Хороним?

Слухи о том, что Apple уже приняла решение снять классические Айподы с производства, если верить источникам самих слухов, основаны на фактах. Цифры не врут, подтверждает автор «Арстехники» Джеки Чен, однако на вопрос «Когда?» каждый отвечает по-своему.

* * *

В октябре iPod classic будет праздновать свой 12-й день рождения, и все двенадцать лет дела у него шли очень хорошо. Он стал одной из двух идей, которые вывели Apple из крутого пике, и Айпод по-прежнему остается одним из знаковых продуктов компании.

Впрочем, это не значит, что Айпод хорошо продается — по крайней мере, если сравнивать с показателями более современных моделей «яблочных» плееров. Через десять лет после анонса первого iPod, объемы продаж всей линейки Айподов (включая и iPod touch) значительно упали. Собственно, падение началось в середине 2009-го, и с тех пор, если не считать всплесков в сезоны праздничных покупок, отрицательная динамика сохраняется.

Динамика роста прироста по всем основным продуктам Apple

Не пора ли для Apple определить момент ухода для одного из старейших дизайнов iPod, который покупают совсем в небольших количествах? Готов поспорить, что пора. Хотя, конечно, если вас зовут не Тим Д. Кук, вы вряд ли знаете точный ответ на мой вопрос. Я всю жизнь наблюдаю за Apple, поэтому полагаю, что типичная продуктовая стратегия Apple — вкупе с изменениями в дизайне, необходимость в которых уже назревает — включает в себя отправку на удобрение давно «переспевшие» модели iPod.

Еще в 2011 году я поднимал вопрос об отправке iPod classic на заслуженный отдых. Понятно, что тогда ничего не произошло: очевидно, в 2011 году Apple была не готова пойти на такой шаг, да и сейчас наверняка найдет повод снова отложить это решение. В этом недостаток предположений: они всегда могут оказаться ошибочными. Однако десятилетия наблюдений за поведением Apple, а также многочисленные интервью с нынешними и бывшими сотрудниками компании, наводят меня на мысли, что мы ве-таки станем свидетелями ухода Айподов, и произойдет это раньше, чем можно подумать.

Почему (некоторые) Айподы должны уйти уже сейчас

Как раз результаты прошлого фискального квартала Apple и стали причиной, по которой эта тема вновь всплыла на поверхность. В третьем квартале 2013-го компания продала 4,57 млн Айподов — на 2,18 млн устройств меньше, в сравнении с тем же кварталом прошлого года. Тенденция от года к году сохраняется. В III квартале 2012-го было продано 6,75 млн Айподов, в III квартале 2011-го — 7,54 млн, в III квартале 2010-го — 9,41 млн.

Единственный период, когда продажи шли еще хуже — это четвертый финансовый квартал, но здесь понятно: люди уже ждут новые модели, которые предположительно должны появиться накануне сезона праздничных покупок. Думаю, что в середине сентября Apple отчитается о продаже примерно 4 млн плееров. А поскольку компания постоянно подчеркивает, что iPod touch составляет половину всех продаж Айподов, можно предположить, что в следующем финансовом квартале iPod classic, iPod nano и iPod shuffle вместе взятых будет продано около 2 млн устройств. Если гипотетически представить только iPod classic — разумеется, реально это не получится, поскольку Apple никогда не разбивает показатели линейки на отдельные продукты — число наверняка получится гораздо меньше.

Неважно, с какого угла смотреть, четвертый квартал 2013 года покажет самый низкий объем продаж Айподов с момента появления Айфона. А «Ябблу» не свойственно долго удерживать на плаву устаревшие продукты — если тенденции очевидно меняются, Apple предпочитает оставаться впереди этих тенденций (яркий пример — как убрали флоппи-дисководы из первых Аймаков, когда эта технология была еще весьма популярной). А в последние годы и Стив Джобс, и Тим Кук спокойно относились к тому, как более новые продукты компании поглощали долю продаж более старых (отличный пример — iOS-устройства). И вот вопрос: в какой точке продажи окажутся настолько низкими, что затраты на производства iPod classic превысят выручку?

Есть еще один фактор, который также следует принять во внимание. Apple достаточно агрессивно переводит все свои мобильные устройства на разъем Lightning, заменивший 30-контактный разъем, использовавшийся в Айподах с 2003 года. В 2012 году компания даже пересмотрела график выпуска Айпадов, когда объявила о выходе четвертого поколения iPad и iPad mini с Lightning-коннекторами. Очень похоже на то, что Apple спешно переводит на Lightning только перспективные продукты, однако в модели с низким уровнем продаж, такие как iPod classic, попросту невыгодно вносить подобные изменения.

Почему любой iPod должен остаться… пока

Конечно, это всего лишь теория, которая остается теорией. Проблема в том, что она может оказаться ошибочной, если всплывут факты, пока известные только Apple. Такой же результат может получиться, как с предсказаниями о скором выходе «яблочного» телевизора.

Причиной, по которой и в этом году Apple может оставить любой из «старых» Айподов, может оказаться то, что эти устройства по-прежнему приносят доход. Небольшой доход, но спрос на эти устройства все еще есть. Все-таки сейчас мы живем в пост-джобсовскую эру, и у Тима Кука попросту может еще не сложиться картина его продуктовой стратегии. Если так, утверждения об исторически сложившемся поведении компании в данном случае могут оказаться неприменимы, если продукт все еще приносит хоть какой-то доход.

Еще один пример того, где приведенные числа не срабатывают, — Мак. Несмотря на снижение спроса на Айподы, в абсолютных показателях «яблочных» плееров все равно продается больше, чем Маков каждый квартал. В прошлом квартале было продано 3,8 млн Макинтошей, и хотя Apple постоянно подчеркивает свое серьезное отношение к компьютерной части своего бизнеса, кривая объемов продаж Маков либо плоская, либо слегка клонится в минус.

Динамика роста прироста Айподов и Маков

В обозримом будущем Apple продолжит работу над линейкой Mac, несмотря на более «низкие» объемы продаж, в сравнении с iOS-устройствами. Целый спектр моделей Маков регулярно обновляется, получая новые процессоры, порты, дисплеи, Wi-Fi и даже внешний дизайн. Да, скорее всего Apple зарабатывает больше на каждом Маке, чем на каждом классическом Айподе, но компания ясно показала, что она склонна сохранять продукты даже при низком объеме продаж, имея на то другие причины (привет, Мак Про!). Так что если у компании есть свои причины сохранить Айподы, она это сделает.

Когда это случится?

Когда Apple отправит на покой какой-нибудь из своих старых Айподов, в этом году, в следующем или через год, — остается только гадать. Скорее всего iPod classic и iPod shuffle продержатся еще достаточно долго, поскольку они во многом напоминают нынешние iPod nano (только менее функциональные). Правда, кто-то может возразить, мол, это iPod nano похож на «шаффл» — только чуть больше функций. :)

В любом случае я все равно уверен, что дни «не-айосных» Айподов сочтены. Не удивлюсь, если в этом году с дистанции снимут самые неприбыльные девайсы, хотя Apple вполне еще может их «подкармливать» в течение следующих нескольких лет. Конечно, каждый раз, когда я поднимаю эту тему, мне на почту присылают письма меломаны, рассказывающие, как они забивают под завязку свои 160-гиговые Айподы. Мой ответ для них один и тот же: «Рад за вас». Но может быть, в этот раз стоит позаботиться о резервировании данных на «классиках». Ведь не будут же они существовать вечно.

Джеки Чен, ArsTechnika.