shutterstock_127192760
Copyright Shutterstock

Люди любят критиковать. По делу или без, со знанием или просто мимо проходил. Так уж они устроены. И многие любят высказывать свое мнение, даже если их об этом не просили. И другие люди реагируют на эту критику. А потом терзаются в сомнениях, не спят ночами и иногда даже отказываются от действительно хорошей идеи или бросают начатое дело. Потому что если работа любимая, если работе отдается огромное количество времени и сил, если в работу вкладывается душа, слышать критику или получать отказы, оставаясь невозмутимыми, практически невозможно. И лишь у немногих хватает силы духа настоять на своем, игнорировать мелкие уколы и идти дальше к своей цели. Собака лает, караван идет.

В своей новой книге «The Icarus Deception» Сет Годин делится своим опытом и советами о том, как обрести внутреннее спокойствие и уверенность и правильно реагировать на критику и отказы.

В своей книге Сет Годин обращается к людям, которые проявляют мужество и делают свою работу с чувством, как это и полагается творцу.

«Искусство (акт творения) — пугающе. Искусство не милое. Искусство — это не живопись. Искусство — это не то, что вы повесили себе на стену. Искусство — это то, что мы делаем, когда чувствуем себя по-настоящему живыми. Художник — это тот, кто использует храбрость, проницательность, творчество и смелость для того, чтобы бросить вызов статус-кво. И все (работу, процесс, отзывы от тех, с кем мы хотим контактировать) это художник воспринимает, как личное.»

Какими бы толстокожими мы себя не считали, все равно каждый мелкий укол потихоньку делает свое нехитрое дело — заставляет нас сомневаться. В себе. В окружающих. В своей работе. И это может заставить опустить руки и сдаться. Перестать стремиться к новым высотам и остановиться в развитии. Отказ за отказом нам все меньше и меньше хочется куда-либо двигаться. Потому что сидеть на месте — тепло, уютно и безопасно. А за этими границами комфорта — пугающая неизвестность и страх снова быть отвергнутым.

И вот что по этому поводу говорит Сет:

«Перемены обладают огромной силой. Но перемены всегда идут рука об руку с вероятностью неудачи. «Это может не сработать» — это не просто то же самое, что и быть терпимым. Это как раз то, что вы должны искать.»

Даже если о вашем новом бизнес-плане будут говорить, что он разрушит отрасль или оставит многих людей за бортом, это все равно лучше, чем молчание и полное отсутствие реакции окружающих.

Также Годин отмечает, что критики и власть имущие используют чувство стыда для того, чтобы сдерживать пыл инноваторов.

«Страх и стыд — это могущественные инструменты управления поведением. И люди, находящиеся при власти, используют их уже много лет. Они хотят, чтобы у них была возможность изменять нас с помощью стыда. И нас всегда учили прислушиваться к своей совести и проглатывать все это.

Это прекрасно, когда знаешь, что есть люди, которые будут стремиться использовать чувство стыда. Но это совершенно не означает, что вы должны принимать это как данное. Мы не работаем ради аплодисментов. И было бы глупо читать анонимные комментарии на сайте или обидные твиты «с галерки». Все это является попыткой успокоить вас и заставить плясать под свою дудку. Разве только вы тоже этого хотите.»

Но самое интересное состоит в том, что Сет Годин говорит о том, что вы можете оставаться уязвимыми и при этом не обращать внимание на критику и отказы, и продолжать делать удивительные вещи.

«Но если мы позволим стыду стать частью нашей уязвимости, мы позволяем ему уничтожить нашу работу. Невозможно творить, когда ставки так высоки. Вы не можете сказать:»Если это работает — хорошо. Но из этого ничего не получится, то мне будет стыдно.» Единственный способ быть успешным и при этом уязвимыми — это отделить результаты вашего творчества от вашего инстинкта ощущения вины. И это возможно, потому для того, чтобы кто-то смог заставить вас почувствовать стыд, это чувство также должно быть принято для того, чтобы все это сработало. Нельзя заставить нас почувствовать стыд без нашего участия.

И затем, художник, смешивая смелость с ожесточенной готовностью отказаться принимать стыд. Да, виновны, конечно! Но стыд — никогда. Что позорного в том, что мы используем наши лучшие намерения для того, чтобы творить для тех, о ком мы заботимся?»

Сколько бы потерял мир, если бы люди постоянно прислушивались к мнению других? Особенно к тем, кто постоянно критикует и уверяет в том, что из этого ничего не получится? Многие прекрасные работы и изобретения не появились бы на свет.

А как на подобную критику и замечания реагируете вы? Бросали ли вы что-то из-за язвительных голосов с галерки?