Шесть лет понятие SMM не сходит со страниц блогов, СМИ, социальных сетей, газет, журналов. Казалось бы, что нового можно здесь рассказать, когда все возможные темы и нюансы – «черные», «серые» и «белые» – уже рассказаны, показаны и… и тут мне в руки стараниями редакции «Лайфхакера» и российского издательства деловой литературы «Манн, Иванов и Фербер» попала книга Дамира Халилова, – и я забыл, что такого скептического хотел написать в качестве пролога к этой рецензии :)

Книгу человека, который еще в далеком 2006 году понял, что социальные сети и связанная с ними маркетинговая деятельность на ближайшие 10 лет станет настоящим клондайком идей (и денег – что уж тут скрывать), а потому создал собственное агентство цифрового маркетинга, к услугам которого за прошедшие годы прибегали десятки ТОПовых компаний из стран СНГ, – эту книгу похвалили или хотя бы нейтрально-положительно упомянули практически все блоги и онлайн-проекты, пишущие о digital в России и Украине. Настолько ли всё хорошо в «Маркетинге в социальных сетях»?

Самое главное о маркетинге в соцсетях

Первое: если вы ожидали какого-то сокрушительного «срывания покровов» и неких ноу-хау, которые помогут превратить сотни котиков и тысячи лайков в нескончаемый поток денег и сверхбыструю воронку продаж, – спешу вас разочаровать. В книге Дамира Халилова есть много простых пошаговых указаний, как настроить, создать профили и отслеживать деятельность бизнеса в соцсетях, но никаких универсальных рецептов или секретных методик нет. Даже более того: на мой взгляд (хотя я с SMM-индустрией связан всего года 3), книга «Маркетинг в социальных сетях» – это настольное руководство для новичка, который только пришел в цифровой маркетинг. В ней доступным языком и что называется «на пальцах» показано и рассказано, для чего и почему бизнесу стоит использовать аудиторию социальных сетей и связанные с этими соцсетями инструменты. Причем многие советы довольно простые, и тем, кто уже 2-3-4 года работает плотно с цифровыми проектами и онлайн-маркетингом эти рекомендации и инструкции покажутся очень простыми и смахивающими даже на привет от Капитана Очевидности :) Но это впечатление ошибочно. Простота структуры самой книги и упоминание ряда сервисов, которые не столь раскручены и популяризованы в практике Рунета, но при этом могут использоваться в сегменте малого бизнеса в первую очередь из-за своей бесплатности или сравнительно невысокой стоимости – первое, что хотелось бы отметить. И кстати, за структурированность и лаконичность – огромный плюс Дамиру: сколько уже было попыток разложить по полочкам SMM и связанные с ним инструменты и методики, но до книги Дамира Халилова в Рунете подобной четкой и однозначной структурой отличались только иностранные (и как правило – не переведенные на русский язык) сборники кейсов и практических рекомендаций.

РЕЦЕНЗИЯ: «Маркетинг в социальных сетях» – настольный учебник по SMM

Второе: книга читается действительно быстро, я ее прочел буквально за 1 выходной (потратив часов 5-6 в общей сложности). Трудно сказать, плюс это или минус; местами мне хотелось бы видеть больше детализации – но я всё время напоминал себе, что это – скорее настольное руководство для тех, кто только осваивает онлайн-маркетинг в соцсетях, а не для тех, кто уже достаточно долго работает в этой сфере. В роли «шпаргалки на каждый день» книга Халилова работает более чем отлично: набирай я завтра собственный SMM-отдел, кандидатов-студентов точно гонял бы вопросами по этой книжке :)

Третье: наконец-то в книге об SMM я не увидел ни одного иностранного бренда в качестве примера – только российские компании и кампании. Это второй очень положительный момент, отмеченный в ходе прочтения. Про кейсы Майкрософт, успех Dell и Каннских Львов Jay-Z, Adidas и кого-то там еще уже надоело читать в профильной блогосфере, пишущей о диджитале. Здесь ничего подобного нет (имеются в виду кейсы и кампании с бюджетами, условиями и спецификой брендов и аудитории, которые не характерны для стран СНГ и вряд ли когда-то будут здесь реализованы; с таким же успехом людям, которые хотят освоить ремонт малолитражки можно рассказывать об особенностях испытания и ремонта реактивных двигателей).

Очевидные «плюсы»

  • лаконичность, простота изложения, отсутствие избыточной терминологии и птичьего языка (дословного транслита английских терминов русскими буквами);
  • примеры из российской практики;
  • набор полезных инструментов для общего продвижения и мониторинга в социальных сетях;
  • отдельная глава о продвижении и коммуникации для ВКонтакте (обычно все рассказывают и показывают что-то для Фейсбука и практически ничего – для ВКонтакте, мол, там и так всё понятно);
  • развернутые рекомендации по контент-маркетингу для соцсетей (на мой взгляд, именно контент и его микроформаты в ближайшие полтора года станут решающим фактором в соцмедиа-маркетинге, и встретить хорошие советы по оформлению и структурированию / планированию контента было приятно);
  • контрольные списки действий, инструментов и компонентов стратегии для соцсетей в конце каждой главы и в финале всей книги.

Неочевидные «минусы»

  • Черно-белые скриншоты в качестве иллюстраций. После обилия цветных скриншотов в «Сначала мобильные!» и «Эмоциональном веб-дизайне» от того же МИФ черно-бело-серая гамма в «Маркетинге в социальных сетях» стала не очень приятным сюрпризом.
  • Орфографические ошибки. К сожалению, опечатки и ошибки по книге замечал. Но издание первое, так что во втором, думаю, это устранят.
  • Устарела часть информации по требованиям и параметрам Facebook к страницам и профилям (но за 2012–2013 годы эта соцсеть пережила ряд радикальных изменений, поэтому снова-таки – надежда на второе издание).
  • Отсутствие привычных страниц «Для новых мыслей» в конце книги. Книги МИФ очень ценю именно за возможность делать записи, пометки и выписки цитат или понравившихся инструментов из книги на чистых страницах в финале. Здесь, увы, этих страниц не оказалось.

Вместо вывода

«Маркетинг в социальных сетях» – первая книга о соцмедиа-маркетинге, которую я за прошедшие 4 года прочел залпом и при этом не испытывал ощущения раздражения от общих фраз, повторяющихся кейсов или скуки от банальных рекомендаций. Ее общий уровень ориентирован на новичка с опытом от 0 до 1,5 лет в онлайн-маркетинге – и всё равно есть здесь небольшие полезные подсказки, которые пригодятся и опытному специалисту по онлайн-маркетингу.

Маркетинг в социальных сетях

Кому читать обязательно?

  • Студентам, которые хотят после вуза (или еще в период учебы в нем) прийти в digital-маркетинг – чтобы понять, с чего начинается работа с новыми медиа (хотя учитывая 7-милетний срок существования этих площадок и технологий, не такие уж они и новые).
  • Собственникам и руководителям в сегменте малого и среднего бизнеса, которые хотят представить свои услуги и продукты в социальных сетях, но не знают толком, как начать, а бюджеты и объемы, которые им обычно предлагают агентства, их настораживают.
  • Журналистам онлайн-СМИ – поскольку маркетинг в интернете сейчас уже зачастую осуществляется на уровне конкретного специалиста, а не всего бренда в целом.
  • Контент-менеджерам и контент-кураторам – для развития навыков и изучения основных инструментов и компонентов соцмедиа-маркетинга.
  • Всем, кто прямо или косвенно соприкасается с маркетингом в новых медиа – чтобы не упустить что-то, что кажется элементарным и очевидным, но при этом всё равно упускается из виду.

«Маркетинг в социальных сетях», Дамир Халилов

Купить на litres.ru