1984 год. Майк Лазаридис и Дуглас Фрегин, два ещё никому не известных студента-технаря из университетов Ватерлоо и Виндзора, создают собственную компанию и называют её Research In Motion (RIM). Несколько лет они плавали в безвестности, не имея ясного видения пути развития, однако, цель была найдена. Революционная технология — простое, безопасное и эффективное устройство, благодаря которому любой сотрудник любой компании мог отправлять и получать почту, находясь вдали от офиса. Так родился BlackBerry.

RIM выросла в одну из самых дорогостоящих IT-компаний в мире, а BlackBerry стали незаменимыми аксессуарами для руководителей, глав государств и голливудских знаменитостей — пока не пришли iPhone и Android и не испортили всё веселье. В 2013 году компания взяла имя своего самого успешного продукта, но это не помогло. Бизнес по-прежнему идёт крайне плохо, и в ноябре цена акции BlackBerry была зафиксирована на отметке $6. Это самый низкий показатель за последние 15 лет.

В течение двух месяцев представители издания Bloomberg Businessweek активно общались с десятками текущих и бывших сотрудников BlackBerry, а также с поставщиками и партнёрами компании. Мы представляем вам перевод результата их трудов — историю рождения и заката BlackBerry.

Гари Муссо, восьмой сотрудник RIM, разработчик ПО и менеджер, работал в компании с 1991 по 2007 год:

Впервые я встретил Майка Лазаридиса во время собеседования. Майк — очень хороший оратор и «вестник технологий». Его речь была настолько убедительна, что я согласился на работу в RIM несмотря на то, что тут мне будут платить на 13% меньше. Я приступил к делу в 1991 году. Моей первой задачей было построить для себя рабочий стол. Места не было вообще. Меня посадили в приёмной рядом с факсом. Фактически я стал парнем, который принимает посылки. Я сидел перед факсом, и это было совсем не весело. Помещение было очень тесным и переполненным людьми.

В 1992 году Лазаридис, главный исполнительный директор компании, нанимает Джима Балсилли, выпускника Гарвардской школы бизнеса, для помощи в управлении безденежным бизнесом. Балсилли закладывает свой дом и инвестирует в компанию $250 тысяч в обмен на треть акций. После этого он становится соисполнительным директором RIM.

Майк Лазаридис (слева) и Джим Балсилли, 2003 год
Майк Лазаридис (слева) и Джим Балсилли

Лазаридис и Балсилли отказались давать интервью для создания этой истории.

Патрик Спенс, главный вице-президент и управляющий директор по продажам и маркетингу, работал в компании с 1998 по 2012 год:

Джим отличался стратегическим мышлением и амбициозностью. Вы не встретите много канадцев с такими амбициями.

Гари Муссо:

Мы создавали все эти беспроводные продукты, но в каждом из них не хватало какой-то детальки для успеха. Они были просто интересными. Майк был инженером-электриком. Это была его страсть, его любовь. В конечном счёте мы решили сделать замену громоздкому модему, который предлагала в то время IBM в качестве средства для персональных коммуникаций. Ей стала RIM 900 — устройство в форм-факторе «раскладушка». Некоторые ласково называли его лягушкой. Мы продали много этих устройств.

RIM 900
RIM 900

Джим Эстилл, член правления RIM с 1997 по 2010 год:

В те дни люди не имели понятия о том, что такое «смартфон». Не было даже понятия пейджеров с двухсторонней передачей данных. Но наши устройства выглядели очень классно. Ты достаёшь такое, и все вокруг сразу хотят прикоснуться к нему, поиграться с ним, посмотреть, что оно умеет.

Гари Муссо:

Майк, я и несколько других сотрудников были одержимы передачей сообщений электронной почты Exchange на устройства на наших поясах. Но мы не могли отвечать на эти письма. И вот однажды Майк пришёл и заявил о том, что принял решение о сворачивании всех 30 программных проектов, над которыми мы работали. Он сказал, что мы решим проблему двусторонней передачи почты.

RIM выходит в свет в 1997 году. Её акции начинают торговаться на фондовой бирже Торонто, а ещё через два года на бирже Nasdaq. Балсилли устанавливает «правило пончика»: любой сотрудник, пойманный за разговором о ценах на акции компании, покупает всем пончики. В следующем году компания выпускает RIM 950 — беспроводное устройство, снабжённое миниатюрной QWERTY-клавиатурой.

RIM 950
RIM 950

Брюс Пун Тип, канадский предприниматель, основатель G Adventures:

Я был в составе группы под названием «Альянс Инноваторов». Джим Балсилли зашёл к нам с устройством в руках. Оно было похоже на ежевику: тёмно-синего цвета и с канавками на месте клавиш. «Это называется BlackBerry!» — сказал он. Все вытаращили глаза. Название казалось идиотским. На это время пришёлся пик бума доткомов, и в мечтах Джима благодаря этому устройству люди могли получать почту на ходу в любом месте. Однако, были и вопросы. Почему кто-то может захотеть получать почту вне офиса?

Канада того времени отличилась тем, что брала идеи американских доткомов и делала аналогичные сервисы на свой манер. Bid.com — канадский вариант Ebay, JobShark в роли Monster.com и так далее. Они точно получат финансирование и будут работать. И в это же время появляется Джим с действительно революционной идеей, в состоятельности которой сомневались все.

Гари Муссо:

Примерно за неделю до старта продаж RIM 950 компания Motorola выпускает Page Writer 250. Визуально — практически полный клон разработки RIM. Мы чуть не обосрались. Боже мой! Они собираются уничтожить наш рынок! Как они могли? У нас утечка? Но они запустили его без какого-либо сервиса. Это была просто кучка электроники. Мне кажется, они думали, что это устройство просто заменит собой все прочие пейджеры.

С первых дней RIM фокусировалась на корпоративных клиентах, а не на обычных потребителях.

Клуб пользователей BlackBerry
Клуб пользователей BlackBerry

Гари Муссо:

Отдел маркетинга решил запустить десктопный редиректор. Говоря проще, это способ передачи сообщений и данных с компьютера на мобильное устройство. Всё, что для этого нужно — установить небольшую программу на компьютер и держать его включенным. Вот и всё. Грузишь программу, и всё просто работает.

Патрик Спенс:

Примерно через неделю после запуска мы получили необычный заказ. На этот раз покупателем был Майкл Делл. В то время у нас не было особого продвижения, и он узнал о BlackBerry из Сети. Я отправил ему емейл: «Привет, Майкл, я увидел, что ты сделал заказ. Если нужна какая-то помощь, то не стесняйся спросить меня». Секунд через 30 я получил ответ: «Спасибо, я супер заинтригован этой вещью».

Джим Эстилл:

Сначала они были довольно дорогими, но в конечном счёте стоимость на них снизилась. Они стали необходимыми. Это похоже на ситуацию с появлением факс-машин. Вам обязательно нужна хотя бы одна, чтобы жить в бизнесе.

Кевин Мичалук, основатель новостного сайта CrackBerry.com:

BlackBerry был любимцем корпоративного мира. Если у вас есть BlackBerry — вы важный человек. Смартфоны были только у таких людей. BlackBerry стал символом статуса. А ещё он был самым интуитивным средством коммуникации. Этот мигающий красный цвет и качество, к которому развивается зависимость.

Крис Кей, менеджер по продажам и связям с операторами, работал в компании с 2001 по 2009 год:

Когда я встретился с техническим директором одной крупной компании, он отозвался о BlackBerry как о «цифровом героине».

Патрик Спенс:

Мы поняли, что сорвали куш, когда пошли соглашения с AOL и Time Warner. Джерри Левин и Стив Кейс рассказывали, как они фактически провели сделку со своих BlackBerry на выходных. Это был один из тех моментов, когда я был просто как, чёрт возьми, мы действительно были частью духа времени.

Эндрю МакЛеод, текущий управляющий директор BlackBerry в США и Канаде:

В какой-то момент я увидел стенд BlackBerry в торговом центре на Кипре. Это было неземное ощущение.

Винсент Вашингтон, старший менеджер по развитию, работал в компании с 2001 по 2011 год:

Все увидели, что мы на пути к чему-то большому. Если сравнивать с кино, то это та сцена, где они подрезают всех на дороге, направляясь в Вегас.

Несмотря на то, что фокус был сделан на корпоративный рынок, бренд стал хитовым и в потребительском секторе. Опра Уинфри объявляет BlackBerry «любимой вещью» в 2003 году. К концу 2004 года устройство продаётся у 80 операторов в 40 странах, а число абонентов достигает 2 миллионов.

Крис Кей:

В 2004 году начались отгрузки в Индию. Моя активность сместилась в сторону снабжения устройствами знаменитостей из Болливуда. Меня пригласили на неделю моды в Бомбее, и я взял с собой коробку, забитую BlackBerry. Один мой друг является редактором в Vogue, она пригласила меня в VIP-секцию. И вот я пью шампанское, ем клубнику и раздаю BlackBerry знаменитостям вокруг.

Джесс Будро, вице-президент по программным разработкам с 2004 по 2008 год:

В 2006 году выходит BlackBerry Pearl в моноблочном исполнении, с колесом, с очень хорошим качеством связи. С ним удобно прокручивать содержимое экрана, он может воспроизводить видео и у него даже есть камера. До того момента Майк говорил о том, что камера в таком устройстве — безумие и никому не будет нужна, но вот внезапно BlackBerry становится сильным игроком на потребительском рынке.

Продолжение

(via)