Восхождение и крах BlackBerry, часть 1

Восхождение и крах BlackBerry, часть 2

Может ли быть будущее у компании, если даже руководство более не верит в её успех?

Кевин Мичалук, основатель новостного сайта CrackBerry.com:

iPhone 3G и Bold 9000 вышли одновременно, и тогда в своей статье я просто порвал Bold в клочья. У него был совершенно непригодный для использования браузер. BlackBerry фактически выпустила неработающий продукт.

Рэй Джилленуотер:

Если BlackBerry и собиралась серьёзнее относиться к потребителям, то им были бы необходимы фундаментальные изменения в том, как задумывались их продукты, как они создавались, как разрабатывались, как их рекламировали и как продавали. Да, что-то из этого делалось, но в недостаточной степени. Они всегда выкладывались не на полную. Было время, когда всё ещё можно было исправить, но когда стало ясно, что руководство вообще не обращает внимания на эти вопросы, такие люди как я ушли из компании.

Кунал Гупта, главный исполнительный директор Polar, разработка приложений для корпоративного сектора под различные платформы, в том числе BlackBerry:

Когда в 2008 они запустили модель BlackBerry Storm, всё будто встало. Мы получили ранний прототип, и он тормозил. Он мог зависнуть или порушиться. С любым предыдущим продуктом BlackBerry ты чувствовал себя победителем, но не с этим.

Джесс Будро:

Майк Лазаридис заботился только о железе. Я не думаю, что он был в курсе ситуации со стороны пользователя. Запустить календарь и попробовать выполнить в нём какие-то манипуляции, чтобы проверить, не упадёт ли приложение? А делал ли он такое с картами? Нет. С фото? Нет. Компания разрасталась, и он постоянно был отвлечён другими вопросами.

Со второй половины 2000-ых Балсилли, соисполнительный директор, начинает всё больше дистанцироваться от ежедневных дел в компании. Он открывает школу международных отношений и совершает 3 попытки купить команду в NHL.

Томас Гомер-Диксон, профессор политологии в Школе международных отношений Балсилли:

Я плавал с Джимом (Балсилли) на ледоколе в Арктике летом 2010 года в рамках недельного семинара о проблемах в этой части планеты. Именно тогда произошли самые значимые изменения. Саудовская Аравия, Индия и другие страны говорили о том, что RIM необходимо наладить международное сотрудничество. В конце недели каждый на корабле мог высказать свои мысли, и Балсилли выступил с речью: «Вы знаете, я сын электрика из Петерборо. Люди, которым довелось поучаствовать в создании $60 миллиардной компании любят обращаться к прошлому и рассказывать о мудрых решениях, которые они тогда приняли. Я же расскажу вам историю об удаче — экстраординарной удаче в ключевых моментах прошлого». Он рассказал о 6 моментах, когда RIM могла провалиться. Удача и сообразительность вывели их на верный путь. Тогда кто-то спросил: «Как вы думаете, что случится теперь?». И он ответил: «Ну, сложно сказать. Это быстро растущий рынок. Наша доля на этом рынке может сократиться, но кто знает?». В его словах чувствовался реализм и фатализм. Джим осознал, что сейчас он является участником в редком историческом явлении. Он мог продолжать двигать дело, но и должен был отступить, чтобы увидеть то, как судьба распорядится всем этим. Он уже начал заниматься новыми «большими вещами» в своей жизни. Это слегка обескуражило меня. Но также я подумал: «Этот парень твёрдо стоит на ногах. Он был участником действительно интересного явления в истории, и теперь он готов двигаться дальше». Он полностью осознавал всю серьёзность происходящего, и в его голове не было сомнений.

Джим Эстилл:

Я покинул совет правления в 2010 году. Совет вырос до такого размера, что стал слишком «корпоративным». Я предприниматель. Я стартап-парень.

В апреле 2010 года Apple представляет iPad, один из самых успешных потребительских продуктов среди существовавших когда-либо. Через год выходит планшет BlackBerry PlayBook. Его слоган гласил: «Детское время закончилось».

Алькалим Нассэр, основатель и управляющий партнёр компании-разработчика приложения Bnotions:

Летом 2004 я работал в качестве старшего по компьютерным исследованиям и бизнесу в Университете Виндзора. Тогда все получали бесплатные горячие обеды, сэндвичи. Казалось, что возможности по трудоустройству были безграничны. В итоге я основал собственную компанию Bnotions. Одно из первых приложений, которое мы создали в 2009, было для платформы BlackBerry по заказу Ernst & Young. На самом деле, мы не отказывались от BlackBerry до конца 2010 года. Но когда вышел PlayBook без электронной почты… это стало последним гвоздём в крышке гроба для RIM. Мы свернули поддержку приложения для BlackBerry — люди просто перестали им пользоваться.

В январе 2012 года доля на рынке и цена акций BlackBerry просто обрушаются. Компания объявляет, что Балсилли и Лазаридис покидают свои посты. Главным исполнительным директором становится Торсен Хайнс, в прошлом руководивший Siemens. Он начал работать в RIM в 2007 году на посту директора по продукции и продажам.

Сам Хайнс также отказался давать интервью для создания данной истории.

Эндрю МакЛеод:

Было очевидно, что уход Джима и Майка станет большим событием. Всё, что существовало на тот момент, исходило от этих двух парней. Они были неотъемлемой частью, сидели буквально в нашей ДНК. Они были неразделимы. Однако, приход на место лидера человека наподобие Торсена, являвшегося частью нашей культуры и успевшего поработать в фирме, был воспринят довольно мягко.

Рэй Джилленуотер:

Меня очень волновало то, что новым исполнительным директором был назначен кто-то из компании. Ещё больше меня волновало то, что ошибки продолжались: просрочки в поставках, продукты с багами, слабый маркетинг.

Всё очень печально
Всё очень печально

2013 год. Research In Motion отныне называется именем своего самого успешного продукта — BlackBerry. Роль главного креативного директора берёт на себя Алисия Кейз.

Алисия Кейз
Алисия Кейз

На свет появляются смартфоны по управлением операционной системы BlackBerry 10. По словам Хайнса обновлённый продукт превосходит всё, что вы могли видеть раньше.

Кевин Мичалук:

BlackBerry 10 стала чересчур другой. Они убили трекпад. Они убили кнопку «Назад». Вся моторная память, выработавшаяся у пользователей за годы работы с устройствами, пошла псу под хвост.

Эндрю МакЛеод:

Сейчас мы под ударом, но это часть бизнес-цикла. Меня воодушевляет то, что у нас в запасе есть тонны активов — технологических активов. У нас есть культура, в корне которой стоят инновации. И мы в индустрии, которая двигается вперёд чрезвычайно быстро. Будь мы в страховой или железнодорожной отрасли, я не был бы столь оптимистичным, потому что циклы инноваций там занимают сотни лет. Мы находимся в пространстве, где всё измеряется месяцами, максимум — годами. В технической индустрии ты можешь сделать определённые шаги и поймать волну нового инновационного цикла. Это может быстро сменить расстановку сил в игре.

В августе 2013 года Прэм Ватса, глава Fairfax Financial Holdings, сообщает о том, что BlackBerry может быть продана. 23 сентября Fairfax делает публичное предложение о приобретении BlackBerry по цене $9 за акцию. После этого компания примет статус частной. Сама BlackBerry несёт убыток в размере $965 миллионов за один квартал и сообщает об увольнении 4500 сотрудников.

Компания продолжает терять деньги. Наличные средства и краткосрочные инвестиции сократились почти на $500 миллионов, составив в общей сложности $2.3 миллиарда.

В ноябре теряет силу предложение Fairfax о выкупе BlackBerry за $4.7 миллиарда. Хайнса убирают с должности руководителя, и его место занимает бывший глава Sybase Джон Чен.

2 декабря, на фоне слухов об окончательном выходе BlackBerry из бизнеса, Чен представляет открытое письмо, адресованное клиентам компании:

Вывеска «На продажу» снята с нашей компании. Мы здесь, чтобы остаться. Сообщения о нашей смерти сильно преувеличены.

Джефф Гэдвей, текущий старший менеджер по маркетингу BlackBerry:

Когда вы общаетесь с фокус-группами, говорите с клиентами о брендах в области высоких технологий, вы сталкиваетесь с брендами, которые вообще не возвращаются. С BlackBerry всё иначе. У людей есть позитивные чувства к BlackBerry. Если бы в них не проявлялось близости к бренду, то наша вера в то, что мы делаем, сильно пошатнулась бы. Однако, люди по-прежнему хотят видеть успех BlackBerry.

(via)