Наши дни – время информационного потока и всеобщей открытости. Контента, ссылок и различных инфоповодов настолько много, что отличить информационный вброс и провокацию от реальных новостей часто бывает трудно. Как защититься от распространения и потребления неправдивой информации? Есть несколько способов.

1. Ищите первоисточник

У любой информации всегда есть точка отсчета. Место, человек или компания, с которой всё началось. Иностранное или отечественное информационное агентство, телеканал с прямой трансляцией, независимый корреспондент с места событий – все они сообщают первыми о происходящем. Неизвестный никому региональный сайт газеты, бабушка у подъезда и брат соседки вашей коллеги из бухгалтерии – это не первоисточники.

2. Ищите фотографии и видео с места событий

У шумных, резонансных, скандальных и массовых событий всегда есть медиа-шлейф: в кармане у каждого современного человека старше 16 лет лежит как минимум 1 телефон с фото-камерой. В эпоху Instagram, Facebook и YouTube новые фото и видео загружаются сотнями тысяч штук в минуту. Если вокруг все пишут о каком-то ЧП, но оттуда нет ни одного фото и видео в течение первых 90 минут после «новости» – новость, скорее всего, поддельная.

3. Используйте поиск на иностранном языке (английском, немецком, французском)

Русскоязычные СМИ очень часто «покупаются» на «утки» из Twitter и с англоязычных сайтов поддельных новостей вроде OnionNews. Проверка фактов в локальных и региональных СМИ часто хромает на обе ноги. Поиск по иностранным влиятельным изданиям за 3 минуты даст вам представление о том, происходит ли нечто экстраординарное или вторжение марсиан – лишь плод удачного информационного розыгрыша.

4. Не полагайтесь на случайные сайты

Если «сенсацию» приносит в Сеть условная газета «Новости Хакассии», сайт которой открылся месяц назад – это подозрительно. Также не спешите цитировать различные «информационные агентства», о которых до появления сенсационной новости никто не слышал. Не воспринимайте социальные сети как единственный справедливый источник новостей, переходя по ссылкам, которые ведут на никому не известные веб-ресурсы.

5. Проверьте Ustream

С места катастроф, митингов, протестов, празднований, фестивалей или полицейской погони наверняка есть как минимум одна прямая видео-трансляция. Ее могут вести активисты и блогеры, профессиональные журналисты или просто любители. Постарайтесь отыскать такую видео-трансляцию.

6. Используйте поиск по хэштегам

Наиболее громкие события можно отследить по трендам в Twitter и Facebook при помощи хэштегов. Там же можно увидеть, кто генерирует основной поток твитов и ссылок с интересующими вас тегами: боты или реальные пользователи и серьезные информагентства.

7. Не смотрите эфирное телевидение

Российское ТВ показало информацию о челябинском метеорите через час после его падения, когда уже весь YouTube был завален роликами с места событий с десятка разных локаций; а телеканал «Россия» уверен, что в Киеве уже 10 дней митингует «пару сотен» человек. На днях РИА Новости превратилось в «Россия Сегодня», а Первый канал который год показывает вместо новостей хронику жизни одного человека с крупной должностью. Постарайтесь не делать ставку на восприятие реальности через телевизионный экран, даже если по какому-то недоразумению у вас в доме до сих пор есть пакет кабельного ТВ.

8. Всегда выждите 15 минут, прежде чем что-то публиковать

Если вы связаны с работой в контент-проекте, небольшом онлайн-СМИ или информационном блоге, не забывайте о силе выдержки. Как бы ни было соблазнительно первым поставить в ленту «сенсацию», перепроверьте факты, выполните предыдущие 7 пунктов из списка – и потом всё равно выждите несколько минут. Даже если все вокруг повторяют, что «это правда и подтвержденная информация», в последний момент может прозвучать официальное опровержение. И всегда лучше быть тем, кто первым опубликует опровержение, чем последним, кто подхватит фейк.