Кому выгодна профессиональная ненависть к Apple?

Как-то несколько лет назад, на просьбу журналиста прокомментировать тогдашнее падение акций Apple, Стив Джобс ответил, что гендиректор его уровня не обращает внимания на такие мелочи. Это не позерство: цена акций действительно практически никак не связана с положением дел в компании. Однако об этом часто забывают, и особо ушлые ребята, искусственно раздувая бурю в стакане, могут зарабатывать целые состояния. В свете разгоревшейся в СМИ истерии на тему падения акций Apple, статья Майкла Гротхауса на Fastcolabs будет особо интересна тем, кто хочет разобраться в этой теме.

Давайте поговорим не о скорой кончине Apple, а о доморощенной индустрии ненавистников, извлекающих выгоду из негативных слухов, и о том, почему разработчики должны рассердиться, когда их прибыль публично сгружают в утиль.

На каждого технофана приходится противоположный ему технофоб — ненавистники Microsoft, Samsung, Google и, конечно же, Apple. Постоянное перетягивание каната этими силами сохраняет общее равновесие. По крайней мере, так было до сих пор. Яблоненависть стала полноценной работой, на которой профессионалы косят миллионы всякий раз, когда кто-нибудь начинает унижать компанию или ее продукты.

Будучи колоссом мировой потребительской электроники, гравитационной силой, влекущей за собой всех и вся, вам не стоило бы думать, что игра с акциями Apple была столь простой. Привычные мерила здесь не применимы, особенно когда Apple раскручивает целиком новые техно-вселенные, от которых ее закрома как никогда раньше наполняются нематериальными активами и наличностью. Как простые смертные могут судить о финансовом здоровье и перспективах такой компании? Создание краткосрочного волнения из-за падения цены акций Apple — это всего лишь вопрос редукционизма.

Акции Apple упали с 705 до 390 $ (то есть на 40 %) всего за семь последних месяцев. От такого падения большинство СМИ дружно завопили: «Apple мертва! Бегите с корабля, пока можете!» И почему бы нет? Эти крики хорошо сказываются на посещаемости, да и кому не нравится немного позлорадствовать?

Но еще на сцене работают актеры-невидимки. Денежные души ищут, где бы урвать, а медиа-компании скучают по толпам читателей и ловят всякий повод ввернуть слово про очевидную гибель Apple. Прибавьте к этому тенденцию забивать на проверку фактов — и получите рецепт классической СМИ-интермедии. Вот типичный (и даже несколько вульгарный) пример истерии без фактов в блоге Джона Мольтца:

Найдите ошибку

 

Эрик Шерман пишет для CBS о «крахе Apple»:

 

«Анонимные источники из среды поставщиков комплектующих утверждают, что в этом квартале уровень продаж iPad mini может снизиться на 20–30 %, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (выделения мои)». Дела у Apple, похоже, настолько плохи, что возврат iPad mini в следующем квартале увеличится до того, что продажи нырнут в отрицательные числа. Это единственный способ продавать меньше нуля. Шикарное подведение черты под всеми отчетами касательно Apple, правда?

Клепать дешевые новости — одно дело, но вот вам пример посерьезнее, от Филипа Элмер-ДеВитта из Fortune. Он комментирует недавние слухи о том, что — приготовьтесь — Куку уже ищут замену на посту гендиректора Apple. Вот, что Элмер-ДеВитт пишет:

Когда мы последний раз вспоминали про Дага Касса — мелкого менеджера хедж-фонда, активно зажигающего на CNBC — речь шла об изящной манипуляции с акциями, проделанной им в своем твитере в феврале, за день до ежегодного собрания акционеров Apple.

 

Цена акций Apple упала, и Касс ринулся покупать. Он твитнул слушок о том, что компания собирается сообщить о дроблении — цена подскочила, и Касс свои акции продал, сняв толстый слой сливок. Затем он черкнул, что слух о дроблении не имел под собой оснований, и день напролет отбивался от критиков. Что ж, Касс в своей стихии. В воскресенье, ссылаясь на того же «Гнома», который нашептал ему сказку про дробление акций, он твитнул: «@DougKass: От моего альпийского Гнома — «Неужто Тим Кук в Apple… скукожился?»

Многие думают, что на акциях зарабатывают, только продавая их при росте цены. Но в реальности даже на понижении можно заработать миллионы, если ценость бумаги такая, как у акций Apple. Элмер-ДеВитт справедливо отмечает: профессиональные Apple-ненавистники, как Касс, могут «поднять» очень много. Кто же еще в этой гоп-компании? Многие, пишет Элмер-ДеВитт:

У нас есть твит Дага Касса, основным достижением которого на «яблочной ниве» стала публикация его «Дела о биржевом спекулянте» за день до того, как акции начали свое крутое пике, в результате чего рыночную стоимость самой дорогостоящей компании в мире срезало почти на 300 млрд $.

 

У нас есть «невыполнимая миссия восстановить Apple» Роба Эндерла, консультанта Dell, Microsoft, Hewlett-Packard и других компаний, с репутацией антияблочного сквернослова в печати и на ТВ (в качестве справки можно привести заметку Джона Грубера за 2003 год — «„Анал“ в слове „аналитик“»).

 

У нас также есть воскресная статья под заголовком «В Apple ищут замену гендиректору Куку?» на Forbes.com, онлайновой части некогда уважаемого бизнес-издания, чьи эксперименты в области так называемой «поощряемой предпринимательской журналистики» привели к тому, что в Macworld назвали «жесткой клоунадой антияблочных подельников».

Обычно финансовые новости о компании и цена ее акций должны волновать разработчиков в последнюю очередь. Но когда о смерти компании — которая только за один месяц выплатила им 1 млрд $ — ходит столько дезинформации (ну, ради приличия назовем это «слухами»), разработчикам пора рассердиться, поскольку это влияет и на их доходы.

В конце концов если потребители поверят, что здоровая компания уже одной ногой стоит в могиле, с чего бы им покупать ее продукты и, по большому счету, ваши приложения?

Майкл Гротхаус, Fastcolabs.