10 сентября Apple представит новые модели iPhone. Выход таких продуктов — большое событие, которое сопровождается большим количеством слухов и домыслов. Да, анонсы iPhone пока не может переплюнуть ни одна другая компания — новые смартфоны от Apple все ждут с особым чувством.

iphone-5

Очевидно, что в этом году Apple поменяет свою тактику на мобильном рынке. Вместо одной модели, Apple представит две, одна из которых будет флагманской, а вторая — более бюджетной. Это попытка купертиновцев приспособиться к новыми реалиям мобильного рынка, который сильно изменился после выхода iPhone 5. И успех Apple в этом новом мобильном мире будет во многом определяться тем, насколько хорошо им удастся адаптироваться к новым условиям.

Журналист Mashable.com Сэт Фигерман попытался ответить на вопрос, каким же образом поменялся рынок смартфонов за последний год. Получилась очень интересная статья, которую мы с удовольствием перевели для вас на русский язык и которую мы рекомендуем прочитать каждому.

Усиление конкуренции, агрессивный маркетинг

За первые два-три года, когда первый iPhone вышел на рынок, Apple приходилось конкурировать самой с собой. За последние несколько лет ситуация поменялась, и качество пользовательского опыта Android по мнению многих стало превосходить таковой в iPhone.

В прошлом году не только улучшилось качество новых смартфонов-конкурентов iPhone, но и стала  более агрессивной маркетинговая политика. По некоторым оценкам, Samsung потратил более 400 миллионов долларов на продвижение своих телефонов на территории США. Кроме того, Google готова потратить полмиллиарда долларов на продвижение нового смартфона Moto X. Для сравнения, Apple потратила на те же цели 330 миллионов долларов.

«Рынок теперь куда более конкурентный», — говорит Ван Бейкер, вице-президент по исследованиям в компании Gartner. «У вас есть большой выбор брендовых телефонов с хорошими функциями и качественными операционными системами. Остается вопрос, насколько же успешными окажутся эти бренды».

Apple может найти некоторое утешение в том, что она по-прежнему является компанией №1 в США среди производителей смартфонов. Но последние данные из Nielsen и Comscore говорят о том, что разрыв между купертиновцами и Samsung стремительно сокращается. Картина становится еще более мрачной, если посмотреть на то, как менялись доли мобильных платформ на мировом рынке. Android — растет, iPhone — падает.

Снимок

«Рынок распределен между Apple и Samsung в Северной Америке, и между Apple и другими крупными производителями в других регионах мира. Именно там для Apple есть большой потенциал роста», — говорит Бейкер.

Сдвиг в сторону больших телефонов

Даже до того, как Apple в прошлом году выпустила iPhone 5, было много разговоров о том, повлияет ли на купертиновцев увеличивающееся на рынке число так называемых «фаблетов». Конечно же, Apple так и сделала, выпустив 4-дюймовый смартфон, но последние тенденции показывают, что такого экрана потребителям уже недостаточно.

Более половины всех проданных во втором квартале этого года на территории США Android-смартфонов имели экран 4,5 и более дюймов. При этом, в прошлом году таковых на рынке было всего 12%. Для Samsung этот процент еще выше.

Screen-Shot-2013-08-21-at-5.42.40-PM

«Общее настроение раньше было таким — эти смартфоны слишком большие и неуклюжие, а сейчас очень много людей хотят их», — комментирует ситуацию Чарльз Голвин, главный аналитик Forrester Research. «Я бы не сказал, что размер экрана iPhone это его ахиллесова пята, но можно точно сказать, что потребители голодны до больших дисплеев».

Во время одного из своих выступлений в этом году, Тим Кук говорил о многочисленных «компромиссах», связанных с производством смартфонов, на которые пошла Apple. «Мы не поставили бы большой дисплей, если бы этих компромиссов не существовало», — говорил Кук.

Голвин отмечает, что никогда не принимает сказанное Apple за чистую монету, так как купертиновцы имеют репутацию  компании с «другой реальностью».

Насыщенный сегмент дорогих телефонов

Кук считает, что рынок дорогих телефонов приближается к своему насыщению, но не все аналитики с ним согласны.

В одном из последних исследований Citi сообщается, что на развитых рынках уровень проникновения смартфонов достигает 80%. Эти данные подтверждает и компания Forrester.

«Когда премиум-сегмент насыщается, то вы получаете рынок, в котором главную роль играет цена», — продолжает Голвин. «Кроме того, появляется высокий спрос на такие вещи, как персонализация гаджета».

Эти изменения повлияли не только на Apple, но и на всех производителей смартфонов. Самый яркий тому пример — Moto X, в котором покупатели можете настроить внешний вид устройства.

«Я сомневаюсь, что Apple пойдет на такой же радикальный эксперимент, что и Moto X, но я уверен, что мы увидим нечто большее, чем просто черно-белые цвета корпусов», — говорит Голвин, явно намекая на появление iPhone золотого цвета.

Замедление роста в Китае

Тим Кук заявил, что Китай, в конечном счете, станет крупнейшим рынком для Apple и компания предприняла шаги, чтобы усилить свое присутствие на рынке Поднебесной. Так, открывались новые розничные магазины, внедрялись специальные «китайские» функции в iOS и OS X. Но что-то пошло не так.

В третьем квартале, доходы Apple от китайского рынка упали на 14% по сравнению с прошлым годом и на 43% по сравнению с предыдущим кварталом. Тим Кук признавался, что до конца не понимает, почему это произошло.

Снимок

Некоторые аналитики считают, что доля Apple в Китае сократилась почти вдвое потому, что китайские потребители тяготеют к более дешевым телефонам местных компаний.

«Я действительно считаю, что Apple сосредоточилась на китайском рынке из-за ухудшения своих позиций там», — говорит Бейкер. Как и другие аналитики он считает, что выпуск дешевой модели iPhone 5C поможет Apple стимулировать спрос в Китае. «Это стало вероятным во многом благодаря ситуации в Китае».

***

Вот так, по мнению Фигермана, поменялся мир смартфонов с момента выхода iPhone 5. Мне кажется, что его оценка достаточно точна и объективна и хорошо отражает сложившуюся ситуацию на мобильном рынке. Он стал сложнее и Apple придется хорошенько напрячься, чтобы сохранить свои позиции.

Как вы считаете, какое будущее ждет Apple на мобильном рынке? Смогут ли в Купертино откорректировать свою стратегию и занять свое достойное положение в новой обстановке? Оставляйте свои мнения в комменатриях.