apple_cloud

Нынешнее время определенно можно назвать «облачным» — сервисы, предоставляющие услуги удаленного хранения и синхронизации данных, расплодилось немеренно — на любой вкус, для любых потребностей и кошельков. Есть свое «облако» и у Apple — все знают об iCloud, а до этого был MobileMe, а до него… А вот о том, что было до него, мы вам сейчас и расскажем.

Развитие сети

История витания Apple в «облаках» довольно долгая, тянется еще с середины 80-х годов, почти со времени появления первых Macintosh. Для кого-то это будет удивительным, но в 80-х годах интернета в том виде, к которому мы привыкли сейчас, еще не существовало. Сеть в основном использовалась учеными, исследователями и, конечно, военными. Собственно, для военных целей она и создавалась, и строилась на средства оборонных ведомств.

Первая волна появления в сети обычных пользователей ознаменовалась продажей специальных модемов, с помощью которых эти пользователи могли соединять компьютеры с помощью телефонных линий. Общение между пользователями ограничивалось передачей небольших файлов, простыми онлайн-играми, были еще некие подобия досок объявлений — на большее тогдашней сети не хватало. В то же время, начали появляться онлайн-сервисы, такие как CompuServe и The Source, они предлагали расширенный набор услуг, позволявший привлечь новых пользователей.

Тогда же по всему миру как грибы после дождя стали появляться продавцы компьютеров, их было много, и они нуждались в поддержке. Для этого и была создана AppleLink.

AppleLink

В 1985 году, через год после появления первого Macintosh, была запущена специализированная сеть AppleLink. Служба была разработана для сотрудников и дилеров Apple и помогала решать технические и другие вопросы. Доступ к службе осуществлялся с помощью модема, использовалось сетевое оборудование General Electric. Клиенты службы могли пользоваться электронной почтой, а также доской объявлений, где задавали свои вопросы и получали ответы. Позже AppleLink стала доступной и для разработчиков программного обеспечения.

applelink

AppleLink осталась уделом небольшого количества технически подкованных пользователей, но Apple убедилась в полезности такого рода сервисов, и с помощью Quantum Computer Services стала развивать AppleLink Personal Edition, которая дебютировала в 1988 году. Правда, особого распространения сервис не получил из-за дороговизны использования (немаленькая абонентская плата плюс еще оплата почасовая).

Кстати, Quantum Computer Services, сохранив свои наработки, после разрыва с Apple применил их в другом проекте. Проект назывался America Online.

AppleLink продолжала работать вплоть до 1997 года, пока Apple волевым решением не закрыла эту службу.

eWorld

Уже упомянутая America Online (AOL) в начале 90-х годов обрела широкую популярность среди пользователей. Клиенты службы могли обмениваться сообщениями и файлами, получать доступ к онлайн-сервисам, как и в CompuServe несколькими годами ранее.

Кроме того, AOL была «дружественна» к компьютерам Mac, поэтому неудивительно, что среди клиентов службы было много владельцев этих устройств. И Apple, видя такое положение вещей, решила возобновить сотрудничество с AOL.

В 1994 году компания запустила eWorld, сервис с графическим интерфейсом, предназначенный только для Mac-пользователей. Интерфейс был построен по типу городской площади, где, кликнув по одному из зданий, пользователь получал доступ к определенному разделу. Щелкнул по бирже — открылись котировки, и так далее. eWorld основывался на решениях, примененных еще в AppleLink, поэтому программное обеспечение службы очень напоминало таковое в AOL.

eworld1

eWorld с самого начала была обречена на провал из-за катастрофической бесхозяйственности, царившей в Apple на протяжении большей части 90-х годов. Компания почти не прилагала усилий для развития службы, если не считать того, что eWorld была предустановлена на все Mac. К тому же стоимость доступа к eWorld была выше, чем к сервисам AOL.

Через пару лет стало ясно, что конкурировать с AOL eWorld не может, и в марте 1996 года служба была закрыта.

iTools

В 1997 в Apple вернулся Стив Джобс. Он руководил разработкой iMac и iBook, а в январе 2000 года на Macworld в Сан-Франциско была представлена первая операционная система OS X. Новая ОС поступила в продажу лишь через несколько месяцев, но Джобс использовал ее презентацию для анонса iTools — очередного интернет-сервиса Apple.

Itools_logo

К тому времени ситуация на онлайн-рынке сильно изменилась. Все больше пользователей получали прямой доступ к интернет, и больше не нуждались в сервисах типа AOL или CompuServe.

iTools — сервис для пользователей Mac начиная с MacOS 9, он был доступен через сайт Apple и был бесплатным. iTools предлагал услуги фильтрации контента KidSafe, предназначенного для семей с детьми, электронную почту Mac.com, iDisk, предоставлявший пользователям 20 МБ пространства для хранения файлов в интернете, конструктор для создания собственных сайтов, и размещался на серверах Apple. Впоследствии iTools расширялся, добавлялись новые услуги на основе подписки, в частности, увеличенное «дисковое пространство». В 2002 году сервис подвергся ребрендингу и продолжил работу под именем .Mac.

.Mac

.Mac расширил набор предлагаемых услуг. За $99,95 в год пользователи получали 100 МБ на iDisk, новые возможности электронной почты (в частности, IMAP-протокол), антивирусное ПО Virex и возможность резервного копирования данных на iDIsk (или на CD и DVD).

mac

После появления OS X 10.2 Jaguar, Apple добавила в .Mac возможность «расшаривания» календарей в iCal, а также сервис обмена фотографиями Slides. Сервис развивался в течение нескольких лет, после чего последовал новый ребрендинг и появился MobileMe.

MobileMe

В июне 2008 года Apple представила MobileMe — онлайн-сервис, призванный перекинуть мостик между настольными и мобильными гаджетами, между iPhone/iPod и Mac. Главным в MobileMe был push — «проталкивание» данных с сервера на устройство. К тому времени push-почта от Exchange уже завладела умами пользователей, и Apple хотела предложить свою альтернативу. Представляя MobileMe, Стив Джобс назвал его «Exchange для остальных из нас».

mobileme

Не дожидаясь, пока пользователь обновит данные вручную, MobileMe проталкивал их на устройство, таким образом данные календаря, контактов, электронной почты всегда были в актуальном состоянии.

С появлением пакета iLife Apple предложила сервис для создания полноценных веб-сайтов iWeb, предок которого появился еще в iTools. MobileMe поддерживал публикацию созданных в iWeb сайтов.

iCloud

Сервис был представлен в июне 2011 года, и после многих лет взимания платы с пользователей, был бесплатным по крайней мере в базовом варианте, с объемом 5ГБ для хранения данных. Набор услуг, перешедших в iCloud из MobileMe, был дополнен возможностью создавать резервные копии в «облаке», синхронизацией документов iWork, «Фотопотоком», и «облачными» сервисами iTunes.

110606-icloud-2

Что дальше?

Как будет развиваться «облачная» деятельность Apple — знают только в самой Apple. Но полмиллиарда долларов, вложенных в новый дата-центр в Северной Каролине — сумма немаленькая даже для самой богатой компании. Поэтому можно ожидать, что Apple и дальше будет продолжать «витать в облаках», предлагая своим пользователям все новые и новые возможности.