Основатель Instapaper Марко Армент хорошо знает не только платформы iOS и Android, но и их пользователей. Регулярно бывая на техносайтах и читая комментарии апологетов обеих платформ, Марко сделал интересные наблюдения и пришел к не менее интересным выводам.

* * *

Я заметил одну общую особенность на техносайтах, которые читаю: фанаты Android-платформы побыстрее спешат излить свою злость в комментариях под статьями, которые положительно отзываются об Apple и ее продуктах. А на андроид-сайтах, где я тоже бываю, напротив, злые комментарии поклонников Apple практически не встречаются, даже на The Verge, который читают пользователи обеих платформ.

Как-то я высказался о том, что меня не впечатлил ни магазин Microsoft Store, ни устройство Surface — и ярые фаны Microsoft сразу направили на меня мощный луч ненависти. По почте и через «Твитер» лилась одна ярость, без каких-либо аргументов.

Направленная в строну Apple злоба поклонников Microsoft и Android основана на сомнениях и разочаровании. Они словно хотят сказать: «Я не верю, что мне снова приходится это повторять! Как вы не понимаете? Что с вами, народ?!» В то же время я никогда не видел, чтобы холивары велись между «лагерями» Microsoft и Android. Зато вместе с успехами Apple возрос и уровень общей агрессии против «фруктовой компании».

Что же людей так злит в успехах и достижениях Apple?

Позиция Apple

Для большинства людей вопрос выбора технологий не так важен, как нам. Может, они слишком заняты, чтобы тратить целый час на выбор модели телефона. Может, у них есть более интересные дела, на которые они более охотно потратят время.

Свое решение они принимают быстро, и на это в большей степени влияют цены и акции, советы продавцов в магазинах. Они покупают гаджет или компьютер, несут его домой — и следующие пару лет работают с ними, терпят и раздражаются, пока не наступит момент повторить всю эту историю снова.

Большинство этих людей не оставляет на сайтах сердитые комментарии.

Может быть, кто-то думал о покупке продукта Apple, или спрашивал своих знакомых про тот же Айфон. А им отвечали: «Чувак, Айфон — это круто! Телефон, который у тебя, — кусок говна. Выбрось его и беги за Айфоном. Ведь цена вопроса — каких-то 200 баксов!» (разумеется, такое вам скажут в Штатах, не у нас — прим. пер.)

Один сделает вывод, что от добра добра не ищут, а потом возьмут и случайно спустят деньги на какой-нибудь ерундовый дорогой гаджет с намного более затратным тарифным планом.

Другой же и в самом деле пойдет и купит iPhone. В большинстве случаев аппарат будет работать, как часы, но неприятные моменты все же случаются. Например, вдруг окажется, что iPhone не воспроизводит видео в каком-то формате или не подключается к корпоративному почтовому серверу. А может, на старом телефоне было клевое приложение или функция, а на Айфоне — нет.

Продукты Apple с характером. Они словно говорят нам: «Мы знаем, что для тебя лучше. А что, тебе нужно как-то по-другому? Да забей, фигня это все. Ах, тебе что-то не нравится — так выход прямо».

«Но мне это нужно».

«Не-а, не нужно. Вот, попробуй альтернативный вариант. Это же Просто Работает!»

«Да знаю я. Ну не то».

«Ну, может быть, это исправят в следующей версии. А может, дело в iCloud. Странно, я такого и не видел никогда. Попробуй все стереть и начать заново».

Яблочные продукты часто говорят «нет». Нет, вы не получите физическую клавиатуру или съемный аккумулятор. Нет, вы не установите эту программу. Нет, вы не сможете этим воспользоваться.

Компромиссы — привычное слово для пользователя техники. Всегда можно найти другую программу для получения того же результата. Но если найти альтернативу нельзя, а это важно для вас, отказаться от Apple достаточно просто. Особенно если пользователя просто ставят перед фактом: «Мы не запрещаем этого делать — просто это никому не нужно».

С ростом популярности продукции Apple растет и число людей, которым не нравится такая категоричность. Поэтому немало народу отдает предпочтение другим производителям. Наличие выбора всем нравится.

Дикий Северо-запад

У Android и Windows есть одна общая черта: они дают больше контроля над своими платформами пользователям, производителям и (в случае с «андроидами») сотовым операторам. Apple, напротив, диктует свои условия, и если пользователю указывают на дверь, обычно он уходит и не возвращается.

Для Microsoft ее Windows — большое преимущество. Многие работают именно с Windows-версией «Офиса» или с каким-нибудь другим, исключительно «виндовым» софтом. Boot Camp, Parallels или Fusion не идеальные решения, а потому если человек работает преимущественно с Windows-программами, он скорее всего купит и Windows-компьютер.

Большинство техноманов тщательно смотрит, в каких местах Apple более закрыта, чем ее конкуренты. Жесткие ограничения «яблочной» платформы и устройств ограничивают пользователей: по мнению Apple, более либеральная модель хуже из-за возникающих рисков нарушения безопасности, разгула вредоносного ПО и вреда от вмешательства в платформу самих пользователей.

По большому счету Apple пытается защитить нас от целого набора побочных эффектов и от несовершенных технических вкусов простых потребителей. Хотя, конечно, в первую очередь, они заботятся о своих интересах. Такая вот мягкая диктатура.

Когда Apple заявляет: «Вы не можете сделать это, потому что мы считаем, что это чушь» — Microsoft и Android говорят своим пользователям: «Делайте, что хотите, даже если это полная чушь». Они дают больше контроля с бесконечными возможностями создания проблем, и пользователь либо терпит созданные им неудобства, либо исправляет их самостоятельно. Google и Microsoft создали свободолюбивые платформы, где у вас свободы намного больше. Но если что-то сломаете — пардон, сами виноваты, мы ни при чем.

Наш выбор в технологиях отражает наши ценности. Если в пользу своих потребностей вы отдаете часть контроля Apple, значит, вы цените то, что получаете взамен. Если же вы не любите, когда вам что-то навязывают, — предположим, что вы сами знаете, что для вас лучше, и хотите полностью все контролировать и нести за это ответственность — вам будет удобнее на другой платформе.

Философские отличия между двумя этими подходами и неспособность понять их обычно и проводят к злым «антияблочным» комментариям.

Понимание

В политических ток-шоу мы часто видим, как оппоненты не способны принимать сам факт существования других потребностей и приоритетов. Намного проще занять оборонительную позицию и всячески стараться дискредитировать оппонента. В этом фанаты конкурирующих технологических платформ очень схожи с политиками.

Поклонники Apple обвиняют пользователей Windows и Android в плебействе, на что в ответ получают обвинения в «религиозности», ослеплении маркетинговой машиной и любовью к понтам.

Однако очевидная ассиметрия злых комментариев, о которой речь шла в самом начале статьи, пожалуй, объясняется равнодушностью Apple-фанов к системе ценностей пользователей Android и Windows. Поэтому «яблочники» и держатся подальше от профильных сайтов и статей, где «антияблочная» позиция как бы заставляет тамошнюю публику пытаться «спасти» поклонников Apple или убедить их в своей слепоте и глупости.

Успехи Apple усиливают чувство разочарования у противников компании. Целых 20 лет компьютерная отрасль жила по либертарианским законам Microsoft; дешевые Windows-компьютеры доминировали на рынке, в то время как Apple играла роль нишевого производителя. Однако за последние годы ситуация радикально изменилась: теперь Маки занимают куда большее пространство на рынке, и ай-девайсы тоже получили свою часть успеха.

Никому не нравится считать себя лузером, особенно после многих лет лидерства. Но и ни одна из сторон не может быть права для всех. Так же как у каждого политика есть своя позиция, у пользователей разных платформ имеется достаточно причин, по которым они остаются верны своему выбору.

Сообществам Windows и Android нужно лучше понимать, почему многие из нас выбрали Apple. А «яблочникам» стоит помнить о том большинстве, которое либо не хочет нас понимать, либо просто не может.

— Марко Армент.