To-do-листы очень полезны. Они помогают рационально распоряжаться своим временем, ничего не забывать и добиваться бОльших успехов в профессиональной и личной сфере.

Но многие убеждены: все эти списки дел – пустая трата времени, они не работают.

Давайте попробуем разобраться, откуда берутся такие суждения и почему to-do-листы не всегда эффективны.

Можно выделить, по крайней мере, 5 причин.

1. Структурная прокрастинация

Прокрастинаторы – люди, откладывающие дела на потом. Но не все прокрастинаторы бездельники. Есть те, кто делают, что угодно, лишь бы не делать действительно важного.

Их списки дел, как правило, очень длинные, и нередко в них соседствуют такие задачи, как «написать статью» и «поточить карандаш», «составить бизнес-план» и «вынести мусор». Отгадайте, за что охотнее они берутся?

Такой подход профессор философии Стэнфордского университета Джон Пери называет «структурной прокрастинацией» (Structured Procrastination). Человек ставит галочки и вроде бы получает удовлетворение, но на самом деле его to-do-система не работает, так как он не движется вперед в решение действительно важных проблем.

2. Парадокс выбора

Шина Айенгар (Sheena Iyengar) изучает проблемы, связанные с выбором: как и почему человек делает тот или иной выбор. В одном из своих исследований она установила, что мозг человека в состоянии воспринимать только 7 вариантов выбора.

Когда в списке задач на день 58 пунктов, человек нередко впадает в ступор – за что браться и браться ли вообще? Если хотите, чтобы ваш to-do-лист работал, попробуйте включать в него не более 7 задач на каждый день.

3. Гибкая приоритетность

«Первостепенно», «срочно», «подождет» – почти все to-do-методики учат маркировать задачи подобными грифами. Это, безусловно, правильно. Но есть одно «НО».

Некоторые люди так щепетильно относятся к сортировке задач по приоритетности, что забывают о том, что «подождет» в одно мгновение может стать «первостепенным». Приведем пример.

Вы запланировали две очень важные встречи, а также посещение СТО (вечером, если хватит время). Но по пути на переговоры машина сломалась. Итог: вы весь день проторчали в сервисе, не попали ни на одну из встреч и разочаровались в to-do-планировании.

Помните: приоритетность задач может меняться. И это вовсе не означает, что to-do-списки не работают.

4. Бесконечность дел

Как уже было сказано, человеку трудно выбрать из более 7 дел, но это не единственная причина, почему не стоит вести один нескончаемый to-do-лист.

Когда человек видит огромный список из новых и новых задач, у него складывается впечатление, что дела бесконечны. Рутина начинает давить, появляются упаднические мысли, которые, в свою очередь, приводят к нежеланию вообще что-либо делать.

Чтобы этого не случилось, ведите несколько списков дел. Например, ежедневный to-do-лист, to-do на месяц, to-do под названием «Работа» или «Ремонт». Структурируйте свои дела и тогда вам будет проще следовать намеченному плану.

5. Намерения, а не обязательства

Но, пожалуй, главная причина, почему to-do-списки не работают – это вы сами. Многие не правильно понимают философию этой методики, записывая и нумеруя не свои обязательства, а лишь намерения, абстрактные желания что-либо сделать.

Если вы относитесь к пунктам в своем списке задач как к намерениям и не берете на себя ответственность за их выполнение, to-do никогда не будет работать для вас.

Ведете ли вы to-do-лист? Что можете посоветовать тем, кто считает, что списки не работают?