В 1982 году, когда Хартмут Эсслингер уже был достаточно заметной фигурой в мире промышленного дизайна, его дизайнерскому бюро Frog Design выпал шанс сделать огромный вклад в превращение компьютера из офисной техники в потребительский товар. Это был тенднер на контракт с Apple.
Именно об этом периоде своей работы он написал в своей книге Keep it Simple: The Early Design Years of Apple, которая выйдет в январе 2014 года. Однако, журналу Quartz удалось получить книгу уже сейчас и опубликовать рецензию, с переводом которой мы хотим вас сегодня познакомить.
Эсслингер принял участие в тендере на контракт с Apple. Его папка, под завязку набитая источниками вдохновения — от диснеевских мультиков, до новаторских телевизоров Sony Trinitron, над дизайном которых работала Frog — не только позволила ему выиграть тендер, но и завязать крепкую многолетнюю дружбу со Стивом Джобсом. В своих новых мемуарах, Эсслингер расскажет всю правду об истории дизайна в Apple, ведь по его словам, практически все в компании так и не усвоили уроков, полученных в те годы.
На протяжении всей книги, Эсслингер обличает “злодеев” — в особенности Джона Скалли, который уволил Джобса, а также других руководителей из верхушки Apple, и описывает свою работу, не скупясь на прилагательные, которыми был знаменит Джобс (волшебно, невероятно и т.д.), что не может не навести на мысль о чрезвычайной эгоцентричности автора.
Журнал Quartz получил эксклюзивное право на публикацию отрывков из готовящейся к выходу книги:
“Я никогда не скрывал своего отвращения по поводу всех этих книг, написанных теми, кто не работал в Apple, особенно когда в них заходит речь о дизайне. Они выставляют дизайн как некое хобби Стива или как небольшое дополнение к производству. Даже столь разрекламированная биография Джобса, написанная Уолтером Айзексоном, скатилась до подобных взглядов”
Одна из главных мыслей в книге Эсслингера заключается в том, что Стив Джобс не был гением дизайна в самом начале, но дизайн стал решающим фактором в последующих успехах Apple. Путь к успеху, в свою очередь, лежал через “корпоративную гражданскую войну», где по разные стороны баррикад оказался Джобс с небольшими группами дизайнеров и инженеров и все остальные работники компании.
Таким образом, Джобс представляется эдаким Люком Скайуокером, сражающимся с силами зла как снаружи (IBM и их желтовато-серый ПК), так и внутри (корпоративное зло, в конечном итоге вытеснившее Джобса из Apple в 1985 году). А Эсслингер, в свою очередь, играет роль Оби-Вана Кеноби.
Когда в Силиконовой долине еще не знали о дизайне
“Когда мы начали работать вместе, Джобс лишь на уровне интуиции чувствовал, как дизайн может помочь Apple, но и он, и его команда застряли в провинциальном понимании дизайна, как чего-то, чем можно принебречь. Это было очень свойственно для инженерной культуры Силиконовой долины.»
“Стиву нужен был дизайн мирового уровня. Он все еще с трудом представлял себе, что это значит, но уже видел, что у Apple — этого нет. Честно говоря, кроме Билла Могриджа, приехавшего из Лондона, в Силиконовой долине вообще не было ни одного талантливого дизайнера”
Зарождение дружбы Эсслингера и Джобса
В день первой встречи с Джобсом, Эсслингер был одет в простую футболку и джинсы. Его уже предупредили, что Джобс — один из тех, кто может запросто выгнать человека из своего офиса. Эсслингер сильно нервничал и его беспокойство только усилилось, когда он увидел как из офиса Стива вышел человек в костюме-тройке.
Но, как выяснилось, в тот день Джобс был одет еще, проще чем Эсслингер. Когда тот спросил его о человеке в костюме, Джобс рассмеялся и сказал: “Это бывший губернатор Джерри Браун. Ищет работу”
Практически сразу, Эсслингер сказал Джобсу, что дизайнеры незаслуженно занимают низкую ступень в корпоративных иерархиях и что это ведет к снижению качества их работы. Такая точка зрения не понравилась Джобсу, но Эсслингер настаивал на своем:
“Я объяснил — чтобы сделать дизайн главным элементом корпоративной стратегии Apple, нужно дать дизайнерам гораздо больше свободы. Зачастую, творчество оказывается погребенным под слоями заурядных и узко мыслящих менеджеров, через которые ему нужно пробиться, чтобы увидеть свет”
Их беседа также затронула сферы, в которых у них было много общего.
“Стив практически ничего не знал о дизайне, но ему нравились немецкие автомобили. Используя это, я пытался донести до него всю важность дизайна — того, что определяет саму суть продукта. Без ореола многолетней истории высококлассного дизайна, Porsche был бы просто хорошим автомобилем, но не более того”
Человек извне становится главным дизайнером Apple
В скором времени, Джобс подписал эксклюзивный годовой контракт на $1,000,000 с компанией Frog, подразумевающий, что она будет работать лишь над дизайном компьютеров Apple. Но Эсслингер настаивал на том, чтобы в его попечении должны находиться все продукты и дизайнеры Apple.
Это было именно то, о чем он говорил еще на первой встрече с Джобсом. Дизайнеры не должны быть просто наемными рабочими — они должны иметь больше полномочий. Это главный урок, который он дает компаниям, мечтающим добиться успехов Apple — выдающийся дизайн требует, чтобы дизайнеры стояли во главе процесса.
“Дизайнеры находящиеся в самом низу “пищевой цепочки” никогда не достигают успехов, потому что все их попытки неизбежно сталкиваются с непониманием вышестоящего начальства, множества слоев вышестоящего начальства. Все новое, революционное и удивительное — уничтожается и отвергается менеджерами, имеющими сомнительное отношение к творчеству”
Судя по тому, насколько часто Эсслингер это повторяет, это и есть самое важное послание книги. Урок всем подражателям Apple, который они настойчиво не хотят усвоить — хороший дизайн появляется там, где он является приоритетом. Фирмы, производящие технологии, управляются инженерами, а естественное желание инженеров — разрушать хороший дизайн.
Будущее Apple в ее прошлом?
Одна из шокирующих подробностей ранних лет Apple, о которой мы узнаем в этой книге, это то, что тонкие ноутбуки, идеи iPad и iPhone — всё это зародилось еще в 80-х. Телефоны, планшетные компьютеры, ноутбуки — модели всего этого были придуманы Frog Design, во времена, когда технологии, позволяющие запустить их в производство, просто не существовали. Затем, Джобс покинул Apple, получил несколько важных уроков в NeXT, возглавил небольшую компанию Pixar и вернулся в Apple как раз тогда, когда технологии догнали его видение.
Если все значительные успехи Apple были заложены еще во времена сотрудничества Эсслингера и Джобса, находится ли Apple в опасности сейчас, когда вместо создания нового, постоянно обновляет и совершенствует свои лучшие творения?
Одна из возможных интерпретаций написанного в Keep it Simple предполагает, что недавнее повышение Джонни Айва — именно то что нужно, чтобы Apple оставалась компанией, ставящей дизайн во главу угла.
За счет того, что в Keep it Simple уделяется много внимания вкладу Стива Джобса и его единомышленников в корпоративный дух Apple, книга может стать настольной книгой как для бизнесменов, так и для дизайнеров. Опять же, если вам близки по духу Стив Джобс и Хартмут Эсслингер — для вас хороший дизайн заключается в том, чтобы спасти идею от рук “идиотов”. Как вспоминает Эсслингер, “идиоты” — было одним из любимых слов Джобса.
***
Судя по всему, книга Эсслингера претендует на звание «разоблачительной», однако, субъективность автора бросается в глаза. Можно ли это назвать минусом? Хотели бы вы ее прочитать? Ответы оставляйте в комментариях.
(via)
Лучшие предложения
Это нам надо: наушники Microsoft Xbox Wireless Headset
Надо брать: ноутбук Honor MagicBook X16 за 43 217 рублей
Находки AliExpress: самые интересные и полезные товары
15 интересных товаров дешевле 500 рублей
Уютно, практично и стильно: 8 российских брендов текстиля для дома
Лучшие предложения недели: скидки от AliExpress, «Яндекс Маркета», Yves Rocher и других магазинов
Выбирай, но проверяй: как найти в магазине качественный товар
35 вещей для идеального наряда в ковбойском стиле
Как сервисы Tele2 помогают растить бизнес: объясняем на фудтраке с шаурмой
РекламаВыбирай, но проверяй: как найти в магазине качественный товар
Реклама«Young Adult — это не настоящая литература!» Обсуждаем стереотипы о книгах в новом выпуске подкаста «Женщины и всё»
Реклама5-й сезон подкаста «Слушай, это просто» стартовал! Первый выпуск — про эффект Бэтмена и пользу выдуманного альтер эго
Реклама