За долгие годы мотивация и GTD вобрали в себя миллионы техник, методик, советов и систем, призванных к реализации одной простой задачи: заставить человека что-то делать. Борьба с собственным нежеланием может быть напряжённой, но совершенно безрезультатной. Если книги и руководства, направленные на взывание к собственной сознательности, не помогают, то стоит попробовать ещё одну вещь: немного впасть в детство. Это не значит, что нужно залезать на дерево или стричь соседскую кошку. Попробуйте геймифицировать свою жизнь.

Понятие геймификации довольно обширно и подразумевает в том числе и добавление игровых элементов в привычные нам вещи, будь то работа, домашние обязанности, либо достижение каких-либо целей. Смысл заключается в том, что играть — это весело, и если человек успешно внедрит элементы игры в свою деятельность, то даже самые нежеланные действия могут начать восприниматься совершенно иначе. Проблема заключается в том, что у каждого из нас есть свои любимые игры, и какую из них применить к жизни — вопрос сугубо индивидуальный. Одной из самых универсальных систем можно назвать набор очков. Ниже мы приводим вам более продвинутый вариант такой геймификации.

1. Действия

Начать придётся с выделения действий, которые вам больше всего не хочется делать. За них вы будете получать очки. Просто составьте большой общий список. Теперь составьте противоположный список. В него войдут ваши любимые (в том числе и вредные) действия. На них мы будем тратить очки.

2. Категории

Когда списки готовы, необходимо как-то разграничить их. Оптимальным будет разделение на сферы жизни. Вы можете сделать собственную градацию, но минимально достаточным может стать разделение на 3 большие категории: жизнь и здоровье, утомительные обязанности и работа. Для большей визуализации стоит добавить к каждой категории свой цвет, а каждое очко представлять в виде точки.

3. Стоимость

Теперь оцениваем стоимость каждого действия. Естественно, самые трудные для вас действия нужно оценивать в максимальное количество очков, иначе вы не заставите себя их выполнять. Аналогично делаем с любимыми, но наиболее вредными для себя действиями. Чтобы позволить себе пиво с друзьями, придётся набрать достаточно очков в этой сфере. В минус уходить нельзя.

4. Начало

Собственно, можно приступать к игре. Ваш ToDo лист теперь немного красочнее и ясно обозначает сферу и стоимость каждого действия. Попробуйте пожить в таком стиле неделю. За это время вы скорректируете ценность каждого действия, а также внесёте в список всё, что забыли. Не стоит делать себе сильные поблажки, иначе игра станет слишком лёгкой и неинтересной.

5. Сложность

У вас всё получается? Отлично, пора переходить на новый уровень сложности. Делаем самые трудные действия чуть дешевле, а самые приятные и вредные действия — чуть дороже. Не стоит впадать в крайности и превращать жизнь в ад, в игре должен быть баланс.

6. Итоги

В конце недели и месяца можно с интересом анализировать оставшееся количество очков в каждой сфере и прогресс в выполнении тех или иных действий. Что делать с теми действиями, которые вы так и не заставили себя сделать? Делайте их дороже. Не помогает? Значит можно присвоить им статус первостепенной важности. Без их выполнения вы перестаёте получать очки за другие действия в данной сфере. Вот такой обязательный квест.

7. Награды

А что делать с теми накопившимися очками? Конечно, получать за них награды. Определите награды и их стоимость в каждой сфере, а в конце недели у вас будет выбор: потратить накопленные очки сейчас, или подождать ещё неделю, поднакопить больше очков и выбрать что-то более существенное. Кстати, подобная система, применённая в области финансов и имеющая прямую зависимость очков и стоимости каждого очка в сэкономленных деньгах, очень действенна при желании сократить расходы для покупки чего-то желанного.

8. Соревнование

Игра с самим с собой может надоесть. Спросите своих друзей, не хотят ли они поиграть в шикарную игрушку с супер реалистичной графикой, физикой и продуманнейшим геймплеем? Вместе веселее, а Total Score за неделю и месяц покажет, кто в этой игре лучше всех.

Очевидно, такая система подходит далеко не всем. Но если стандартные методики GTD не приживаются, почему бы не попробовать игру? В такой простой и весёлой системе скрыт большой потенциал.

Разработали свои правила игры? Поделитесь вашей системой в комментариях.