Анатомия «яблочного» слуха

Филип Элмер-Девитт, редактор колонки Apple 2.0 на сайте Fortune, пожалуй, один из немногих журналистов-айтишников поставил под сомнение свежий слух касательно скорого запуска следующего поколения смартфонов Apple. Именно так, по его мнению, реальные новости Apple растворяются в пищевой цепочке новостных медиа.

* * *

Минувшим воскресеньем главной темой на Techmeme — которую подхватило [уже с полсотни] изданий, собравшихся на новость, как рыбы-лоцманы на остатки акульей трепезы, — стала публикация Айны Фрайд на AllThingsD, в которой сообщается, что (согласно анонимным «источникам») на вторник 10 сентября Apple запланировала специальное мероприятие для показа следующего iPhone.

Именно так новости Apple растворяются в пищевой цепочке новостных медиа:

  • Репортеру с достаточным кредитом доверия — чего у Фрайд не занимать — попадает секретная информация, в ответ на публикацию которой он получает нечто похожее на подтверждение.
  • Он или она публикует предположение на ресурсе с репутацией, которая позволяет проворачивать подобные фокусы с правильными последствиями.
  • Репортеры и редакторы, которые давно поняли, что новости про Apple поднимают число просмотров, берут изначальное предположение, клеят к нему свой заголовок и скармливают его своим читателям.

Никто даже не думает спросить Apple, является ли этот слух правдой. Все потому что каждый репортер, который в этой сфере работает дольше одной недели, прекрасно знает: даже если спросить про такое компанию, там ответят, что Apple подобные новости не комментирует.

Большинство журналистов скроют тот факт, что у них нет независимого подтверждения того, что они утверждают в своих заголовках. Более честные назовут имя первоисточника, другие же предусмотрительно вставят «страховочные» слова: «по словам источников», «как сообщают», «возможно», «ожидается» — или просто воткнут в конце заголовка вопросительный знак.

Большая часть заголовков в списке выше подают слух как свершившийся факт, без оговорок и вопросов. И большинству авторов лично от себя по большому счету добавить нечего. Например, Стив Ковак из Buisness Insider прямолинейно утверждает, что «Apple представит свой следующий iPhone 10 сентября», но если щелкнуть по его ссылке, выяснится, что он, как и остальные, выехал на сообщении Фрайд. Рэй Бэзил то же самое делает на iPhone Savior, равно как и Джули Клавер на MacRumors, и — к моему удивлению — Дэниел Эран Дилгер на AppleInsider.

Что до меня, то у меня нет независимого источника, так что и добавить тоже нечего.

— Филип Элмер-Девитт, Fortune.