Повторит ли iOS судьбу Windows?

За последние 6 месяцев Apple продала 85 миллионов iPhone и 42 миллиона iPad. Помните, как в далёком 2008 году Nokia доминировала на рынке мобильных телефонов? В то время у них были рекордные для индустрии прибыли, но сейчас Apple уделывает те показатели более чем в 3 раза. Почему конкуренты не предпринимают решительных действий? Почему одна компания за столь короткий срок «впитала» в себя такой огромный процент прибыли с индустрии мобильных устройств и продолжает доминировать в этом секторе?

Когда Apple впервые представили iPhone, здравый смысл отказывался принимать возможность такого резкого захвата индустрии новичком. В то время мобильная сфера уже была достаточно развита: огромные компании, сети поставок, всё отлажено и стабильно работает уже много лет, без какого-либо намёка на смену командования.

Многие пытались просто прийти и победить, урвав себе титул «Windows в мире смартфонов»: Palm OS, Linux, Symbian, Android, Windows Mobile, Windows Phone (на название не смотрим).

Стоит считаться с фактами: Samsung с Google удалось сделать продукты, которые стали популярны. После этого пошли отчёты о том, что Samsung продаёт больше смартфонов, нежели Apple.

Однако, эксперт из Asymco заметил очень верную вещь: фактически, Samsung вернул уровень прибыли, который был у них в данной индустрии 5 лет назад, а Apple просто сделали их в 2 раза. Apple не конкурирует с кем-либо в рамках рынка, существовавшего в 2007 году, Apple создала свой собственный рынок вокруг старого, а Samsung лишь захватил долю, принадлежавшую ранее Nokia (смотрите график выше).

В этом плане динамика «сегодняшней Apple» очень напоминает ситуацию с «ворвавшимися» в своё время MS с Windows и выжившей под напором невероятно сильного нового конкурента «старой Apple», занявшей хоть и не сверхприбыльную, но всё-таки свою нишу в индустрии компьютеров. Вот так незаметно iOS стала Windows современной эпохи.

Эксперты-аналитики отчаянно сулили iPhone судьбу Macintosh, предполагая, что Android должен стать новым безусловным лидером среди мобильных операционных систем.

Хотя многие и верят в Android, он просто не генерирует таких прибылей, которыми могли похвастать MS за последнее десятилетие. Да, Android интересный и довольно важный программный продукт, но заметьте — Apple заработали свои миллиарды не на распространении бесплатной операционки и вряд ли смогли бы это сделать. И снова Samsung становится похож на ту «старую Apple», а Android — на старую Mac OS: есть некоторая армия адептов, продукт распространяется бесплатно, но возможности получить серьёзные прибыли с выросшей вокруг ОС индустрии нет.

Продукт, ориентированный на широкую аудиторию

Когда iPhone представили в 2007 году, он привлёк настолько сильное внимание, что буквально «высосал весь воздух» из мобильной индустрии, мгновенно став известным мировым брендом. Это был продукт для людей и их потребностей, и представленные ниже фото очень наглядно демонстрируют это:

Почему тогда не выстрелил Macintosh? Он был слишком дорогим. Если перевести его начальную стоимость в те годы на сегодняшний курс с учётом инфляции, то получится более 150 тысяч рублей. А потом Microsoft создаёт программный продукт, который позиционируется в том числе и как «умеет всё, что и Mac, но намного-намного дешевле». Ещё один отличный пример продукта, ориентированного на широкую публику, но обыгранный уже MS.

Android нельзя просто взять и поставить на любой смартфон для «получения от устройства удовольствия, сравнимого с iPhone». Неискушенные пользователи Android зачастую не знают о версии ОС, которую используют, а иногда и не подозревают о такой вещи, как обновление ОС. Хейтеры идут отдельной категорией: мы хотим что-то, что не Apple. Многие обыкновенные пользователи покупают бюджетные смартфоны на Android, и они составляют большую часть статистики, которой сверкает Samsung, но является ли такой пример лояльностью к бренду? Нет, для них это просто дешёвый смартфон на чём-то.

Изменение для вторжения

MS сумели изменить себя с поставщика MS-DOS на производителя мощной ОС с графическим интерфейсом. Вернёмся к изначальному позиционированию Windows: умеет всё то, что и Mac, а иногда даже лучше (именно в США так зачастую преподносили Windows 95).

Apple тоже смогла изменить себя и свои текущие продукты для того, чтобы ворваться в новую индустрию. У них был Mac и iPod. iPod был уже достаточно популярен (помним, что у MS уже была армия лояльных пользователей). Apple знали, что телефоны с функцией воспроизведения mp3 уже набирали популярность и могли вытеснить «не звонящий» плеер. Если же применить к смартфону ещё и концепцию Mac, то есть возможность работать с разными типами данных, комфортно гулять по интернету и прочие преимущества компьютера, то мы получим iPhone: в нём есть iPod (готовая армия поклонников), браузер (его тут же приняли, причём положительно), а ещё он звонит (без телефона же никуда).

Но есть ещё одна очень важная деталь.

Экосистема

Экосистема невероятно важна. У Apple уже был iTunes, и новый смартфон прекрасно синхронизировал библиотеки контента, изначально созданного для iPod. Добавим сюда образовательную систему iTunes U, поддержку корпоративных пользователей, а также приложения, за которыми хорошо следили (иногда слишком хорошо).

Сторонние разработчики могли делать здесь деньги, и это очень важно. Ранее Apple натерпелась от массового ухода разработчиков в Windows и прекрасно понимала, что система без ПО — бесполезна.

В этом плане в пользу Apple сыграла некоторая «элитарность» их продуктов. Очевидно, что пользователь, способный заплатить за дорогой компьютер, с большей вероятностью сможет заплатить и за приложения. Это притягивает разработчиков, хороших разработчиков, способных создавать качественные продукты, которые будут продаваться по соответствующей цене.

Google, Samsung, Amazon и MS тоже работают над созданием обширных полноценных экосистем для своих платформ, но у них бюджетные устройства, а пользователи не готовы платить.

К чему в итоге приводит акцент не на бренде, а на цене? Очевидно — к армии пользователей, которые уйдут, когда кто-то выпустит устройство более новое и чуть-чуть дешевле.

Партнёрство или рабство?

Что сделала MS после выпуска Windows? Она привлекла производителей железа для распространения своей ОС на производимых ими компьютерах. Windows стала очень популярной, и производители не могли позволить себе продавать компьютеры не с Windows. Потребители требовали именно эту ОС, и Microsoft знали это. Получился отличный симбиоз, но с некоторым доминированием MS — производители железа отлично продают компьютеры за счёт популярной ОС, а MS получает сверхприбыли за счёт не очень демократичной цены на свой продукт и объёмов продаж. Всё это работало до момента, когда новая версия Windows не показала рекордные цифры по продажам. Теперь эти же производители железа требуют от MS пересмотра ценовой политики на Windows.

Apple пошла аналогичным, хоть и немного другим путём. Она нашла партнёров среди операторов связи США. Доходило до того, что люди меняли оператора (а там долгосрочные контракты) лишь потому, что текущий провайдер как-то не договорился с Apple. Именно яблочная компания выбирала, с кем из операторов сотрудничать (естественно, на особых условиях, с предоставлением доступа к ключевым сервисам оператора). В обмен оператор получал сверхприбыли от дорогой связи, а Apple прямо говорила — что оператору можно, что нельзя, что нужно сделать, к чему ещё открыть доступ. На это ушло время, но Apple добилась своего.

Повторит ли iOS судьбу Windows?

Фактически, у крупных операторов не было выбора, даже не смотря на то, что сам iPhone обходится им довольно дорого. Аналогично было с Windows — более дорогая, но невероятно востребованная ОС.

Отдельные операторы пытались бунтовать, запускали в продажу Android, но стоило им вернуться к сотрудничеству с Apple, как продажи летели в небо. Отказ от iPhone приводил к ситуациям, когда компания теряла 268 тысяч контрактных абонентов чуть более чем за год.

Судьба

Наблюдения дают ясную картину: сейчас iOS находится примерно в таком же положении, как и Windows в свои золотые года, однако, без определённых действий со стороны Apple невероятно успешная система может прийти в упадок. Как вы считаете, что нужно предпринять/изменить Apple, чтобы iOS не повторила судьбу Windows?

(via)