Совсем недавно вышла книга Фреда Вогельштейна Dogfight: How Apple and Google Went to War and Started a Revolution посвященная войне смартфонов на iOS и Android. Журналист сайта Cult of Mac встретился с автором, чтобы выяснить, кто же все таки победит и почему.

На первый взгляд, Apple и Google работают в двух разных сферах. Почему же тогда столкновение их интересов неизбежно?

Это интересный вопрос. Я начал говорить об этой войне три или четыре года назад и с тех пор довольно часто на него отвечаю. Многие не соглашались с моими взглядами: “Да это же два разных бизнеса, о чем ты говоришь?”. Технически это так. Но только технически, ведь покупатели у них — одни и те же.

Это то же, что и в случае с Apple и Microsoft — в 80-х и 90-х технически они не работали в одной сфере, ведь Microsoft создавала программы, а Apple — компьютеры. Но они работали над одинаковыми платформами — операционными системами для ПК. Сегодня история повторяется, но уже с мобильными платформами. Если разработчики решат оставить iOS в пользу Android, продажи Apple серьезно пострадают.

Иными словами, пути у Apple и Google разные, но цель обоих обеспечить своей платформе главенствующую позицию на рынке. И обе компании хорошо усвоили уроки истории — в такой войне победитель может быть только один.

Может ли это противостояние приобрести личный характер? Например, Уолтер Айзексон писал, что упоминание Android приводило Стива Джобса “в такой гнев, какого я еще не видел”

Мне кажется, да. Я еще после выхода первого iPhone в 2007 году ожидал такого поворота. Знаете в чем разница между журналистикой в сфере высоких технологий и журналистикой в других сферах? Большие компании здесь все еще управляются их основателями. Таким образом, все воспринимается очень лично.

Стив Джобс знал, что такое создать свою компанию, фактически, в гараже, Ларри и Сергей (прим. авт. — основатели Google) тоже это знают. Какое это безумство — идти вперед, не обращая внимания на то, что люди старше, богаче или мудрее называют тебя неудачником и советуют бросить это безнадежное дело. Даже сейчас, когда такие компании как Apple или Google подвергается критике, ее создатели воспринимают это как критику в свой адрес. Без преувеличения, Джобс был больше чем просто генеральный директор, так что неудивительно, что когда Google решила соревноваться с ним, он отреагировал очень несдержанно.

В предисловии к вашей книге есть строчка о том, что эта война — не просто история о двух компаниях, а глобальный вопрос для мира технологий. Что вы имели ввиду? Вы считаете это идеологическим конфликтом?

Возвращаясь в 2010 год, когда я только начал исследовать эту тему, одной из моих главных задач было поставить эту битву в некие рамки. Это не так уж легко. Многие скажут, что Facebook, Amazon, Netflix или Microsoft так же определяют будущее технологий. Я немало времени провел размышляя об этом. Да, другие компании будут и дальше иметь огромное влияние, но смысл в том, что они не несут ответственности за, так сказать, конечный результат. Они не контролируют Android или iOS, а вот Google или Apple вполне могут предъявлять к ним требования (прямо или косвенно), если те хотят увидеть свои продукты на одной из платформ. А они хотят. Таким образом, эти два гиганта — больше, чем просто компании.  

В конце книги вы рассказываете о том, что Apple не оказывала вам содействия в написании “Dogfight”. Какие трудности это повлекло?

Я достаточно давно в журналистике, чтобы понять: если пишешь книгу о Apple — не жди от них сотрудничества. Есть распространенное заблуждение, что хорошую информацию о компании можно достать, только взяв интервью у ее руководителей. Конечно, это не помешает, но на самом деле — не так уж необходимо. Разговоры с начальством — придумываются пиар менеджерами заранее, ничего нового вы из них не выпытаете. Гораздо более продуктивно общение с рядовыми “рабочими”.   

Я не расстроился, получив отказ от Apple, у меня уже было немало материала и я знал, что смогу написать книгу на основе этих бесед. Если честно, не уверен, что интервью с Тимом Куком, или даже Стивом Джобсом, помогло бы мне больше узнать о внутреннем устройстве Apple, чем разговоры с инженерами, непосредственно собиравшими первые iPhone.

Не кажется ли вам рискованным выпускать книгу не о событиях “минувших дней”, а том, что происходит прямо сейчас и будет происходить в будущем? Не потеряет ли она свою актуальность слишком быстро?

Когда я взялся за книгу, я основывался на том, сколько длилась война Microsoft и Apple и точно знал — эта война продлится не меньше. Была сложность в том, чтобы решить с какой точки зрения рассказывать историю, которая каждый день обрастает все новыми подробностями и деталями. Я остановился на том, чтобы просто собрать как можно больше информации и фактов, которые могут быть полезны и интересны еще долгое время. Удалось мне это или нет — покажет время.

Vogelstein.Jacket-640x974

Надеюсь, вы не будете против, если я прямо спрошу — кто, по вашему мнению, все-таки побеждает и почему?

Очевидно, что побеждает Google и гораздо быстрее, чем я предполагал. На днях Эрик Шмидт опубликовал пост, в котором советует владельцам iPhone переходить на Android. И это не его личный каприз, это недвусмысленный намек на то, что дела Google идут настолько хорошо, что они уже могут позволить себе подобное агрессивное поведение. Знаете, я считаю, что Google выиграет, потому что Стива Джобса нет в живых. Последние 15 лет Apple шла на невиданные риски — таков был стиль Джобса, только основатель компании может позволить себе подобные решения. Именно эти рискованные ходы привели Apple на вершину, без них — она вряд ли там задержится.

Чему обоим сторонам стоит поучиться друг у друга?

В книге я говорю о том, что Apple управляют дизайнеры и маркетологи, в то время как в Google балом правят инженеры. В Apple работают гениальные инженеры, но они ничего не решают, а в Google — все наоборот.

Многие годы, самой ужасной работой для маркетолога в Силиконовой Долине считалась работа в Google, Ларри и Сергей совершенно не верят в маркетинг. Первые 8 лет они неплохо обходились вовсе без отдела маркетинга. Теперь Google продает свои товары покупателям и им не помешало бы поучиться у Apple этому искусству — рекламировать и продавать. Apple же неплохо было бы взять у Google пару уроков открытости и дружелюбия. Пока Стив Джобс занимал свой пост — формула работала, ведь он был лицом компании, но теперь его нет, а у компании нет лица. Думаю им стоит отказаться от своей одержимости секретностью.

В книге речь идет о смартфонах и планшетах, но что насчет носимой электроники? Apple собирается двигаться этом направлении, а Google не прекращает работу над Google Glass. Это будет новым витком конфликта?

Не могу точно сказать. Я лично так до конца и не понял, зачем на рынке нужна носимая электроника. Нет, Google Glass — это круто и необычно, но стал бы я носить их каждый день? Очень вряд ли, ведь это заставило бы меня слишком радикально поменять свои привычки и то, как я взаимодействую с техникой.

Смартфон и планшет легко сравнивать. Но в случае с носимыми устройствами для меня, как для журналиста в сфере технологий, странно видеть идею, но не видеть возможности для ее реализации в продукт. Если в этой сфере и будет война Google и Apple, то только если эти устройства будут сметать с прилавков как горячие пирожки, но пока мне с трудом верится, что такое возможно.

***

Победа Google в этой схватке очень долго казалась невозможной, но, может быть, пришло время пересмотреть свои взгляды? Собираетесь ли вы «дарить смартфоны на Android владельцам iPhone на рождество», как советует Эрик Шмидт? Поделитесь с нами своим мнением в комментариях.

(via)