В ходе встречи предпринимателей и инвесторов, в которой участвовали и такие знаковые личности, как Бен Хоровиц, Мэтт Коулер и Джастин Розенштайн. Развернулась дискуссия о том, каким будет будущее предпринимательства в Кремниевой Долины. В том числе, прозвучали и различные мысли о том, кому стоит (или не стоит) становиться предпринимателем в ИТ-сфере. Если вы хоть раз обдумывали идею создания и развития своего стартапа, – советуем вам почитать этот пост.

Начнем с того, что вам, вполне возможно, и нет необходимости пускаться по волнам предпринимательства и запускать собственный стартап. Уже сейчас в экосистеме Кремниевой Долины рынок перегрет: стартапов и предпринимателей уже слишком много. Да, многие думают, что нужно больше стартапов; но венчурные инвесторы и опытные бизнесмены считают иначе. И та, и другая точка зрения – это некая крайность (и та же крайность пропагандируется через медиа, так что неудивительно, что не все могут сразу понять, есть ли у них острая жизненная необходимость становиться предпринимателем).

Первая причина, чтобы всё-таки начать собственное дело и запустить свой ИТ-проект, – это ваша безграничная увлеченность делом и идеей, которую вы хотите положить в основу его: вы видите, что свою идею воплотить можно только с началом собственного дела и путем основания собственной компании (пусть даже из нескольких человек). Страсть и увлеченность идеей и делом – факторы, которые важнее, чем опыт: предпринимательство – это тяжкий труд, связанный с необходимостью постоянно бороться с вызовами и трудностями, которые вам будет подбрасывать жизнь.

Поверить в себя и начать дело надо, лишь убедившись, что вы обладаете достаточными минимальными знаниями и ресурсами для запуска. Лучше всего (и для вас, и для окружающих) – если проект запускает уже существующая команда, которой нет необходимости срабатываться долгое время. Да, не все смогут вложить сразу все свои знания и опыт; не все способны оптимизировать свои затраты ресурсов и времени – но большинство всё же могут реализовать такой подход, а значит, подходить к началу нового дела надо именно с такой точки зрения.

Если вы не стремитесь максимизировать свой вклад в общее дело, резонным будет предположить, что вы оптимизируете жизненное пространство и свои личные предпочтения. Кстати, свобода выбора своего способа жизни и стремление к максимально гибкому графику и стилю работы – тоже достаточная причина, чтобы попробовать себя на ниве предпринимательства.

Даже желание работать только над одной конкретной проблемой или только с определенными людьми – достаточный стимул для предпринимательской деятельности. Возможно, запуск собственной компании даст вам полноту самореализации: вместо того, чтобы тратить свое время на поиски компании, которая бы вам подошла, может, просто создать собственную, где вас всё устраивает?

Eсли вы решили стать предпринимателем, есть и Темная Сторона. Вот что не должно служить мотивом для начала собственного предпринимательского пути: желание стать самому себе начальником в большой компании. СЕО Evernote Фил Либин (Phil Libin) хорошо сформулировал отрицательную сторону этого стремления:

Люди поддаются стереотипу о СЕО компании: мол, это – человек на верхушке деловой пирамиды, который раздает всем приказы. И некоторых этот стереотип мотивирует; но на самом деле всё выглядит иначе.

Вот как это происходит в реальной жизни: не вы всем начальник – все вокруг вам указывают, что делать: ваши подчиненные, клиенты, партнеры, пользователи, СМИ – они и есть ваш босс. До того, как я стал СЕО, у меня не было никогда столько людей, перед которыми мне надо было бы отчитываться.

Жизнь большинства СЕО – это необходимость отчитываться всем вокруг; по крайней мере, именно так живут большинство СЕО, которыя я знаю. Если вы любите командовать и наслаждаетесь властью над людьми, ступайте в армию или становитесь политиком. Но только не становитесь предпринимателем для этого.

Предпринимательство и руководство собственной компанией звучат как места класса люкс. СМИ превратили в настоящих идолов многих предпринимателей, но это – лишь цветастый нарратив, не более того. В реальности за успешными историями больших боссов стоят многие годы работы, о которой вы и понятия не имеете, даже если тоже движетесь в правильно выбранном направлении.

Становясь предпринимателем, вы уверены, что талантливы, и что талант – это единственное, что поможет вам максимизировать финансовую отдачу от своего начинания. Еще одно заблуждение. В реальности даже какой-то 100-й по счету разработчик в Facebook в год получает больше денег, чем 99% предпринимателей в Кремниевой Долине. Если у вас такой крутой талант, то вы можете легко определить компанию с большим потенциалом роста и сравнительно низкими рисками, – а затем получить от них щедрую компенсацию, устроившись к ним на работу.

Если годы покажут, что вы ошиблись в своей оценке происходящего, вы всегда можете попробовать снова. За 2-3 попытки вы получите существенные деньги за свои труды и при этом сделаете значительный вклад в ценные и важные свершения, способные повлиять на жизнь планеты. Если же вы решили запустить новый Гугл или второй Фейсбук – у вас скорее всего вообще ничего не выйдет, вы провалитесь и будете долгие годы довольствоваться намного меньшими суммами заработка. Времени что на успех, что на провал уходит достаточно много, так что не затягивайте с выбором :у вас всего несколько попыток.

Да, есть корпорации, в которых к сотрудникам относятся как в ужасном мультфильме, но есть, знаете ли, и неплохие компании. работайте в одной из таких компаний или работайте на самого себя; но только ни за что на свете не оставайтесь там, где под конец рабочего дня из вас душу выматывают.

Да, такая позиция звучит эгоистично. Но лучшие предприниматели основывают лучшие проекты (или в крайнем случае – становятся лучшими сотрудниками в хороших компаниях). За предпринимательством всегда помимо личной выгоды есть еще и макро-эффект от реализации таланта за пределами узких рамок (как существует и микро-эффект от нереализованных возможностей и умений). Стать предпринимателем стоит лишь в том случае, если вы уверены в том, что стремитесь к этому макро-эффекту.

(via)