Давайте признаем: веб-дизайн большинства сайтов государственных структур и учреждений откровенно печален. Причем печален он не потому, что на разработку этих сайтов не выделили денег. Наоборот: некоторые госзаказы на разработку сайтов поражают воображение озвученной суммой для победителя такого тендера. Дело в другом.

«Юзабилити» — понятие, незнакомое большинству тех, кто принимает решение в госструктурах относительно облика и функционального удобства веб-ресурсов. И как ни прискорбно, даже во многих коммерческих структурах директор / начальник отдела очень «далек» от понятия «удобный сайт». Как можно изменить эту укоренившуюся тенденцию (в особенности — если вы сами понимаете, что должно быть / чего не должно быть на сайте для широкой аудитории)? Книга, о которой речь пойдет сегодня, может стать первым шагом для изменения устоявшегося вокруг нас «совкового» подхода к веб-дизайну как таковому.

Главное о книге

Сегодня на моем столе — «Эмоциональный веб-дизайн», книга Аарона Уолтера, переведенная Павлом Мироновым и увидевшая свет на русском языке в 2012 году благодаря издательству «Манн, Иванов и Фербер». Аарон Уолтер вам, может быть, и не знаком, зато все (или практически все) читатели «Лайфхакера» хотя бы раз в жизни видели его детище: сервис почтовых рассылок MailChimp. Именно его интерфейс, логотип и общий стиль (включая обезьяну-почтальона) и разработал Аарон. 10 лет до того, как создать облик одного из самых популярных онлайн-сервисов для почтовых рассылок, он преподавал веб-дизайн. Живет автор в штате Джорджия, США, и помимо веб-дизайна собирается освоить профессию бариста.

Книга сама небольшая, в мягкой обложке и читается сравнительно быстро. Возможно, я бы ее прочел и за один день а так, читая понемногу каждый вечер, завершил чтение за 3 дня. На простых и доступных примерах (с названиями проектов, ссылками на них, списком рекомендуемых книг и статей, а также скриншотами самих сайтов) Аарон Уолтер «на пальцах» объясняет разницу между дизайном, который вызывает у людей положительные эмоции, и одинаковыми «штампованными» сайтами.

Эмоциональный веб-дизайн

Первые впечатления

Эта книга — не для дизайнеров. Человек, который занимается веб-дизайном уже не первый год или сталкивается по работе с разработкой нормальных веб-проектов, не найдет в ней каких-то секретов или «лайфхаков», без которых его профессиональная деятельность невозможна. Но эта книга крайне полезна, если дать ее прочесть не-дизайнеру, отвечающему за принятие решений по дизайну в компании или государственной структуре. Объяснения и примеры настолько просты, что — честно говоря — не знаю, кем надо быть, чтобы после прочтения «Эмоционального веб-дизайна» по-прежнему требовать от веб-дизайнера «весь текст поместить на главной, а еще баннеров побольше: у нас много партнеров, и пусть форма авторизации будет с 5 полями.»

«Минусы» книги:

  • Технических советов и профессиональной конкретики в ней нет.
  • В качестве примеров приведены сайты коммерческих проектов, но их всего 5-6 и отобраны они в основном на базе субъективных предпочтений автора. Хотелось бы посмотреть на примеры креатива из  числа государственных учреждений (кому интересно — например, что-то вроде сайта департамента полиции Милуоки), общественных сервисов, больше внимания уделить вопросам электронной коммерции. Если вы тоже это ищете — данная книга вам, скорее всего, не подойдет.

«Плюсы» книги:

  • Доступным языком рассказано, почему удовольствие, радость, удивление, предвкушение в сочетании с яркой индивидуальностью вашего проекта — это важные составляющие не только для почтового сервиса, социальной сети или магазина сувениров, но и ключ к успеху современного банка, бухгалтерского или платежного сервиса.
  • Ее можно (и нужно) читать не-специалистам, чтобы понимать и оценивать простые решения для веб-дизайна, а не искать самые сложные и громоздкие, которые смогут «охватить абсолютно всё».

5 важных / интересных вещей, которые я почерпнул из «Эмоционального веб-дизайна»

  • Эксперименты в области графического дизайна, вызывающего положительные эмоции, ведутся человечеством со времен Гутенберга, разработавшего шрифт, максимально приближенный к рукописному почерку монахов.
  • Антропоморфность, использование человеческих лиц и персонифицированных персонажей — то, что привлекает внимание посетителей на сайте и помогает продавать итоговый продукт.
  • Принцип разработки дизайна с использованием «золотого сечения» использовали все успешные ИТ-компании и онлайн-сервисы: от Apple до Twitter.
  • Контрастный минимализм — отличительная черта сайта, который хочет выделиться среди толпы конкурентов (так поступили, к примеру, в Tumblr).
  • В разработке эмоционального веб-дизайна всегда есть факторы риска: использование юмора и нестандартной графики, уровень доверия аудитории к новинкам, компоновка элементов на странице и т.д. Универсального рецепта успеха здесь не существует; но есть принципы и тенденции, которые стоит учитывать при создании сайта, который будет нравиться людям и будет удобен для них.

2013-02-02 10.19.57 HDR

Кому рекомендую прочесть

Людям, занимающим руководящие посты в организациях, компаниях и ведомствах, которые далеки от дизайна и юзабилити, но силятся понять, чего хотят «все эти дизайнеры», когда представляют эскизы корпоративного / ведомственного сайта.

Советую также прочесть менеджерам по продажам, начинающим специалистам по интернет-маркетингу и по связям с общественностью: чтобы уметь в любой ситуации простыми и понятными словами объяснить своему руководству / клиентам / партнерам ценность дизайна, который пробуждает положительные эмоции.

«Эмоциональный веб-дизайн», Аарон Уолтер

Купить на litres.ru Купить на amazon