Компания Apple подала патентную заявку, в которой говорится о механизме перепродажи купленного ранее контента. По описанию это похоже на идею патента Amazon, полученного в феврале. Однако, в отличие от патента Amazon, система в патенте Apple подразумевает получение издателями прибыли от перепродажи цифровых товаров.

В патентной заявке Apple описывается система, позволяющая пользователям передавать доступ к цифровому контенту – «такому как электронные книги, музыка, фильмы, программное обеспечение» — другим: «Передающее лицо теряет доступ к единице цифрового контента после того, как передача осуществлена. Субъект, продающий единицу цифрового контента, передает права на использование цифрового контента посредством хранения данных, которые устанавливают, какой пользователь сейчас имеет доступ к единице цифрового контента. После изменения прав доступа только получателю позволен доступ к единице цифрового контента. Часть дохода от перепродажи может быть выплачена создателю или издателю единицы цифрового контента и/или субъекту, который изначально продал единицу цифрового контента нынешнему владельцу». Таким образом, в заявке оговаривается ряд нюансов вторичного рынка цифровых товаров, включая и то, как издатели будут на этом зарабатывать. Механизм, описанный в патенте, позволяет издателю получать выгоду от перепродажи оригинального контента, что крайне редко или вообще никогда не происходит с физическими товарами: «проценты, которые каждый субъект или сторона получает от перепродажи единицы цифрового контента, определяются тем, сколько раз единица была перепродана среди конечных потребителей». Патент также описывает различные варианты процесса купли-продажи — от нажатия пары кнопок в социальной сети до физического соприкосновения аппаратов продавца и покупателя с последующей сменой прав на контент.

Сообщается, что покупатель сможет проследить историю файлов и узнать имена предыдущих владельцев. К примеру, студент, который приобрел «использованный» цифровой учебник, может заинтересоваться, кто до этого имел доступ к изданию, так как предыдущий владелец может располагать полезной информацией об уроке и поделиться опытом. Или другой пример: текущий владелец цифровой копии фильма имеет возможность увидеть, что один или несколько его друзей тоже являлись владельцами этого файла и вполне способны вступить в дискуссию о его содержании.

Пользовательские права по перепродаже цифрового контента – спорный вопрос с юридической точки зрения. Ведь уже существуют ресурсы с таким функционалом, но все они под пристальным присмотром. Например, в этом году суд решит, легален ли бизнес стартапа ReDigi, который позволяет пользователям перепродавать цифровые копии музыкальных композиций. Напомним, в прошлом году Европейский суд постановил, что пользователи имеют право на перепродажу загруженного софта.