Важнейшая часть любого бизнеса – команда. Любой бизнесмен знает наизусть эту уже приевшуюся аксиому. Но, как это часто бывает, особенно в реалиях нашей страны, именно на вопросе «Как собрать классную команду?» бизнесмен и «срезается», с треском заваливая экзамен на тему «Как создать успешный проект при помощи классной команды».

Это особенно актуально, если речь заходит о новом, модном сейчас формате StartUp.  Вот мой рецепт HR менеджмента, отчасти на примере моего «молодого проекта» RevolverLab.com.

О том, как формировать коллектив на начальном этапе

На начальном этапе найти лучших из лучших в своей сфере будет непросто, и порой вовсе не нужно – им будет просто «тесно» у вас. Поэтому ищите людей самых разных качеств, «смешайте» универсалов со специалистами, поощряйте дружеское соревнование — и увидите, как скоро появятся свежие идеи.

Удачный поиск начинается с правильно составленных требований:

1.   Набор профессиональных навыков.

2.   Стаж и тип компании, в которых работал предполагаемый кандидат.

3.   Человеческие качества.

По-настоящему важно чётко себе представлять, что должен уметь ваш будущий коллега. Часто сталкиваюсь с ситуацией, когда, к примеру, под поисками финансиста на самом деле подразумевалась попытка найти ответственного человека с годовым опытом работы в бухгалтерии и со знанием 1С. Это кардинально меняет требования к поиску и в два раза снижает ожидания кандидатов по оплате.

О том, что на работе нужно работать, а не дружить или Про два сапога на левую ногу

Прочитав в книгах (умных и не очень), что на начальном этапе команда должна быть чуть ли ни семьёй, а не просто коллективом, бизнесмен решает: все должны понимать друг друга с полувзгляда и полуслова. И, бессознательно (или осознанно) выбирает тех, кто симпатичен ему. А симпатичны нам те, кто похож на нас: имеет схожие взгляды на жизнь, цели и вкусы.

Что получится в итоге? Скорее всего, такой штат сотрудников будет иметь большие шансы стать лучшими друзьями и то до поры до времени. Но не наладить эффективную работу.

Одинаковые установки закончатся тем, что одна часть работы будет всегда на высоте, а другая — безбожно отставать. И некому будет закрывать эти дыры. Поэтому не бойтесь брать в команду разных по личностному типу людей. Одним нравится заниматься всем и понемногу, другим — скрупулёзно выполнять одну конкретную задачу. Одни фонтанируют креативными идеями, вторые умеют их воплощать. Одни любят планировать, вторые — импровизировать. Стремитесь к тому, чтобы члены одной команды дополняли друг друга, но не повторяли.

И не бойтесь пресловутого непонимания. Конструктивный конфликт, который работает на результат, — это жизненно необходимая часть бизнеса. Разноплановые личности сумеют стать если не закадычными друзьями, то, как минимум, хорошими приятелями. Без ущерба рабочему процессу.

О том, где и как искать будущих коллег

Вопрос в настоящий момент решается достаточно просто — в интернете. Но нельзя и упускать возможность найти нужного человека через рекрутинговые агентства. Если вам нужен профессионал с опытом, поиск через такого посредника сэкономит вам кучу времени. Тем более, если наладить хорошие отношения с кем-то из компаний-рекрутеров, можно начать работать, открывая вакансии без предоплаты, а значит получить бОльшую выборку кандидатов.

Логично будет нанять того, кто уже имел дело со стартапами. Даже если его проект провалился, он уже прошёл хорошую школу и знает, как делать НЕ надо.

Ищите специалистов, которые уже заняты в больших проектах. Возможно, сразу переманить нужного человека не получится, да это и не всегда нужно делать. Предложите ему выступить консультантом для вашего проекта или  работать по совместительству. Как результат, вы оперативно получите всю необходимую информацию. А профи поймёт вашу рабочую атмосферу и цели, и, что не исключено, сделает выбор в вашу пользу. При этом ваши расходы на зарплатную часть проекта будут расти постепенно и станут более управляемыми. Мы в RevolverLab.com этим активно пользуемся.

О том, где и почему их искать не нужно

Я часто прошу руководителей, которые озадачены поиском нового сотрудника, составить некий усреднённый стандартный «План дня» такого человека. Это помогает им чётко смоделировать обязанности будущего подчинённого. Не исключено, что после нескольких попыток составить план, руководитель просто отказывался от идеи брать кого-то в штат, а перераспределял обязанности между другими работниками отдела или брал человека на «удаленку».

Ваших надежд найти будущего коллегу, скорее всего, не оправдают университеты. Они не заточены на выпуск специалистов. Фабричная модель обучения в нашей стране, к сожалению, ещё не до конца себя изжила. У нас учат (если учат) пунктуальности, послушанию и выполнению однообразной механической работы. Отсюда и это желание трудиться «до 18-00 с обязательным (!) перерывом на ланч».

О мотивации и планировании

Ищите для своей команды примеры для подражания. Мало кто действительно это делает, хотя стремление подражать – сильнейший стимул. За ним следует логическое продолжение – стремление превзойти.

Но с другой стороны, надо чётко понимать, что, помимо заоблачных целей, у команды должна быть и земля под ногами, потому как задачи, сроки, проекты, бюджеты никто не отменял и не отменит.

Нашей команде помогает система ежедневного планирования и отчётности. Ежедневно в 10 часов мы собираем планы со всеми проектами, над которыми каждый из нас работает, и пересылаем их модератору. Он, в свою очередь, собирает их в единый список и следит за их полнотой и приоритетностью.

В планах обязательна привязка ко времени и к итогу, максимально ориентированных на результат.  К примеру, если стоит задача уделить время продаже рекламного спецпроекта к празднованию Нового года, то в плане она будет иметь несколько решений:

1. Обзвонить пять компаний с предложением рекламного спецпроекта к Новому году.

2. Найти минимум три компании из числа вендеров и интернет-магазинов Украины, которые будут заинтересованы провести с нами рекламный спецпроект к празднованию Нового года.

P.S.

Элвин Тоффлер, один из авторов концепции постиндустриального общества, однажды сказал: «В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться».

Можно расти экстенсивно или интенсивно, но главное — не останавливаться. Ваша команда должна уметь лавировать, без сожаления отбрасывать старые методы и в режиме нон-стоп обучаться новым. То, что работало год назад, уже через год работать не будет. Это новые правила игры – просто другое общество.

P.P.S. Если у вас возникнут вопросы, пишите мне на e-mail: revolverlab@revolverlab.com и в Твиттер: @VlaRevolver.