ipad_600_resized_width_6bb9a96035b3c81cfc5e332aac09aef0_500_q95

Секрет успеха iPad или как Стив Джобс создал первый успешный планшет в истории (Часть 1. Часть 2)

Сегодня, мы публикуем заключительную часть статьи Фреда Вогельштейна для Wired Magazine. Его книга ‘Dogfight: How Apple and Google Went to War and Started a Revolution‘ вышла на этой неделе. В этой статье Вогельштейн рассказал самое интересное из истории о том, как Стив Джобс и его команда создали устройство, которое раз и навсегда изменило мир высоких технологий и оставило конкурентов далеко позади — iPad. Как же им это удалось?

Путешествие к центру мобильной вселенной

В отличии от iPhone, который был разработан гораздо быстрее чем был должен, путешествие iPad по рукам инженеров, дизайнеров и программистов было очень долгим. Джобс даже говорил своему биографу Уолтеру Айзексону, что разработки начались в далеком 2002 году.

Как ни странно, работа, которая кажется технически самой сложной — создание сенсорного дисплея мультитач, которым сегодня оснащен каждый планшет и смартфон — была сделана раньше всех. В то время как, остальные, довольно простые детали дались с гораздо большим трудом.

Одним из тех, кто сделал большой вклад в создание дисплея, был Джош Стриксон, создавший достаточно сырой, но все таки работающтй мультитач дисплей для своей кандидатской диссертации. К 2003 году он, совместно со Стивом Хотеллингом и Брайаном Хаппи (оба до сих пор работают в Apple), создал гораздо более продвинутую версию технологии, чтобы продемонстрировать ее Тони Фаделлу (на сегодняшний момент работающему в Nest) и получить от Apple финансирование в размере 2-х миллионов долларов, а также право создать команду, в последствии известную как Q79.

Q79 удалось превратить схемную плату, способную реагировать на прикосновения пальца в чип, который мог бы поместиться в планшет. Демонстрация прошла успешно. Команда также показала виртуальную клавиатуру, масштабирование при помощи двух пальцев и другие функции, сохраненные в технологии и по сей день. Фаделлу ничего не оставалось, кроме как дать добро.

Проблема была в том, что аппаратное обеспечение не могло справиться с такой нагрузкой. Существовавшие в тот момент процессоры были недостаточно сильны, чтобы работать с тем программным обеспечение, которое заинтересовало бы пользователей. Планшету нужен был жесткий диск, но занимающий мало места, так как флэш-память все еще была слишком дорогой, чтобы использоваться в нужных для планшета объемах. Это не позволяло создать машину легче, дешевле и лучше оснащенную, чем ноутбуки того времени.

Apple отложило проект до того момента, когда Джобс решил возродить его, чтобы создать iPhone. Только после выхода в 2007 году iPhone, Джобс всерьез задумался о планшетах.

iPad был бы невозможен без iPhone. Он был бы слишком дорог в производстве и вряд ли продавался бы за 500$, а без всего контента, существовавшего в App Store после появления iPhone, люди попросту не знали бы, что с ним делать.

К 2009 году технологии наконец-то созрели: процессоры стали достаточно мощными, батареи — емкими и компактными. Мультитач получил популярность и доказал свою функциональность на iPhone, таким образом набор текста на экранной клавиатуре перестал казаться неудобным и непривычным. И, продав огромное количество iPhone, Apple могла позволить себе продавать iPad по приемлемым ценам.

Вопрос, который так и остался без ответа, касается момента, когда Джобс вернулся в Apple после операции по пересадке печени летом 2009 года. К какой категории устройств будет относиться iPad. Будет ли он просто iPhone с большим экраном, или получит ПО, которое сделает его функции кардинально другими? Изначально, Джобс воспринимал его как увеличенный iPhone. Знакомый Джобса утверждает, что тот считал его исключительно игрушкой, заманивающей потребителей внешним видом, на нем даже не предполагалась возможность редактирования документов или таблиц. И он с недоверием относился к возможности того, что iPad станет просто электронной книгой вроде Kindle, вышедшей за 2 года до этого. Джобс считал, что люди читают все меньше и меньше, а те, кто любит читать всегда предпочтут настоящую книгу электронной.

Эдди Кью, глава iTunes, и Фил Шиллер, директор глобального маркетинга Apple, были одними из тех, кто заставил Джобса изменить свое мнение. Шиллер доказал Джобсу, что если людям понадобится открыть и редактировать полученный по e-mail документ на iPad — у них должна быть такая возможность. Кью, в свою очередь, повлиял на Джобса в вопросе электронных книг. Kindle набрал гораздо большую популярность, чем они ожидали. Люди скачивали электронные книги в огромных количествах.

Кью говорил следующее: “Когда у меня появился шанс впервые прикоснуться к iPad, я сразу понял, что у нас есть возможность создать электронную книгу, какой рынок еще не видел. Тогда я пошел к Стиву и объяснил ему, почему iPad может стать прекрасной электронной книгой… и, знаете, спустя некоторое время время после той долгой беседы, он зашел ко мне и сказал: “Пожалуй, ты прав”. Тогда он тоже начал раздумывать на тем, как сделать iPad удобным для чтения и покупки книг”

По словам Кью, “загибающиеся” страницы в приложении iBook — это идея Джобса. Также, ему принадлежит идея давать в подарок каждому скачавшему iBook книгу о Винне Пухе. Он считал, что она отлично подходит, чтобы продемонстрировать возможности iBooks: “В ней прекрасные яркие иллюстрации, которых еще никогда не было в электронных книгах” — объясняет Кью.

***

Когда первый iPad поступил в продажу в апреле 2010 года, первая прохладная реакция публики оказалась обманчивой. Apple продала 450 тысяч устройств за первую неделю, 1 миллион в первый месяц и 19 миллионов — за год.

Спустя год после выхода iPad, казалось знаковым то, что Джобс во многих моментах испытывал беспокойство по поводу роста роли Android на рынке в 2009 и 2010 годах. Android продолжил расширять влияние, но продажи iPhone — ускорялись в том же темпе. За 2011 год, Apple сделала 33 миллиарда долларов прибыли, что равняется общему доходу Google и Microsoft. В 2011 году она обогнала Microsoft и стала крупнейшей технологической компанией на фондовой бирже. А в конце 2011 и вовсе, хотя и на время, обогнала Exxon, став самой крупной компанией вообще. К концу 2011 года, Apple имела столько денег (100 миллиардов долларов), что если бы Джобс решил превратить их в банк — то, он попал бы в десятку самых больших.

Примечательно, что к середине 2011 года, iPad доказал, что является более революционным продуктом, чем iPhone и iPod. iPod и iTunes изменили то, как люди приобретают музыку и слушают ее. iPhone задал новый стандарт того, что люди ожидают от мобильного телефона.

Но iPad положил на лопатки целых 5 индустрий. Он изменил процесс покупки и чтения книг, газет, журналов, а также просмотра фильмов и телевидения. Годовые доходы этих сфер составляют около 250 миллиардов долларов, или около 2% от ВВП всей Америки.

Команда, работавшая над Android для Google, изо всех сил старалась угнаться за инновациями, сделанными Apple, но в 2011 году они остались позади практически по всем фронтам. Да, девайсов работающих на Android по прежнему было больше чем iPhone и iPad вместе взятых, но количество перестало быть основным критерием победы в этой битве. С появлением iPad, Apple снова подтвердила свой статус производителя самых, не побоюсь этого слова, крутых и опережающих время устройств. У них был наилучший контент — созданный с расчетом именно на эти устройства, простой и удобный в использовании. И к тому же, iOS была самой привлекательной для разработчиков, так как позволяла иметь высокие прибыли.

В дополнение ко всему, iPad стал настоящим проклятием для производителей ПК. Их продажи начали сокращаться так же, как в 1980х продажи миникомпьютеров и мейнфреймов таких компаний, как Digital Equipment и IBM — с появлением ПК, их технологии стали устаревшими. Некоторые покупатели iPad используют его параллельно с домашним компьютером, как предсказывал Джобс. Но есть и немало тех, кто решил, что отныне нуждается лишь в смартфоне и планшете. Эти люди начали стремительно избавляться от своих ноутбуков HP, Toshiba, Acer и др. Ситуация ухудшилась настолько, что в начале 2013 года Майкл Делл, основатель компании Dell, объявил о желании приватизировать свою компанию.

Крах Dell заслуживает особого упоминания, так как в 1997, когда Джобс вернулся в Apple, Майкл Делл заявил, что у Apple настолько мало шансов на успех, что будь он на месте Джобса: “прикрыл бы это безнадежное дело и раздал деньги акционерам”.

Dell, во главе с Майклом Деллом, на этой неделе официально стала частной компанией.

***

Итак, давайте же обсудим прочитанное. Есть ли у вас iPad и если да, то какова роль «третьей категории» в вашей жизни? А если нет, то хотели бы вы его купить и для каких целей? Согласны ли вы с автором, что iPad — лучший планшет на рынке? Что вам нравится в нём больше всего, а что нет? Оставляйте комментарии, делитесь своим мнением с редакцией и читателями.

(via)