Веб-приложения как альтернатива мобильным

Для абсолютного большинства пользователей мобильных устройств понятие приложения напрямую связано с магазином, где это приложение выкачивается или покупается. Однако ещё до появления iTunes App Store и Android Market существовали веб-приложения. Широчайший выбор мобильных приложений в этих магазинах оттеснил веб-приложения на задний план, и люди практически забыли о них. Сегодня мы поделимся с вами мыслями Carolyn Nicander Mohr и проведём краткий экскурс по прошлому и настоящему веб-приложений. Данная информация покажется «капитанской» для опытных пользователей, но наверняка будет интересна тем, кто начал сразу с мобильных приложений и ещё не открыл для себя прелести приложений в вебе.

Бурное прошлое

Если по каким-либо причинам вы не можете найти мобильное приложение в маркете, с определённой вероятностью вы найдёте веб-приложение этого сервиса в Сети. В те древние времена, когда iTunes ещё не был запущен, пользователи iPod Touch использовали веб-приложения для поиска кулинарных рецептов, расписаний фильмов в кинотеатрах. С их помощью узнавали курсы валют, сравнивали тонны с сантиметрами и литры с амперами, находили ближайшие автозаправки. Теперь, когда в яблочном и зелёном маркетах почти по миллиону приложений, о веб-приложениях забыли, и, кстати, совершенно напрасно.

Что такое веб-приложение

Фактически, веб-приложение представляет собой версию обычного веб-сайта, максимально адаптированную для работы на мобильном устройстве, но рабочей пользовательской средой в данном случае выступает браузер.

Преимущества

Плюс веб-приложений в том, что их не нужно устанавливать на смартфон или планшет — достаточно открыть страницу в браузере и сразу начать работать с сервисом. Очевидно, что раз мы не загружаем приложение, то оно не будет занимать места на нашем устройстве (только чуть-чуть кэша в браузере). Веб-приложения кроссплатформенны, и не имеют жесткой привязки к операционной системе пользователя.

Недостатки

Веб-приложения значительно более ограничены в плане возможностей, нежели их собратья, устанавливающиеся непосредственно на устройство. А ещё абсолютное большинство веб-приложений не предназначены для режима работы оффлайн, и для какого-либо действия в веб-интерфейсе потребуется подключение к Интернету.

Когда могут пригодиться

Например, при очередном капризе Apple, когда из App Store уберут какое-нибудь классное приложение и предложат собственный «революционный» вариант. Помните провал с картами Apple? Тогда Тим Кук извинился, и, собственно, предложил всем пользователям работать с картами Google через браузер, то есть с веб-приложением карт Google.

Как использовать

Просто открываем браузер, вводим адрес веб-приложения (в большинстве случаев это точная копия обычного адреса сервиса, и хитрая система сама переадресует пользователя на мобильную версию, либо загрузит соответствующую версию сайта на основе версии браузера).

Самый актуальный пример: всё те же карты Google. Заходим через мобильный браузер на maps.google.ru, после чего Google попросит у нас разрешение на определение нашего местоположения (это необходимо для работы карт), а также предложит создать быструю ссылку с иконкой на эту страницу веб-приложения, которая займёт своё место на домашнем экране точно так же, как если бы это было мобильное приложение.

Где найти

Практически любой уважающий себя ресурс предлагает своим пользователям доступ через веб-приложение: Facebook, Twitter, Pinterest, Wikipedia и ещё тысячи других.

Пользователи iOS могут зайти с мобильного устройства на http://www.apple.com/webapps/ и удивиться количеству предлагаемых там веб-приложений. Всё это многообразие сортируется по категориям, новизне, рекомендованным ,а также стандартно по алфавиту.

Есть ещё несколько западных ресурсов, предлагающих пользователям подборки веб-приложений: AppAppeal, App Useful и Listio.

Так почему же веб-приложения уступили место мобильным

При всех явных плюсах веб-приложений возникает резонный вопрос: так зачем же загружать что-то из маркета? Есть несколько объективных причин.

  • Далеко не все сайты могут предоставить пользователю доступ к себе как к веб-приложению.
  • Мобильные приложения гораздо лучше оптимизированы под мобильное устройство. Если речь идёт о App Store, то здесь всё заточено конкретно под iPhone, iPad и iPod. Приложения в Google Play Store изначально заточены под Android. В обоих случаях продукт ориентирован на определённую ОС и выжимает из неё максимум, чего не скажешь о веб-приложениях.
  • Большой минус веб-приложений в том, что они ограничены лишь теми действиями и возможностями, которые смартфон или планшет может передать через браузер (и, соответственно, возможностями самого браузера). У веб-приложеия не будет доступа к хранилищу устройства и многим другим вещам, к которым отлично подключаются мобильные приложения (именно для этого они запрашивают определённые права при установке). С одной стороны это уменьшает риск для пользователя, но с другой — сильно урезает функциональность веб-приложений.
  • Также необходимо понимать, что в случае с мобильным приложением весь ключевой контент (интерфейс и так далее) находится уже внутри приложения и не требует загрузки через Сеть, а веб-приложению нужно загрузиться на устройство, что означает увеличение расходов на мобильный трафик.
  • Существуют мобильные приложения, изначально заточенные для работы оффлайн. Веб-приложения не могут позволить себе такой роскоши, они заточены на работу только при наличии Интернета.

Расскажите, пользуетесь ли вы сейчас хотя бы одним веб-приложением на своём мобильном устройстве, и если да, то по какой причине? Считаете ли вы, что веб-приложения стали полностью неактуальными на фоне таких огромных маркетов, или же в определённых ситуациях они по-прежнему незаменимы?