5 $ за приложение — не дорого

Наши смартфоны, возможно, одни из самых дорогих вещей, которые мы носим с собой каждый день. Но если iPhone никак нельзя назвать дешевым, почему же мы так экономим, изучая виртуальные полки App Store? Ирония заключается в том, что наше стремление купить дешевле в долгосрочной перспективе может больно ударить по нашему же кошельку.

Любовь к бесплатным приложениям неудивительна — удивляет, что прогу за 3 бакса уже называют дорогой, а 10 $ за продукт — вообще непомерна цена. Многие будут шпилить в одну и ту же бесплатную версию игрушки, напичканной рекламой, вместо того чтобы один раз потратить 5 долларов и до посинения играть безо всякой рекламы.

Как ни покажется странно, но именно такой подход бьет по пользователям iOS как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Вот как «экономщики», не жалеющие денег на ай-устройства, но зажимающие мелочь на приложениях, сам себя наказывают.

Получаешь то, за что платишь

В общем и целом, программы с большим ценником чаще всего оказываются намного лучше своих бесплатных аналогов (хотя есть и многочисленные исключения из этого правила). Некоторые твитеряне могут сказать, что «фирменное» приложение Twitter обеспечивает лучшую функциональность, но большинство пользуется этой программой только потому, что оно бесплатно — заплатив за Tweetbot или Twitterific, вы получаете куда более широкий набор инструментов и более функциональный дизайн.

То же касается любой другой категории приложений. Конечно, есть бесплатные RSS-читалки, текстовые редакторы, игры и многие другие хорошие продукты по нулевой цене. Но в том-то все и дело, что платные программы — лучше, потому что бесплатные ненадежны.

Разработчики назначают цену за свои приложения по очень простой причине: создание любого приложения стоит денег. Получив свою прибыль, они могут вкладывать эти деньги в дальнейшее развитие своего продукта или в создание новых программ. И мы как пользователи выигрываем: получаем улучшенные старые и классные новые приложения. Бесплатные же продукты часто забываются своими создателями: до сих пор, к примеру, есть программы, которые не адаптированы под более высокий экран iPhone 5.

Допустим, есть некое приложение стоимостью 1 $. Разработчик получает с каждой покупки 70 центов, значит, нужно продать 70 тыс. копий продукта, чтобы выручить 50 тыс. $ для покрытия расходов на разработку и дизайн приложения. И чтобы на однодолларовой программе поднять неплохой бизнес, нужно продать более 300 тыс. ее копий.

Однако 1 доллар за программу — это слишком дешево, но разработчики назначают такую цену именно потому, что она для пользователей еще более-менее приемлема. Но в этом и состоит «уловка–22»: разработчики устанавливают слишком низкую цену, поскольку именно такие деньги, по их мнению, люди согласны потратить за их продукт. И если они правы, то мы как потребители оказываем большое негативное влияние на существующие и потенциальные бизнесы.

Восхождение «шариума»

Разработчики вынуждены проявлять смекалку. Если так много народу в App Store не любит платить, — нате вам кучу freemium’а (или шариума — от слов «шара» и «премиум» — прим. пер.). Однако такая модель — получи прогу или игру бесплатно, но заплати, если хочешь поработать или поиграть еще — многих раздражает еще больше.

Многие помнят историю с переходом игры Real Racing на шариум-основу. Если вторая часть игрушки стоила аж 10 долларов и предоставляла полную свободу действий, то третья часть стала бесплатной однако на микропокупках пользователи вынуждены тратить куда больше, чем один зеленый червонец.

Однако все как раз в наших в руках: чем больше будет наша готовность платить за отличные продукты, тем реже разработчики будут прибегать к ухищрениями, подобным шариуму.

Дело ведь не в таких больших деньгах

Даже «топовая» платная программа будет стоить примерно одну десятую от стоимости Айфона. Это разумные деньги, если конкретная программа по такой цене вам нужна. Вы же покупаете iPhone не для того, чтобы играть на нем с бесплатными приложениями. Все дело в самообмане: мол, 5 долларов за программу — это уже дорого. Но для хороших продуктов это нормально.

Мобильные приложения часто сравнивают с чашкой кофе — они примерно по одной цене. Но если кофе за 2,5 доллара дарит вам минуты удовольствия, программа за 5 баксов доставляет на протяжении многих часов, а программа за 10 $ увеличит вашу производительность в разы. Многие американцы платят 9 долларов в месяц абонплаты Netflix, получая часы развлечений, в то время как другие тратят 40–60 $ за одну (!) консольную игру.

Конечно, чашка дорогого кофе стоит своих денег: аромат, вкус, кофеин… Однако такой же подход можно применить в оценке хороших приложений — как минимум опираясь на удовольствие, получаемое как от кофе, так и от работы с программой.

Тратить деньги на отличные приложения — это не только возможность получить эти приложения, но и вложить свой средства в будущие продукты. Может, все-таки не стоит уж слишком жалеть считанные доллары, если от них зависят ваши любимые программы и их создатели?

— Лекс Фридман, MacWorld.