Компания Яндекс, несмотря на всеобщее летнее затишье и период отпусков, продолжает работать не сбавляя активности и вслед за недавним дебютом переводчика на мобильных платформах сегодня познакомила нас с большим обновлением своего поиска. Новая платформа для поиска и быстрого получения ответов называется Острова Яндекса и находится в стадии бета-тестирования. Мы познакомились с ее работой и спешим поделиться с вами своими впечатлениями.

Немного теории

Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что современные поисковые системы — это и есть интернет. Именно благодаря им и сформировался тот вид сети, который мы сегодня наблюдаем. Поэтому любое, даже относительно небольшое изменение алгоритмов Google или Яндекса имеет большое значение и далеко идущие последствия. Что уж там говорить про такие глобальные потрясения, как разработка новой платформы.

С самого начала и до последнего времени поисковые системы были ориентированы на сбор информации о сайтах и предоставление ее пользователю. В ответ на свой поисковый запрос человек получал ссылку и уходил на сайт, содержащий нужную ему информацию.

Однако затем поисковики поняли, что вполне в состоянии давать ответы на многие вопросы самостоятельно. Так родился Google Now и Колдунщики Яндекса, которые умеют показывать ответы на запросы прямо в результатах поиска. Дебютировавшие сегодня Острова — это шаг в том же направлении, но использующий совершенно другие приемы.

Дело в том, что Острова — это не просто информация из базы знаний поисковика, а специальный интерактивный модуль, который предоставляется хозяевами других сайтов и который может, по их мнению, наилучшим образом решить проблему человека. Иными словами, значительно все упрощая, теперь в результатах поиска Яндекса вы сможете видеть встроенные участки с других сайтов, позволяющие выполнить некоторые действия прямо на странице выдачи. Это может быть форма заказа для торговой площадки, проигрыватель для музыкального сайта, расписание сеансов для кинотеатра и так далее.


На этом краткую теоретическую часть закончим и перейдем к практическим испытаниям. Скажу сразу, что мы постарались максимально учесть текущий бета-статус и закрыть глаза на некоторые проблемы, которые наверняка будут в скором времени исправлены. Да, сейчас Острова безбожно глючат, да, везде видны приметы незаконченных работ, но мы попытаемся не заострять на этом слишком большого внимания.

Интерфейс

Итак, начнем с главной страницы. Она изменилась очень незначительно — только сверху появилась серая панель с ссылками на профиль пользователя, настройки, почту и другие сервисы Яндекса. Она унылого серого цвета, огромного размера и настолько несуразна, что я даже не поверил своим глазам и переключился на Chrome — может это просто мой браузер так все плохо рисует? Нет, и там такое же безобразие.

Яндекс Острова

Ладно, будем считать, что это просто заглушка, на месте которой скоро появится что-то более изящное и действительно полезное. Ну пока попробуем воспользоваться поиском.

Опа! на странице с результатами нас ждут более глобальные изменения. Все результаты выстроились в стройную колонку в левой части экрана, оставив всю правую часть девственно чистой. По логике можно было бы предположить, что здесь должны демонстрироваться превью выбранных сайтов, точно так же как показываются картинки и видео в соответствующих разделах, но нет — это просто пустое место. Странно.

А теперь посмотрите, что увидит пользователь в ответ на запрос «ноутбуки» на экране с диагональю 15,6.

Яндекс Острова

Как вам нравится эта прелесть? Мы видим океан пустого места, видим материк рекламы Яндекса, чуть ниже видим остров от Розетки, а то, зачем собственно пришел пользователь — результаты поиска — жалко ютятся на одиноком утесе где-то на задворках страницы. Все для удобства пользователя. Или нет?

Острова

Те самые острова, которые и служат основой новой платформы Яндекса, представляют, как мы упоминали выше, небольшие вставки кода, которые разработаны и предоставлены Яндексу сторонними сайтами. То есть, как в данном примере, если я ищу ноутбук, то я могу сразу же, не переходя на сайт продавца, подобрать себе наиболее подходящую модель:

Яндекс Острова

Для путешественников предоставляется возможность сразу же выбрать и заказать билеты:

2013-07-25_13h46_37

А также можно сразу в результате отследить свою посылку в службе доставки:

2013-07-25_14h37_37

Разумеется, это только начало и в дальнейшем количество полезных примеров Островов будет только увеличиваться. Вероятно в скором времени мы сможем заказать многие товары, приобрести билеты в кино и на поезд, послушать музыку и даже написать комментарий к новости прямо в поисковой выдаче. Так как разработкой островов занимаются сами веб-мастера, а выдумка народа, как известно неистощима и принимает порой весьма интересные формы, то, возможно, мы увидим такие применения этой технологии, которые сегодня не приходят в голову даже создателям.

Вопросы

В целом, новая разработка Яндекса видится весьма интересной и во многом новаторской. Это действительно шаг, не скажу что вперед — время покажет, но шаг в сторону от мейнстрима точно. Вместе с тем, есть и ряд вопросов.

Все разработчики боятся, что их технологию не заметят и не поддержат, но что будет, если Яндекс.Острова слишком поддержат? Не будет ли страница, сплошь состоящая из встроенных модулей путать и пугать пользователей? Что будет, если вслед за приличными продавцами ноутбуков и кофеварок, подтянутся менее приличные продавцы? Не будет ли соседствовать рядом с выбором массажеров модуль выбора массажисток по желаемым параметрам? Готовы ли в Яндексе тщательно проверять и тестировать каждый представленный остров на соответствие безопасности?

Ответы на эти вопросы мы увидим, я думаю, очень скоро. Не уверен, хотя и надеюсь, что вся эта затея с Островами будет успешной, но то, что Яндекс продолжает быть динамичной, не боящейся риска компанией, уже вселяет оптимизм.

Яндекс Острова