В 1982 году, когда Хартмут Эсслингер уже был достаточно заметной фигурой в мире промышленного дизайна, его дизайнерскому бюро Frog Design выпал шанс сделать огромный вклад в превращение компьютера из офисной техники в потребительский товар. Это был тенднер на контракт с Apple.

Именно об этом периоде своей работы он написал в своей книге Keep it Simple: The Early Design Years of Apple, которая выйдет в январе 2014 года. Однако, журналу Quartz удалось получить книгу уже сейчас и опубликовать рецензию, с переводом которой мы хотим вас сегодня познакомить.

Эсслингер принял участие в тендере на контракт с Apple. Его папка, под завязку набитая источниками вдохновения — от диснеевских мультиков, до новаторских телевизоров Sony Trinitron, над дизайном которых работала Frog — не только позволила ему выиграть тендер, но и завязать крепкую многолетнюю дружбу со Стивом Джобсом. В своих новых мемуарах, Эсслингер расскажет всю правду об истории дизайна в Apple, ведь по его словам, практически все в компании так и не усвоили уроков, полученных в те годы.

На протяжении всей книги, Эсслингер обличает “злодеев” — в особенности Джона Скалли, который уволил Джобса, а также других руководителей из верхушки Apple, и описывает свою работу, не скупясь на прилагательные, которыми был знаменит Джобс (волшебно, невероятно и т.д.), что не может не навести на мысль о чрезвычайной эгоцентричности автора.

Новая книга Хартмута Эсслингера, Keep it Simple, “взгляд человека, стоявшего у истоков величайших успехов Apple” (с) Frog

Журнал Quartz получил эксклюзивное право на публикацию отрывков из готовящейся к выходу книги:

“Я никогда не скрывал своего отвращения по поводу всех этих книг, написанных теми, кто не работал в Apple, особенно когда в них заходит речь о дизайне. Они выставляют дизайн как некое хобби Стива или как небольшое дополнение к производству. Даже столь разрекламированная биография Джобса, написанная Уолтером Айзексоном, скатилась до подобных взглядов”

Одна из главных мыслей в книге Эсслингера заключается в том, что Стив Джобс не был гением дизайна в самом начале, но дизайн стал решающим фактором в последующих успехах Apple.  Путь к успеху, в свою очередь, лежал через “корпоративную гражданскую войну»,  где по разные стороны баррикад оказался Джобс с небольшими группами дизайнеров и инженеров и все остальные работники компании.

Таким образом, Джобс представляется эдаким Люком Скайуокером, сражающимся с силами зла как снаружи (IBM и их желтовато-серый ПК), так и внутри (корпоративное зло, в конечном итоге вытеснившее Джобса из Apple в 1985 году). А Эсслингер, в свою очередь, играет роль Оби-Вана Кеноби.

Когда в Силиконовой долине еще не знали о дизайне

ПК от IBM был “слеплен из кусков метала, выглядящего дешево, но стоящего целое состояние и пластиковых частей, покраска которых тоже обошлась в приличную сумму, и все таки был больше похож на сантехнику, чем на компьютер” пишет Эсслингер.

“Когда мы начали работать вместе, Джобс лишь на уровне интуиции чувствовал, как дизайн может помочь Apple, но и он, и его команда застряли в провинциальном понимании дизайна, как чего-то, чем можно принебречь. Это было очень свойственно для инженерной культуры Силиконовой долины.»

“Стиву нужен был дизайн мирового уровня. Он все еще с трудом представлял себе, что это значит, но уже видел, что у Apple — этого нет. Честно говоря, кроме Билла Могриджа, приехавшего из Лондона, в Силиконовой долине вообще не было ни одного талантливого дизайнера”

Зарождение дружбы Эсслингера и Джобса

В день первой встречи с Джобсом, Эсслингер был одет в простую футболку и джинсы. Его уже предупредили, что Джобс — один из тех, кто может запросто выгнать человека из своего офиса. Эсслингер сильно нервничал и его беспокойство только усилилось, когда он увидел как из офиса Стива вышел человек в костюме-тройке.

Но, как выяснилось, в тот день Джобс был одет еще, проще чем Эсслингер. Когда тот спросил его о человеке в костюме, Джобс рассмеялся и сказал: “Это бывший губернатор Джерри Браун. Ищет работу”

«Apple IIc, по предложению Frog был белоснежного цвета и стал настоящим хитом»

Практически сразу, Эсслингер сказал Джобсу, что дизайнеры незаслуженно занимают низкую ступень в корпоративных иерархиях и что это ведет к снижению качества их работы. Такая точка зрения не понравилась Джобсу, но Эсслингер настаивал на своем:

“Я объяснил — чтобы сделать дизайн главным элементом корпоративной стратегии Apple, нужно дать дизайнерам гораздо больше свободы. Зачастую, творчество оказывается погребенным под слоями заурядных и узко мыслящих менеджеров, через которые ему нужно пробиться, чтобы увидеть свет”

Их беседа также затронула сферы, в которых у них было много общего.

“Стив практически ничего не знал о дизайне, но ему нравились немецкие автомобили. Используя это, я пытался донести до него всю важность дизайна — того, что определяет саму суть продукта. Без ореола многолетней истории высококлассного дизайна, Porsche был бы просто хорошим автомобилем, но не более того”

Человек извне становится главным дизайнером Apple

Эсслингер добился того, чтобы все дизайнеры Apple отчитывались о проделанной работе перед ним лично

В скором времени, Джобс подписал эксклюзивный годовой контракт на $1,000,000 с компанией Frog, подразумевающий, что она будет работать лишь над дизайном компьютеров Apple. Но Эсслингер настаивал на том, чтобы в его попечении должны находиться все продукты и дизайнеры Apple.

Это было именно то, о чем он говорил еще на первой встрече с Джобсом. Дизайнеры не должны быть просто наемными рабочими — они должны иметь больше полномочий. Это главный урок, который он дает компаниям, мечтающим добиться успехов Apple — выдающийся дизайн требует, чтобы дизайнеры стояли во главе процесса.

“Дизайнеры находящиеся в самом низу “пищевой цепочки” никогда не достигают успехов, потому что все их попытки неизбежно сталкиваются с непониманием вышестоящего начальства, множества слоев вышестоящего начальства. Все новое, революционное и удивительное — уничтожается и отвергается менеджерами, имеющими сомнительное отношение к творчеству”

Судя по тому, насколько часто Эсслингер это повторяет, это и есть самое важное послание книги. Урок всем подражателям Apple, который они настойчиво не хотят усвоить — хороший дизайн появляется там, где он является приоритетом. Фирмы, производящие технологии, управляются инженерами, а естественное желание инженеров — разрушать хороший дизайн.

Будущее Apple в ее прошлом?

Ранний концепт планшета Apple, созданный Frog

Одна из шокирующих подробностей ранних лет Apple, о которой мы узнаем в этой книге, это то, что тонкие ноутбуки, идеи iPad и iPhone — всё это зародилось еще в 80-х. Телефоны, планшетные компьютеры, ноутбуки — модели всего этого были придуманы Frog Design, во времена, когда технологии, позволяющие запустить их в производство, просто не существовали. Затем, Джобс покинул Apple, получил несколько важных уроков в NeXT, возглавил небольшую компанию Pixar и вернулся в Apple как раз тогда, когда технологии догнали его видение.

Если все значительные успехи Apple были заложены еще во времена сотрудничества Эсслингера и Джобса, находится ли Apple в опасности сейчас, когда вместо создания нового, постоянно обновляет и совершенствует свои лучшие творения?

Одна из возможных интерпретаций написанного в Keep it Simple предполагает, что недавнее повышение Джонни Айва — именно то что нужно, чтобы Apple оставалась компанией, ставящей дизайн во главу угла.

За счет того, что в Keep it Simple уделяется много внимания вкладу Стива Джобса и его единомышленников в корпоративный дух Apple, книга может стать настольной книгой как для бизнесменов, так и для дизайнеров. Опять же, если вам близки по духу Стив Джобс и Хартмут Эсслингер — для вас хороший дизайн заключается в том, чтобы спасти идею от рук “идиотов”. Как вспоминает Эсслингер, “идиоты” — было одним из любимых слов Джобса.

***

Судя по всему, книга Эсслингера претендует на звание «разоблачительной», однако, субъективность автора бросается в глаза. Можно ли это назвать минусом? Хотели бы вы ее прочитать? Ответы оставляйте в комментариях.

(via)