Почему не стоит делать культ ни из людей, ни из вещей

Copyright Shutterstock

Раньше понятие культа связывали с религиями и политическими партиями. Позже — с музыкальными группами и субкультурами. За минувшие 5 лет ИТ-индустрия, массовые коммуникации и онлайн-проекты перевернули сознание общества — и появилось множество культов, связанных с людьми и вещами. Операционные системы, мобильные телефоны, личности топ-менеджеров, форм-факторы устройств и торговые марки производителей стали поводом для споров онлайн и оффлайн. Люди тратят огромное количество времени на то, чтобы доказать, на чьей стороне трава зеленее и “настоящее.” Давайте на минутку остановимся и подумаем, почему не стоит делать объектом поклонения ни людей, ни предметы.

Вещи ломаются и устаревают. О ненужных и устаревших вещах мы уже говорили. Ваш компьютер или смартфон — это всего лишь инструмент. Пройдет год-другой — и технология сделает еще один виток. Вы наверняка захотите что-то изменить. Непонятно, зачем спорить, чем Android лучше iOS, что Google умеет, а Apple — нет, и почему ПК с ОС от Microsoft ужасен, а Mac / Linux — это идеальное решение. Для вас ситуация может выглядеть так, для другого человека — совсем иначе. Смена платформы, торговой марки или конфигурации “железа” / бренда любимой одежды — еще не повод для “культа.” Если любимый ноутбук сломается — это не повод для “священной войны” с самим собой и с окружающими. Если вы сменили экосистему устройств или любимый бренд беговых кроссовок — это еще не повод впадать в фанатизм по отношению к этим предметам.

Люди меняются; и в реальной жизни они могут быть совсем иными. Казалось бы, если вещи не стоит возводить в абсолют, значит, таким мерилом “абсолюта” могут стать люди. Но нет: на самом деле, даже те, кем вы восхищаетесь, читая книги о них, смотря передачи с их участием или читая интервью с ними, — все они просто живые люди со своими “тараканами,” недостатками. Быть может, в жизни у них ужасный характер, полно вредных привычек и странных склонностей. Топ-менеджер, который кажется вам идеалом руководителя, в жизни может быть очень противоречивой личностью (не хотелось снова в который раз вспоминать о Стиве Джобсе, но видимо, снова придется). Журналист-”акула пера” может оказаться крайне заносчивым и неприятным типом. Блоггер с классным стилем письма и необычной подачей в реальности может быть очень застенчивым и малообщительным. Цените те стороны людей, которые вам нравятся; но не зацикливайтесь на том идеализированном образе, который сложился в вашей голове.

Привязанность и фанатизм мешают вам наслаждаться полнотой жизни. “Священные войны” фанатов разных ОС, устройств и платформ, спортивных клубов и торговых марок мне по-прежнему непонятны. Жесткая и безусловная вера в том, что “мы правы, а они — нет,” превращает вашу жизнь в следование определенной маркетинговой догме. Как результат — вы искусственно сужаете рамки и отказываетесь попробовать что-то новое.

Новые идеи нельзя почерпнуть, постоянно топчась на одном месте. Рано или поздно даже самый прекрасный источник вдохновения иссякнет, а вера в “правильность” начнет трещать по швам. Не отказывайте себе в новых идеях, новых людях, новых способах решения своих задач. Мы окружены множеством возможностей, интересных людей и полезных инструментов — не надо отказываться от них.