Три года назад, разочаровавшись в системе современного высшего образования, я устроился работать программистом на полный рабочий день. В то же время, мне не хватило смелости или наглости совсем забросить университет, поэтому формально я продолжал числиться студентом дневного отделения. Три недели назад я с отличием защитил диплом магиcтра, и марафон бессмысленности под названием «украинское высшее образование» для меня закончился. При этом, в отличии от большинства своих сокурсников, я уже имею достойный опыт работы, приличную зарплату, и массу предложений от работодателей.

В этом посте я хочу поделиться советами о том, как совмещать учёбу в вузе на дневном отделении с работой на полный рабочий день. Философский вопрос о необходимости этого совмещения, равно как и дискуссию о проблемах современного образования, давайте отложим на другой раз.

Оформите «свободное посещение»

В первую очередь, в деканате своего вуза узнайте, можно ли оформить т.н. «свободное посещение». В моём случае, это была бумажка, которую в начале каждого семестра нужно было подписать у всех преподавателей, и их подпись говорила о том, что они согласны с тем, что я буду посещать лекции «по свободному графику» (заметьте, про практические занятия ни слова). По факту, смысла от этой бумажки было мало, а практическая польза ровно одна (о ней чуть дальше). Но наличие подобного документа у вас в случае каких-либо разногласий с кафедрой или деканатом может сыграть вам на руку («видите, вы же сами тут подпись поставили»). Это бюрократия, детка.

Если вдруг в вашем вузе ничего подобного нет — не страшно. Будет чуть сложнее, но вполне осуществимо.

Лично поговорите с каждым преподавателем

Упомянутая практическая польза от документа о свободном посещении в том, что это очень удобный повод подойти к преподавателю и начать разговор о вашем отсутствии на парах (есть разница между «я не буду ходить на ваши пары» и «подпишите, пожалуйста, вот тут»). А провести этот разговор очень важно для успешной сдачи предмета в конце семестра.

Самый важный момент этого разговора, как и любого дальнейшего разговора с преподавателями (а по хорошему, с кем угодно :)) — будьте вежливыми. Нет, не так — БУДЬТЕ ВЕЖЛИВЫМИ!!! Многие студенты, начиная работать, чувствуют себя хозяевами жизни, открывают дверь в аудиторию с ноги и с преподавателями говорят сквозь зубы. Не прокатит. Если вы всё ещё хотите получить диплом о В/О, любой преподаватель может вам в этом хорошенько навредить, и если не помешать окончательно, то попортить достаточно нервов.

Объясните преподавателю, что так уж сложилось, что вам необходимо работать, и у вас, может быть, не получится присутствовать на всех лекциях, хотя вы и постараетесь. Если эта часть была воспринята более-менее благосклонно, можно закинуть удочку про то, что и с практическими занятиями не всё так гладко, как хотелось бы, и, возможно, часть из них тоже придётся пропустить, и т.п. Главная цель этого диалога — выяснить, как с наименьшими затратами получить положительную оценку по окончанию курса. Некоторые преподаватели предлагают сделать реферат/доклад/контрольную работу/whatever вместо посещения лекций — соглашайтесь, это в любом случае займёт меньше времени и сил, чем каждый раз отпрашиваться с работы. Некоторые могут согласиться на то, что вы пропустите лекции, но потребуют обязательного присутствия на практике — соглашайтесь, даже если у вас не получиться ходить на все практики, преподаватель, по крайней мере, будет помнить, что вы ему про что-то такое говорили. Бывают клинические случаи, которые требуют посещения всех лекций, проверяют конспект и так далее — если такой зверь у вас один, то можно и перетерпеть, но чаще всего вежливыми (это важно) уговорами можно добиться некоторых послаблений.

Зачем вообще это нужно — говорить с каждым преподавателями в начале семестра? Это такой трюк против формата их мышления. Если преподаватель видит одни сплошные «энки» в журнале напротив какой-то фамилии, он автоматически заносит этого человека в разряд двоечников и разгильдяев, с которыми будет много мороки. Естественно, когда этот человек покажется на глаза во время сессии, к нему сразу будут настроены агрессивно.

У меня была ситуация, когда я забыл поговорить в начале семестра с новой преподавательницей по английскому, и пришёл первый раз на её пару только перед зачётной неделей. В начале пары я выслушал 15-минутную лекцию о том, что она меня не знает и знать не хочет, о том, что я должен идти к завкафедрой объяснять кто я и что делал весь семестр, и прочую ерунду. Я мужественно остался сидеть на задней парте. За 15 минут до конца пары, когда все остальные студенты группы уже сдали всё, что хотели, и ушли, я ещё раз попросился сдать перевод текста. Она, ворча, согласилась. За 15 минут я перевёл ей 4 текста, на которые у других студентов моей группы уходило в 3 раза больше времени. Мгновенно подобревшая преподавательница назначила мне сдачу теста на следующий день, после которого я получил свои 97 из 100 и мы расстались друзьями.

Что произошло, я думаю, понятно, — хорошим переводом я быстро перевёл себя в её голове из категории «разгилдяи, ничего не знают, на пары не ходят» в категорию «предмет знает, всё остальное не важно». Если бы я начал с ней скандалить, мне бы не дали возможности сделать это так просто. Поэтому, я считаю, вежливость и терпение — две очень важные вещи при общении с преподавателями, и особенно в решении конфликтных ситуаций.

Не откладывайте сдачу на конец семестра

Этот совет озвучивают практически все преподаватели всем студентам, но его стабильно никто не слушает. Но для тех кто работает, он приобретает критическую важность. Во-первых, у среднего студента во время сессии есть время на то, чтобы провести весь день в очереди на сдачу конкретной лабораторной конкретному преподавателю, а у работающего — нет (если, конечно, он не берёт отпуск на время сессии, что само по себе неприятно). Во-вторых, преподаватели, как правило, гораздо лояльнее относятся к тем, кто сдаёт работы раньше дедлайна, и, соответственно, не заставляет его (преподавателя) сидеть в аудитории допоздна. Так что за раннюю сдачу работы вам могут простить и непосещение пар, и не идеальное знание предмета.

Найдите «правильного» дипломного руководителя

Написание диплома (бакалавра, магистра, специалиста — не важно) — процесс долгий, утомительный и связанный с большими временными затратами. Если мы ориентируемся на то, чтобы тратить на это как можно меньше времени, нам просто необходима помощь научрука. И я не говорю про то, что он за вас будет писать диплом, нет. Но, например, промежуточные версии диплома можно отправлять своему руководителю по электронной почте, вместо того, чтобы бегать каждый раз с флешкой в универ. Так что не лишним будет убедиться, что преподаватель умеет и готов её использовать (к сожалению, таких в наших вузах пока далеко не 100%).

Подводя итоги

Самый главный опыт, который я вынес за три года совмещения работы и учёбы заключается в том, что вежливостью и терпением от людей можно добиться гораздо большего, чем скандалами — по крайней мере, от преподавателей в вузах. Не стоит доказывать каждому преподавателю, что он ничего не понимает ни в своём предмете, ни в жизни вообще — даже если вы уверены, что это так. Будьте милым и пушистым — и вам ничего не помешает получить заветный диплом о высшем образовании параллельно с зарплатой и опытом работы.

Фото: Shutterstock