Интересной информацией о работниках Apple, которые остаются «за кадром», делится с нами Эшли Веррилл (Ashley Verrill), аналитик из Software Advice и главный редактор блога Customer Service Investigator.

В феврале текущего года глава Yahoo Марисса Майер (Marissa Mayer) приняла неожиданное решение, которое впоследствии подверглось как хвальбе, так и усиленной критике: все удалённые работники компании должны топать в офис и просиживать там положенные часы. Некоторые компании, например, Best Buy, вдохновились примером и последовали этой тактике. Технические обозреватели только покачали головой, посчитав решение «эпичным провалом».

Как обстоят дела с удалёнными работниками в Apple?

Apple не передумала нанимать сотрудников на работу вне офиса. Такая позиция – палка о двух концах, как для компании, так и для работников.

Плюсы для компании – это экономия на аренде офисных помещений, а также возможность выбора кандидатов (в данном случае это агенты техподдержки) по всему миру, не ограничиваясь конкретной территорией. Минусы очевидны: довольно сложно обучать людей с разных точек планеты. Но компания справляется. А работники?

Любопытно, что Веррилл пообщалась с более чем 40 удалёнными работниками Apple, как текущими, так и бывшими (сама компания известна своим молчанием и нежеланием давать комментарии на подобные темы) по электронной почте и разузнала кое-что интересное о методах работы Apple с ними. Эти методы могут быть интенсивными, иногда нелепыми, а иногда доходить до крайности. По словам одного из сотрудников, «пожалуй, из всех работ, которые у меня были, эта – самая стрессовая, мне приходилось консультировать наркоманов и преступников!»

Уже с самого начала всё не так просто. Apple не сообщает претендентам о том, что будущие четыре недели с 8 утра до 5 вечера окажутся в итоге не просто обучающей программой, а испытательным сроком. Компания требует постоянного присутствия за компьютером и проверяет выполнение этого требования: отслеживает движения мышки, регулярно посылает запросы на выполнение каких-то команд, может попросить класс включить свои камеры для групповых дискуссий. Каждую неделю сдаётся экзамен, причём, на многие вопросы невозможно ответить, если стажёр не присутствовал на лекциях. Так компания стимулирует потенциальных работников крепче держаться за место, на которое их примут. Ну и поощряет конкуренцию между работниками, при этом умудряясь сплачивать их (объединяя в группы и задавая личные вопросы, на которые при всех надо ответить; устраивая дни сумасшедших шляп; играя в командные игры – например, один человек отвечает на звонок гипотетического клиента, а группа комментирует).

И куда же без корпоративной культуры Apple. Первые несколько дней обучения посвящены описанию истории компании, культуре кампуса Купертино и рассказам о том, каково было работать со Стивом Джобсом. Перед обучением каждому дарят что-то небольшое и милое — футболку, магнит, кружку или нечто подобное, и это, по словам одного из людей, заставляет чувствовать себя «частью семьи Apple».

А вот с началом обучения люди осознают, что им придётся попотеть. Один из инструкторов Apple рассказал, что менеджеры тщательно проверяют чуть ли не каждый вызов, и оценка удовлетворенности клиентов работой консультантов должна быть практически идеальной. При этом зарабатывают они… 9-12 долларов в час.

Глядя на это со стороны, можно сказать, что такая программа обучения Apple и высокие ожидания от работников просто неприемлемы для других организаций – люди убегут уже после первого дня. Так-то оно так, но не забывайте, что речь об Apple. За их продукцию люди готовы отдавать в несколько раз больше, так и работники готовы терпеть намного больше, чтобы хвастаться своим резюме и быть «частью семьи». «В Apple вам не постесняются сказать о том, что если вы не лучший, то можете идти работать в другое место», — сказал один из консультантов.

Таким образом, другие компании могут рассуждать о плюсах найма удалённых работников, но так на это не решиться (или отказаться от уже исполненной затеи), в то время как у Apple, несмотря ни на что, это получается. Они знают себе цену.