Отказывать и отказываться — две непростых задачи, которые у каждого из нас вызывают неприятное чувство где-то «под ложечкой.» Знаю по себе, что когда поступают заманчивые, но не подходящие по определенным причинам предложения, каждый раз надо делать выбор, как правильно принимать или отказываться от полученного предложения. Вдовойне сложнее, если приходится самому отказывать кому-то, чьи материалы и уровень подготовки не соотвествует ожиданиям / требованиям проекта (потому что «хороший человек — не профессия»). Как же отказывать и отказываться, чтобы ни одна из сторон диалога не чувствовала негатив после непростого разговора? Приведу несколько рекомендаций из собственного опыта.

1. Всегда проявляйте вежливость и твердость. Если вам не подходит человек или проект, в вежливой, но четкой форме изложите это. Не бойтесь фразы «мне, к сожалению, не подходит такой формат сотрудничества.» За 6 лет работы в разных компаниях, стартапах и проектах еще ни разу не видел ситуации, в которой честный и мотивированный отказ с объяснением причин был бы принят «в штыки.» Вам не подходит человек или проект — откажитесь, и не придется терпеть и приспосабливаться (чтобы в итоге понять, что всё равно это «не ваше,» а время и усилия уже будут потрачены на «склеивание чашек,» которые будут «биться» не единожды, пока вы будете терпеть, лишь бы не отказывать / не отказываться).

2. Не затягивайте с отказом. Если фрилансеры как правило определяются с «подходит / не подходит» за день-два, то в компаниях почему-то принято тянуть тем дольше, чем выше пост и чем сложнее структура компании. Отказ дает определенность. Не сложилось, не подходит, нет времени, нет вакансии, не нужен человек с такими навыками — сообщите об этом, не держите противоположную сторону переговоров в «подвешенном» состоянии. Велика вероятность, что кто-то на вас рассчитывает, надеется на сотрудничество, а вы просто крадете у него время и возможность найти за дни и недели ожидания другую работу или проект.

3. Если у вас есть причины отказа, которые можно озвучить — скажите о них. Причина вроде «о вас плохо говорят» не должна озвучиваться (даже если именно она и послужила основой для отказа) хотя бы по этическим соображениям. Человеку она вряд ли поможет измениться, а про вас еще и слухи распустят, мол, вы «возомнили о себе черт-те что.»

А вот причина «мы не можем вас взять, поскольку вместо 2 лет проектной работы у вас только 1 год опыта во фрилансе: вам надо еще поработать над навыками проектного менеджмента» — это то, о чем можно и нужно сказать кандидату. Человек поработает над собой и еще даже благодарен вам будет (если конечно, такой соискатель адекватен).

Если вы фрилансер или предприниматель, и вам просто навязывают слишком низкую цену услуг, недостаточную оплату или кабальные условия — тоже не бойтесь сказать об этом: рынок и ваши коллеги будут со временем благодарны за то, что мотивированные отказы и знание о стоимости своих услуг очистили рынок от «шаровиков» и любителей «экономии» на чужом труде.

4. Если можете кого-то порекомендовать взамен, обязательно сделайте это. У меня неоднократно были ситуации, когда обратившиеся за переводами или контент-услугами люди просто «не укладывались» в общий график загруженности. Но при этом есть знакомый копирайтер, контент-менеджер или «сеошник», которому как раз нужен клиент. Если я готов порекомендовать такого человека — обязательно так и делаю: и сторона, которая получила отказ, уходит довольной с потенциальным контактом, и (чего скрывать) себе «в карму» можно добавить плюсов :) Но дело даже не в карме, а в том, что вы можете предложить компетентную альтернативу человеку, которому вынуждены отказать. Единственное замечание: рекомендовать можно только того, в чей адекватности, навыках и ответственности вы уверены хотя бы на 90%.

5. Всегда дайте себе 12 часов на обдумывание отказа. Даже если с самого начала знаете, что проект вам не подойдет, «переспите» с этой идеей, примите окончательное решение на свежую голову. Иногда то, что поначалу вам «не подходит,» после взвешивания многих «за» и «против» может оказаться предложением, с которым вы всё же согласитесь.

Фото: Shutterstock