В 1748 году британский политик и аристократ Джон Монтегю очень любил играть в карты. А еще он очень любил перекусывать во время игры, и это создавало определенную проблему — как одновременно держать карты и есть?

И тогда он придумал идею, которая решает эту проблему — класть кусок ветчины между двумя кусочками хлеба. Так появился сандвич — одно из самых популярных (и вкусных) изобретений в западном мире.

А знаете, что самое интересное? Что вы теперь хорошо запомните эту историю. Если бы эта же информация была представлена в виде стандартного маркированного списка, вы вряд ли запомнили бы ее так хорошо.

Более 27.000 лет назад, когда человека начал наносить свои первые рисунки на стены пещер и таким образом рассказывать соплеменникам о том, что с ним приключилось, рассказывание историй стало основным вариантом передачи информации от поколения к поколению.

И с тех самых пор рассказывание историй (storytelling) стало самым эффективным способом донести информацию так, чтоб ее действительно хорошо запомнили. Почему же мы так хорошо запоминаем информацию, облеченную в форму истории, и так плохо — голые данные и факты в графиках, списках и таблицах?

Почему мы лучше запоминаем информацию в виде истории или сила Storytelling
©photo

Когда мы слушаем истории, наш мозг работает активнее

Мы все любим истории, хорошие фильмы, книги или то, что нам рассказывают друзья, пытаясь что-то объяснить или научить нас чему-то новому. Почему же так происходит? Почему наш мозг так активно откликается на истории с точки зрения нейробиологии?

На самом деле все очень просто. Во время просмотра стандартной, скучной презентации с таблицами, маркированными списками и графиками, активизируется определенная часть головного мозга. Ученые называют ее «область Брока» и «область Вернике». Этот процесс включает части, ответственные за обработку языка и другие части мозга, которые отвечают за наши ощущения, когда мы переживаем эти же события. И это все, больше ничего не происходит.

Но когда кто-то рассказывает нам о том, какую вкусную еду он пробовал, например, в Испании, к внутреннему диалогу нашего мозга подключаются и другие части — сенсорные участки коры, а если бы это было о движении, тогда подключились бы участки коры, которые отвечают за моторные функции.

Такие метафоры, как «бархатный голос у певца» или «у него мозолистые руки» включают участки коры, отвечающие за наши сенсоры. Когда же участники эксперимента зачитывали предложения «Джон схватил объект» или «Пабло ударил по мячу», сканирование мозга в этот момент показало включение моторной коры, которая координирует движения тела.

Когда мы слушаем историю, мы подключаем к этому все участки нашего мозга. Более того, когда мы рассказываем историю кому-то, это помогает нам упорядочить информацию и еще раз осмысленно взглянуть на общую картину, и это же синхронизирует нас с нашими слушателями.

Например, одна женщина рассказывала историю на английском, и добровольцы понимали ее, и в этот момент их мозг синхронизировался с ее. Когда у нее активизировался островок (часть головного мозга), тот же участок загорался и у слушателей. Когда на сканере загоралась ее лобная часть, то же самое происходило и со слушателями. То есть просто рассказывая историю, мы можем засеять идеи, мысли и определенные эмоции в мозгу наших слушателей.

Рассказывая историю, мы заставляем людей переживать то же самое. Или хотя бы активировать у них те же участки мозга, которые были активны у нас, когда мы испытывали все то, о чем рассказываем.

как запомниться слушателям на презентации

какие участки мозга активируются, когда мы слушаем чей-то рассказ

Эволюция обеспечила наш мозг всем необходимым для того, чтобы мы могли рассказывать истории. Как это правильно использовать?

Мы знаем, что наш мозг работает гораздо активнее,когда мы слушаем истории. Но почему происходит именно так? Почему именно формат истории?

Ответ прост: потому что наш мозг оборудован всей необходимой аппаратурой для этого. История для нас — это причинно-следственная связь. И именно так устроен наш процесс мышления.

Когда мы слышим историю, у нас появляется желание сравнить ее с тем опытом, который у нас уже был. Именно поэтому так хорошо срабатывают метафоры в рассказах. И пока мы заняты поисками в своих закромах памяти подобного опыта, наш мозг активирует «островок» — участок, который помогает нам находить похожие переживания боли, радости, отвращения и так далее.

Этот рисунок, вероятно, лучше всего описывает то, что происходит в этот момент в нашей голове:

о том, как наш мозг воспринимает истории

Во время эксперимента в Йельском Университете Джон Барг обнаружил, что мы автоматически связываем метафоры и события.

Во время эксперимента участники должны были пройти якобы предварительное собеседования с одним из экспериментаторов. Они думали, что сам эксперимент начнется сразу после этого. На самом деле эксперимент начался, как только экспериментатор попросил участника помочь ему и подержать его чашку кофе, пока он разберется с охапкой папок в его руках. При этом было два варианта кофе — горячий и ледяной. Затем участники зачитывали описание некоторых личностей и те, кто держал в руках чашку с горячим кофе, как правило оценивали их как более дружественных. При этом остальные черты оставались неизменными.

То есть пока мы слушаем историю, наш мозг занят тем, что ищет причинно-следственные связи того, что мы слышим, с тем, что мы уже испытали.

3 способа использовать истории

Если вы хотите заразить своей идеей других, расскажите им историю. Случалось ли с вами когда-нибудь такое — друг рассказал вам историю и через несколько дней вы сами рассказываете ему то же самое с абсолютной уверенностью в том, что это ваша идея? Это совершенно естественный и в то же время действенный способ заразить окружающих людей своими идеями и мыслями. По словам Ури Хассон из Принстона это — единственный способ сделать так, чтоб слушатель воспринимал вашу историю как собственную идею или опыт.

Так что если вы хотите заразить всех своим проектом, вместо стандартной презентации расскажите историю, и подведите к тому, что ваша идея — лучшее, что можно сделать.

Сделайте свою историю более убедительной — рассказывайте о себе (своем опыте) или приводите примеры из опыта экспертов. Когда вы начинаете писать (или рассказывать) о чем-то, у вас могут появиться мысли о том, что вашего опыта может быть недостаточно. Что вы вообще можете рассказать? В таких случаях лучше прибегнуть к варианту «звонок другу» и пригласить в своей рассказ эксперта в этой области. Или хотя бы привести некоторые цитаты людей, которые действительно разбираются в теме вашей статьи. Это хороший способ дать ощущение надежности и достоверности и, в то же время, рассказать интересную историю.

Простая история лучше замысловатой. Когда мы думаем об истории, нам почему-то кажется, что чем сложнее она будет, чем больше будет деталей и уточнений, тем будет лучше. На самом же деле чем проще история, тем больше у вас шансов на то, что ее запомнят. Использование простых слов или слов средней сложности — самый простой способ активировать нужные участки мозга у слушателей и заставить их сопереживать. По этой же причине люди не могут быть многозадачными. Попробуйте сократить количество прилагательных и сложных существительных и заменить их на более простые.

И последнее… Наш мозг учится игнорировать некоторые слова, которыми обычно злоупотребляют для того, чтобы сделать историю невероятной

В ходе исследования ученые обнаружили, что некоторые слова и выражения теряют для повествования свою силу. Например словосочетание «тяжелый день» настолько часто употребляется, что теперь это просто слова и ничего больше. Они не смогут придать вашему рассказу тот тон, который вы от них ожидаете.

Это означает, что эти слова просто не активируют нужные зоны в лобной коре головного мозга, которые отвечают за эмоции. Поэтому подумайте о том, какие слова и фразы чаще всего используете вы и ваше окружение, что вы чаще всего слышите, и постарайтесь не использовать их в своей следующей презентации.

Для того чтобы донести свои идеи и мысли миру, то, что не будет забываться (в одно ухо влетело, в другое — вылетело) и будет передаваться из уст в уста, мы должны научиться рассказывать как истории. И рассказывать их хорошо.

Теперь я понимаю, почему мама так часто повторяла фразу «Ну как так можно?! Ты меня слушаешь?! В одно ухо влетело, в другое вылетело!» Может быть для того, чтобы я ее действительно услышала, нужно было не повторять сто раз одно и то же, а рассказать правильную историю?