Как не облажаться при закрытии очередного веб-сервиса

Шум вокруг неожиданного закрытия Google Reader уже начинает спадать, а пользователи этого сервиса с некоторым сожалением (а может и наоборот), но всё же привыкают к найденным ими альтернативам. Да, это факт, веб-сервисы приходят и уходят, и это может коснуться любого, даже самого популярного продукта. К счастью, подобные ситуации безусловно являются положительным опытом для пользователей, и из них можно уяснить для себя несколько полезных уроков.

Нужно понимать специфику веб-приложений

Переход на веб безусловно является самым актуальным трендом последних лет. Разработчики красиво рассказывают нам, как это круто — вся работа осуществляется на их серверах, а вам нужно только открыть бразуер. Вроде здорово, но тут есть такой момент: если вы, к примеру, пользуетесь Winamp для прослушивания музыки, то коллекция музыки хранится у вас локально, а приложение работает независимо. Даже если Winamp больше не будут поддерживать и разрабатывать в будущем, у вас всё равно останется приложение, и оно будет продолжать работать.

Если же вы решаетесь перейти на модное онлайн-прослушивание, то музыка будет храниться где-то там, а приложение может перестать функционировать по щелчку пальцев создателей. И, возможно, вместе с ним исчезнет и доступ ко всей вашей тщательно собранной и организованной музыкальной коллекции.

Итог: веб-приложения ограничивают пользователя в возможности использовать продукт и данные самостоятельно. Нужно понимать, что в вебе понятие использования неподдерживаемого продукта уже не работает. Отсюда вытекают и следующие уроки.

Учитывайте возможность переноса данных

Когда мы приходим в новый веб-продукт, мы редко задумываемся ото м, как мы с него будем уходить. Это может сыграть против пользователя. Google в этом плане молодцы: у них есть Архиватор, с помощью которого можно вытащить свои данные практически из любого сервиса (из того же Reader). А вот для Keep такой возможности пока нет.

Итог: прежде чем инвестировать своё время и силы на создание собственной среды в очередном веб-сервисе, убедитесь в том, что всё созданное вами можно вытащить из сервиса, чтобы импортировать потом в другой продукт.

Всегда держите под рукой альтернативу

Неважно, закрывается используемый вами сервис или нет, всегда нужно знать о альтернативном продукте, на который в можете перескочить в любой момент. Вот тут очень важен предыдущий пункт: если текущий сервис поддерживает экспорт данных, а запасной аэродром готов принять эти данные, то переход на альтернативу будет быстрым и безболезненным.

Одной из ключевых причин такой шумихи вокруг Reader было именно то самое отсутствие альтенативы. То есть, конечно, альтернатив десятки и даже сотни, просто люди о них не знали. Заметьте, мы сами довольно часто меняем один продукт на другой. Разница лишь в том, что мы делаем это по собственной воле и желанию, а вот когда любимчик вдруг умирает — нам становится некомфортно. Не должно быть любимчика.

Итог: держите под рукой альтернативные сервисы для используемых продуктов, а также убедитесь в наличии возможности быстрого переноса данных.

Старайтесь избегать продуктов, которые не являются ключевыми для разработчика

Если используемое вами приложение фактически является побочным для разработчика, то стоит несколько раз подумать, прежде чем переходить на него. Практически каждая компания имеет некоторый основной проект, на который выставлен максимальный приоритет. Этот проект активнее всего разрабатывается и дорабатывается, в него вкладывается больше сил, ресурсов и времени. Это повышает его качество, а значит и конкурентоспособность в цифровом мире. Значит, этот продукт будет успешнее, принесёт разработчику больше денег и продолжит жить и расти.

Для разработки, которая является сторонним хобби разработчика, всё описанное выше неприменимо.

Итог: выбирая веб-сервис, обращайте внимание на его место в жизни разработчика. Старайтесь выбирать те продукты, которые являются ключевыми для их содателей.

Ничто не вечно

Мы возвращаемся к мысли, с которой начали. Каким бы хорошим не был продукт, он с большой вероятностью перестанет существовать. Может появиться конкурент, который объективно лучше по всем параметрам, а может дойти до того, что технологии, структура и основа продукта устареют настолько, что уже не будут вписываться в текущую и планируемую стратегию развития для разработчика. Тогда они сделают что-то новое, что-то лучшее, а старичок уйдёт на покой. Факт остаётся фактом: веб-сервисы будут приходить и уходить, и именно поэтому стоит быть готовым к таким событиям. А следование этим простым советам позволит сделать из очередной такой трагедии лишь мимолётное событие, которое быстро забудется.

Итог: осознание того, что не бывает вечных веб-сервисов, помогает заставить себя предпринять некоторые действия, способные сделать очередную возможную миграцию с очередного закрывающегося продукта комфортной.