Сегодня мы расскажем историю команды «джинсового стартапа» Getwear.

Getwear — это компания, которая делает джинсы по вашим меркам и по вашему дизайну, доставляя их в любую точку мира.

Уверены, что многим (особенно тем, кто сейчас находится на старте своего дела) будет интересен опыт, который приобрела эта компания за три года, тем более, что основатели охотно делятся им с читателями «Лайфхакера».

Это история, полная перипетий, взлетов и падений, проблем и решений, успехов и ошибок, некоторые из которых обходились основателям в астрономические суммы. История о том, как превысить бюджет в 10 раз и не только не прогореть, но достичь окупаемости и начать получать прибыль.

Идея создания подобного сервиса возникла у Якова и его супруги Марии еще во время обучения в Питере. Бросив пятый курс биофака СПбГУ, они уехали в Италию — дизайн одежды был их общим хобби, поэтому решение далось ребятам легко. Во время обучения они познакомились со своим будущим третьим партнером Никелем, с которым на тот момент они делали несколько пробных проектов. Ни один из проектов так и не был запущен, но партнеры поняли, что им отлично работается друг с другом. Кроме того, у Никеля был опыт работы ведущим дизайнером-технологом крупного индийского джинсового производства. Так и образовался первоначальный коллектив Getwear.

Урок №1: Один из важнейших аспектов бизнеса — надежные партнеры. Если у вас есть человек, с которым удобно и комфортно работать, он сможет стать отличным компаньоном. Имейте его в виду.

Дизайн и разработка

Работу над проектом начали около трех лет назад, и только весной 2012 его запустили в тестовом режиме —  все три года команду преследовали различные трудности.

Подходящих разработчиков с нужным опытом и за хорошую цену найти поблизости не удалось, и для разработки интерфейса сайта была выбрана американская веб-студия. Мало того, что работать с американцами было трудно, самым обидным оказалось то, что в итоге они так и не смогли создать нормальный интерфейс для конфигуратора одежды. Та часть работы, которая была сделана, выглядела ужасно. Итог: огромное количество времени и денег, потраченных напрасно.
В итоге дизайн конфигуратора заказали в дизайн-бюро Артема Горбунова (там и собирались изначально делать заказ, но спугнул ценник).

Урок №2: Тратьте деньги экономно, но не позволяйте скупости встать на пути  действительно хорошего продукта.

«Помните о том, что скупой платит дважды. И дело даже не только в деньгах. Платя за то, что фактически оказывается бесполезным, вы тратите еще и время, которое превращается в деньги, которые превращаются во время… Одним словом, получается такая адская рекурсия.»

Разработанные в Бюро макеты предстояло воплотить в жизнь — настал черед верстки и программирования. Не имея особого технического опыта, трое партнеров пригласили в свои ряды четвертого, Славу Олесика, который занял позицию технического директора.  Слава продал свой небольшой IT-бизнес, и стал полноценным совладельцем Getwear, при этом взяв на себя техническое руководство проектом.

Урок №3: Если вы не являетесь экспертом в современных информационных технологиях, то затевая бизнес в Интернете, озаботьтесь партнером с реальным опытом и глубокими познаниями в области разработки и автоматизации. По поводу партнеров см. урок 1.

«Если в вашей команде нет опытного технического директора, лучше даже не думать об оффшорной веб-разработе — кругом обман-с.»

Начали искать подрядчиков и выбрали крупную индийскую компанию с неплохой репутацией. К сожалению, дело и тут не пошло. Индийцы не умели выполнять элементарных вещей, требуемый продукт создать не могли, хотя уверяли, что специализируются на Flash-программировании. Итог: очередные временные и денежные траты (на тот момент бюджет был превышен уже в 5 раз) и возвращение в исходную точку.

Урок №4: При выборе стороннего исполнителя примеры работ и список партнёров — это хорошо, но не достаточно. Изучите работы, которые максимально похожи на ваш проект или напрямую запросите такие кейсы. Обязательно запросите список рекомендаций и контакты рекомендодателей, причем выберите тех, чьи проекты схожи с вашим. Свяжитесь с ними и убедитесь в правдивости предоставленных данных. Не стесняйтесь предлагать тестовое задание. Если вы предлагаете компании большой проект, а она отказывается выполнить небольшое тестовое задание — уходите. Кстати, тестовое задание можно и оплатить — эти деньги не будут потеряны, вы купите за них уверенность в способностях своих исполнителей.

Решение: дизайн оставшихся страниц отдали на разработку в дизайн-бюро Артёма Горбунова, тем более, что уже имелся приятный опыт взаимодействия; основной функционал flash-конфигуртора заказали у российской компании ДатаАрт. Параллельно наняли разработчика в штат, который в короткие сроки переписал индийский код. Мозаика, наконец, сложилась и Getwear начал свою работу.

Производство

16

Но на этом история не заканчивается, ведь помимо онлайна у Getwear есть оффлайн-составляющая — собственно, производство джинс. Забегая вперед скажем, что компания не аутсорсила производство, а взяла его полностью на себя.

Getwear зарегистрирован в США, штат Дэлавер. Это самое дешевое место из всех офшоров по стоимости регистрации компании, а сам процесс регистрации — самый легкий и быстрый в мире. Дополнительный плюс — в этом штате не взимается налог на прибыль с компаний, расположенных за пределами штата. Конечно, выбор места был обусловлен еще и изначальной ориентацией сервиса на Америку.

Урок №6: Если есть возможность выбрать место регистрации бизнеса, ищите места с особыми льготами при регистрации и осуществлении продаж.

Весной 2011 начались тестовые продажи и сразу стало понятно, что нужны серьезные затраты на маркетинг, чтобы хоть как-то засветиться. Вместе с тем в России начался существенный рост продаж и ребята переключились на неё. Затраты на маркетинг здесь оказались намного ниже, а отдача намного сильнее.

Урок №7: Прежде чем продавать что-то — сравните спрос на ваш товар на различных рынках. Быстро адаптируйтесь к изменениям на рынке, стремитесь быть там, где ваш товар наиболее востребован.

Что касается производства, то с самого начала ни один производитель не хотел браться за него, потому что каждая новая модель джинс не имела ничего общего с предыдущей. В итоге Getwear нашла простаивающую фабрику, на содержание которой уходило $5000 в месяц. Значительные деньги, но за время простоя фабрики команда Getwear совершенствовала программу по созданию выкроек. За два с половиной года систему «доточили» настолько, что теперь в Getwear утверждают, что джинсы будут сидеть на вас идеально, и если это не так, гарантируют бесплатный перешив. Запустись онлайновая часть раньше и, вполне возможно, качество джинс было бы не таким высоким.

Урок 9: Используйте любую возможность, чтобы совершенствовать ваш товар до тех пор, пока не будет достигнут отличный результат.

Подбор производителей  комплектующих (лейбл, молнии, болты) также оказался трудным делом. Первые три производителя из Китая и Индии не подошли из-за низкого качества продукции. Да еще и приходилось каждый раз заказывать тестовую партию по 2000 экземпляров. В конце концов нашли поставщиков из Швеции и Японии с высоким ценником, зато и с высоким качеством.

Сейчас компания вышла на самоокупаемость. История создателей Getwear поражает обилием встававших на их пути проблем и тем упорством, с которым они шли к своей цели, большой ценой оплачивая свой опыт. Который, впрочем, и правда бесценен.

P.S.: нам было трудно удержаться от того, чтобы не создать уникальную модель своими руками.

Создай свои джинсы с Getwear

GetWear.com | Обзор сервиса