Снимок экрана 2013-11-07 в 20.25.35

С тех пор, как Тим Кук вступил в должность CEO Apple, все его действия были довольно осторожными. Хотя крупных ошибок он не допускал, в то же время он не направил компанию ни в одно по-настоящему новое русло.  Стиль управления нынешнего главы можно охактеризовать пословицей «Тише едешь — дальше будешь». Приняв бразды правления у Стива Джобса в августе 2011, Кук проявляет консервативность и осторожность в руководстве компанией. Никакого авантюризма, очень мало смелых решений и размеренный, постепенный подход к реализии продуктов. Но прежде всего, Кук избегал больших рисков.

* * *

Под его руководством, компания не вышла ни на один новый рынок. Единственное радикальное обновление линейки устройств — это Mac Pro, на который приходится всего лишь 4% от общего количества продаж. Наиболее агрессивные продукты, которые были представлены во время его руководства — это Siri, Карты и Touch ID — и они дали весьма противоречивые результаты. Карты были выпущены недоработаными и это была катастрофа. Во время запуска Siri привлекла к себе большое внимание, но позже ее опередил Google Now. Пока еще рано говорить, но возможно Touch ID будет самой удачной фичей, представленной под руководством Кука. Это тот случай (характерный для Apple), когда они берут какую-то зарождающуюся технологию, доводят ее до совершенства, шлифуют детали и популяризируют для широких масс.

Самый смелый поступок Тима Кука за весь двухлетний срок его правления — это увольнение Скотта Форсталла, одного из наиболее талантливых исполнителей. И это великое знамение. Всем известен тяжелый характер Скотта и то, как сложно было с ним работать. Но в тоже время, он был одним из самых талантливых и креативных лидеров Apple. По слухам, он был одним из будущих кандидатов на пост главы компании, поэтому его увольнение определенно смахивает на устранение конкурента.

После смерти Джобса в 2011, говорили что Apple может оставаться на плаву и удерживать лидирующие позиции за счет своей текущей линейки устройств, просто обновляя ее и делая пользователей счастливее. Очевидно, что это преувеличение, но на самом деле, мировой рынок смартфонов и планшетов перераспределился и начал расти, именно благодаря Apple. Например, исследовательская компания  Gartner предполагает рост продаж планшетов со 116 млн. в 2012 году, до 467 млн. к 2017 году (увеличение на 350 млн.) и смартфонов с 1,7 млрд. в 2012 году, до 2,1 млрд. к 2017 году (увеличение на 400 млн.). Тогда как продажи персональных компьютеров снизятся с 341 млн. в 2012 году, до 271 млн. к 2017 году.

Apple имеет преимущество, как самый влиятельный бренд и является наиболее прибыльным производителем мобильных устройств. А если она продолжит удерживать сегмент премиум устройств, ее продажи возрастут, за счет мирового увеличения продаж мобильных устройств. Однако, это уже будет другая Apple, не такая агрессивная, как в последние 5-10 лет.

Возможно это имеет смысл, учитывая текущие позиции Apple, как наиболее ценной и технологичной компании в мире. Но это также вызывает неприятные ассоциации, с тем периодом, когда Стив Джобс впервые покинул Apple в сентябре 1985 года.

В своем интервью 1995 года, Стив сказал: «Когда я вышел за дверь Apple, мы опережали всех производителей в нашей отрасли на 10 лет. Macintosh был на 10 лет впереди. Мы наблюдали за Microsoft, как у них ушло 10 лет на то, чтобы догнать нас. А причина, по которой им это удалось, это то, что Apple стояла на месте».

Прежде всего, это была эра Джона Скалли, когда Apple уделяла намного больше внимания маркетингу и бизнес-процессам, чем инновациям и развитию своих продуктов. Об этом часто забывают, но годовые продажи в эпоху Скалли выросли с 800 млн. долларов, до 8 млрд. Феноменальное десятикратное увеличение продаж стало возможным, как раз таки благодаря естественному росту мирового рынка ПК, с 30 млн. в 1985 году, до 235 млн. в 1995 году.

Мало кто будет спорить, что Apple «стоит на месте» в эпоху Кука и до сих пор она имеет больше сходства с эпохой Скалли, чем с 15-летним периодом инноваций, после второго возвращения Стива в Купертино.

В 2014 году Apple нужно быть более агрессивной и есть все признаки, что так оно и будет. В апреле Кук заинтриговал нас заявлением, что компания работает над совершенно новыми категориями продуктов, в мае он намекнул, что компания заинтересована в «носимых» технологиях.  Три наиболее ожидаемых продукта от Apple — это «умные часы», HDTV и фаблет (который может быть продолжением текущей линейки устройств). Теперь, когда прошел последний в этом году ивент и ни один из этих продуктов не был показан, есть большая вероятность, что они будут представлены следующем году. Который будет великим для Apple, даже если они покажут нам всего два из этих трех устройств.

Политика развития Apple в эпоху Кука говорит о том, что не стоит ожидать рискованных действий. Сейчас компания удерживает долю рынка, которую завоевала за последние десять лет. Чтобы сравняться со Скалли, Куку все-таки придется принимать стратегические риски и выходить Apple на новые рынки, а не просто пожинать урожай с раскрученных iPhone и  iPad. Через год мы будем иметь еще более четкое представление о характере эпохи Кука.

via