, даже не смотря на то, что уже сейчас есть некоторые предложения доступные для загрузки. Изначально Passbook задумывался и преподносился как средство, заменяющее пластиковые карты и бумажные билеты. Во время презентации идея выглядела свежо и интересно, однако сейчас, после того, как прошло некоторое время использования данного сервиса и накопилось множество отзывов о нем можно сделать некоторые выводы по поводу успешности этой попытки сделать очередную инновацию.




Apple – это корпорация-гигант, со своими историями удач и падений, но уж чего у нее не отбирать, так это репутации инноватора. Хотя в то же время общеизвестно, что далеко не все продукты получали признание публики, взять хотя бы ее пионера цифровой фотографии Apple QuickTake или совсем недавно закрытый Ping. Так кем же окажется Passbook – недопиленым бревном или новым стандартом мобильного рынка?

Прежде всего, нужно понимать, что пластиковые карточки заняли очень устойчивое место в нашей повседневной жизни. Это и банковские карты, и скидочные карты супермаркетов, проездные билеты и многое другое. Для того чтоб вытеснить пластик с его нагретого места в наших карманах нужно немало усилий, что уже было доказано ранее другими игроками рынка мобильных платежей.

Давайте рассмотрим основные примеры побед или неудач предпринятых ранее.

Слышали ли вы когда-либо про Flooz? Нет? Ну и не удивительно. Это была попытка популяризировать                          электронную валюту в конце 90-х годов. На самом деле идея была не такой уж провальной, и как выяснилось  позже электронная валюта имеет право на жизнь, но в то время Flooz предлагал решение проблем, которые еще существовали. Тогда электронная коммерция еще не была настолько развита и её без проблем можно было оплатить привычными способами. Не смотря на рекламу с участием Вупи Голдберг, создателям так и не удалось привлечь достаточное внимание продавцов и потребителей, что привело к закрытию проекта через 2 года банкротства.

 

Один из более свежих  примеров  — Facebook Credit. Не смотря даже на всю свою распространенность среди пользователей Всемирной Сети, а в особенности жителей США, Facebook так и не удалось продвинуть свою электронную валюту. После трех лет попыток было принято решение отказаться от этой идеи в июне.

 

 

 

Еще один крупный игрок Google тоже предпринял попытки внедрения своей системы Google Wallet, правда тут еще рано ставить крест. Компания делает ставку на безконтактые расчеты посредством NFC, что призвано заменить такие привычные нам обыкновенные бумажники. В целом идея не выглядит провальной, поскольку смартфон уже стал практически неотъемлемой частью жизни горожанина. Темпы развития конечно же не впечатляют, но уже сейчас можно заметить следы сотрудничества Google с Master Card и ее системой PayPass, что не может не радовать.

 

Наверное самым ярким примером станет система расчетов PayPal, внедренная лидером онлайн-покупок eBay. Он успешно занял ту нишу, которую крупные банковские компании не заметили или попросту недооценили. Его неоспоримым преимуществом является удобство использования. Сервису удалось уловить золотую середину между доступной рядовому пользователю простотой и безопасностью совершения платежей. Заслужив доверие к себе сервис утвердился как монополист на крупнейшей торговой площадке eBay.

 

 

Что же насчет самого Passbook? К нему применимы все те же правила, что и к остальным. Сервис должен быть:

  1. максимально удобен для пользователя
  2. минимально затратным для продавца
  3. все операции должны быть быстрыми, но в то же время безопасными

По поводу пункта об удобстве для конечного потребителя есть большие сомнения. На сегодняшний день для того, чтобы воспользоваться Passbook нужно скачать приложение дающее такую возможность (как, например, приложение Lufthansa) и только потом привязать его к Passbook. Отсюда возникает логичный вопрос – зачем же мне тогда Passbook, если без стороннего приложения он не работает? С таким же успехом весь этот функционал можно оставить внутри каждого отдельного приложения и не выносить его в Passbook. Да, в Passbook есть возможность переслать электронный билет через интернет, но действительно ли это так небоходимо?

Если сравнивать Passbook с его конкурентом Google Wallet, то у второго есть возможность привязать банковскую карточку к смартфону, поддерживающему NFC и проводить все расчетные операции посредством бесконтактной технологии. Чем же может блеснуть яблочный сервис в ответ выяснить так и не удалось.

Подводя итоги можно сказать, что Passbook может вполне повторить судьбу социального сервиса Ping и отправиться на кладбище неудавшихся затей Apple. Причин тому может быть множество. Среди них неспособность конкурировать с уже такими привычными нам «обыкновенными» карточками и билетами, недостаточное удобство в использовании или попросту неготовность рынка принять такую концепцию. Спасти Passbook может только активное продвижение его в массы, чего сейчас не особо заметишь со стороны Apple из чего можно сделать выводы, что возможно совсем скоро иконка этого сервиса исчезнет с экранов iУстройств.

[via Gigaom]